ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «Реализация ФГОС общего образования в образовательных учреждениях г.о. Самара»
Эффективные педагогические технологии:
педагогика сотрудничества – одна из технологий
личностно-ориентированного обучения.
Выступление с
демонстрацией
фрагмента занятия
Мария Викторовна Мелашенко,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 12 г.о. Самара
2015 год
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Адольф Дистервег
Ни для кого не секрет, что педагогика сотрудничества – это не современное открытие. Возникла она очень давно и не потеряла своей актуальности и по сей день. Работа в среде сотрудничества в большей мере раскрывает потенциал всех участников образовательного процесса в целом, а также позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, что является приоритетной технологией в реализации ФГОС второго поколения.
Причины выбора технологии сотрудничества:
*легко вписывается в учебный процесс
*способствует достижению образовательных целей
*обеспечивает внедрение основных педагогических стратегий
*обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся
*обеспечивает доброжелательность
*привлекает внимание к индивидуальности человека
*ориентация на развитие творческих способностей
Личностно – ориентированное обучение во главу угла ставит:
самобытность ребенка,
его самоценность,
субъективность процесса обучения
Варианты работы в сотрудничестве: (их много, остановимся на наиболее интересных и успешно применяемых в начальной школе)
I вариант
Класс делится на группы разного уровня обученности. После объяснения учителем материала каждой группе дается карточка с заданием. Уровень трудности соответствует уровню потенциальных способностей участников группы.
На практике данный метод был опробован на уроке литературного чтения по теме: В.Сутеев «Под грибом»
Класс делится на 4 команды по 5 участников. Каждая команда получает карточку с вопросом. После восприятия текста каждый участник команды еще раз читает рассказ по своему учебнику и группа приступает к совместной работе над вопросом.
Вопросы к тексту:
1 уровень:
Перечислить всех героев рассказа.
2 уровень:
Кто из персонажей прятался от дождя, а кто спасался?
3 уровень:
О чем задумался муравей, найдите в тексте отрывок.
4 уровень:
Что недосказала лягушка? О чем автор просит нас догадаться?
5 уровень:
Какие вы знаете литературные произведения с похожим сценарием, назовите их.
Проверка:
В каждой команде выбирается ученик, который будет отвечать. Учитель провозглашает вопрос, командир отвечает.
Участники других команд могут дополнять, если в этом появляется необходимость.
Оценивание.
Так как в первом классе нет оценок по пятибалльной системе, учителю необходимо во время работы отслеживать ситуацию и постараться дать комментарии, нацеливающие на успех.
На конкретно этом уроке все ученики с заданиями справились успешно. В качестве стимула все были «награждены» листом-раскраской по прочитанному рассказу.
заголовок
Класс делится на группы разного уровня обученности. После объяснения учителем материала каждой группе дается карточка с заданием. Уровень трудности соответствует уровню потенциальных способностей участников группы.
II вариант «пила» или «мозайка»
Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждому участнику группы присваивается номер. В каждой команде есть участник № 1, № 2 и т.д. Каждый получает задание соответствующее своему номеру. Участник рассуждает и идет на «встречу экспертов» - тех участников из других команд, которые должны ответить на этот же вопрос. Затем все вопросы обсуждаются в рамках одной команды и после завершения определенного времени начинается общее обсуждение. Ученики заранее предупреждены о том, что информация, полученная в ходе обсуждения пригодится им для последующего выполнения индивидуального задания на проверочной работе. Таким образом, каждый ученик заинтересован кому-то нужно освежить в памяти ранее изученный материал, а кому-то необходимо заполнить пробелы в знаниях.
Урок Окружающего мира 1 класс Тема: Жизнь птиц (39 урок)
До этого урока уже проведены 2 урока, так или иначе знакомившие учащихся с темой. Вопросы, задаваемые на этом уроке, приводят знания, полученные ранее, в систему. Отвечая на вопросы, учащиеся вспоминают пройденное и опираются на свой опыт и знания.
Вопросы:
1.Какие изменения происходят в жизни птиц с наступлением холодов?
2.Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются?
3. Перечислить нелетающих птиц и охарактеризовать причины такого поведения?
4.Отличительные особенности птиц.
На следующем уроке ученики выполняют проверочную работу, на выполнение которой отводится не более 15 миинут
Проверочная работа по окружающему миру:
1.Что является причиной перелета птиц? Подчеркни подходящий ответ.
надоел один и тот же вид из гнезда
снижается температура воздуха
дни становятся короче
на небе редко светит солнце
становится мало корма
часто идут дожди
2.Подчеркни синим цветом перелетных птиц, зеленым – оседлых, а красным цветом тех птиц, которые прилетают на зиму в наши края.
клёст, грач, журавль, голубь, снегирь, воробей, жаворонок, скворец, ворона, синица.
3. Напиши, каких ты знаешь нелетающих птиц _________________
4. Закончи предложения:
*Тело птиц покрыто ___________
*Верхние конечности птиц называются ___________
*Птенцы птиц появляются из ___________
*самая маленькая птица – это _______________
5. Назови птицу, которая нравится тебе больше всего и почему?
__________________________________________________________
Подведем итоги…
Индивидуальная самостоятельная работа становится исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат с одной стороны влияет на результат коллективной работы, а с другой вбирает в себя результаты работы других членов группы. Каждый чувствует себя важным, необходимым.
Подведем итоги…
Недостаточно сформировать группы, нужно решить проблему мотивации самостоятельной учебной деятельности.
Основная идея такой работы в сотрудничестве – общность цели, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Также, кроме всего прочего, такие варианты работы позволяют учиться общаться с людьми, в данном случае со своими сверстниками.
Данные методы еще успешнее можно применять в более старших классах.