СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные педагогические технологии: педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Презентация к выступлению на форуме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материалы выступления на 

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

«Реализация ФГОС  общего образования в образовательных учреждениях г.о. Самара»

Просмотр содержимого документа
«Эффективные педагогические технологии: педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Презентация к выступлению на форуме.»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  «Реализация ФГОС общего образования в образовательных учреждениях г.о. Самара» Эффективные педагогические технологии: педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно-ориентированного обучения.  Выступление с  демонстрацией  фрагмента занятия  Мария Викторовна Мелашенко,  учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 12 г.о. Самара 2015 год

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «Реализация ФГОС общего образования в образовательных учреждениях г.о. Самара»

Эффективные педагогические технологии:

педагогика сотрудничества – одна из технологий

личностно-ориентированного обучения.

Выступление с

демонстрацией

фрагмента занятия

Мария Викторовна Мелашенко,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 12 г.о. Самара

2015 год

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.  Адольф Дистервег Ни для кого не секрет, что педагогика сотрудничества – это не современное открытие. Возникла она очень давно и не потеряла своей актуальности и по сей день. Работа в среде сотрудничества в большей мере раскрывает потенциал всех участников образовательного процесса в целом, а также позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, что является приоритетной технологией в реализации ФГОС второго поколения.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Адольф Дистервег

Ни для кого не секрет, что педагогика сотрудничества – это не современное открытие. Возникла она очень давно и не потеряла своей актуальности и по сей день. Работа в среде сотрудничества в большей мере раскрывает потенциал всех участников образовательного процесса в целом, а также позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, что является приоритетной технологией в реализации ФГОС второго поколения.

Причины выбора технологии сотрудничества: *легко вписывается в учебный процесс *способствует достижению образовательных целей *обеспечивает внедрение основных педагогических стратегий *обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся *обеспечивает доброжелательность *привлекает внимание к индивидуальности человека *ориентация на развитие творческих способностей

Причины выбора технологии сотрудничества:

*легко вписывается в учебный процесс

*способствует достижению образовательных целей

*обеспечивает внедрение основных педагогических стратегий

*обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся

*обеспечивает доброжелательность

*привлекает внимание к индивидуальности человека

*ориентация на развитие творческих способностей

Личностно – ориентированное обучение во главу угла ставит: самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения

Личностно – ориентированное обучение во главу угла ставит:

самобытность ребенка,

его самоценность,

субъективность процесса обучения

Варианты работы в сотрудничестве:  (их много, остановимся на наиболее интересных и успешно применяемых в начальной школе)

Варианты работы в сотрудничестве: (их много, остановимся на наиболее интересных и успешно применяемых в начальной школе)

I вариант Класс делится на группы разного уровня обученности. После объяснения учителем материала каждой группе дается карточка с заданием. Уровень трудности соответствует уровню потенциальных способностей участников группы.

I вариант

Класс делится на группы разного уровня обученности. После объяснения учителем материала каждой группе дается карточка с заданием. Уровень трудности соответствует уровню потенциальных способностей участников группы.

На практике данный метод был опробован на уроке литературного чтения по теме:  В.Сутеев «Под грибом» Класс делится на 4 команды по 5 участников. Каждая команда получает карточку с вопросом. После восприятия текста каждый участник команды еще раз читает рассказ по своему учебнику и группа приступает к совместной работе над вопросом.

На практике данный метод был опробован на уроке литературного чтения по теме: В.Сутеев «Под грибом»

Класс делится на 4 команды по 5 участников. Каждая команда получает карточку с вопросом. После восприятия текста каждый участник команды еще раз читает рассказ по своему учебнику и группа приступает к совместной работе над вопросом.

Вопросы к тексту: 1 уровень: Перечислить всех героев рассказа. 2 уровень: Кто из персонажей прятался от дождя, а кто спасался? 3 уровень: О чем задумался муравей, найдите в тексте отрывок. 4 уровень: Что недосказала лягушка? О чем автор просит нас догадаться? 5 уровень: Какие вы знаете литературные произведения с похожим сценарием, назовите их.

Вопросы к тексту:

1 уровень:

Перечислить всех героев рассказа.

2 уровень:

Кто из персонажей прятался от дождя, а кто спасался?

3 уровень:

О чем задумался муравей, найдите в тексте отрывок.

4 уровень:

Что недосказала лягушка? О чем автор просит нас догадаться?

5 уровень:

Какие вы знаете литературные произведения с похожим сценарием, назовите их.

Проверка: В каждой команде выбирается ученик, который будет отвечать. Учитель провозглашает вопрос, командир отвечает. Участники других команд могут дополнять, если в этом появляется необходимость.

Проверка:

В каждой команде выбирается ученик, который будет отвечать. Учитель провозглашает вопрос, командир отвечает.

Участники других команд могут дополнять, если в этом появляется необходимость.

Оценивание. Так как в первом классе нет оценок по пятибалльной системе, учителю необходимо во время работы отслеживать ситуацию и постараться дать комментарии, нацеливающие на успех. На конкретно этом уроке все ученики с заданиями справились успешно. В качестве стимула все были «награждены» листом-раскраской по прочитанному рассказу.

Оценивание.

Так как в первом классе нет оценок по пятибалльной системе, учителю необходимо во время работы отслеживать ситуацию и постараться дать комментарии, нацеливающие на успех.

На конкретно этом уроке все ученики с заданиями справились успешно. В качестве стимула все были «награждены» листом-раскраской по прочитанному рассказу.

заголовок

заголовок

Класс делится на группы разного уровня обученности. После объяснения учителем материала каждой группе дается карточка с заданием. Уровень трудности соответствует уровню потенциальных способностей участников группы.

Класс делится на группы разного уровня обученности. После объяснения учителем материала каждой группе дается карточка с заданием. Уровень трудности соответствует уровню потенциальных способностей участников группы.

II вариант  «пила» или «мозайка» Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждому участнику группы присваивается номер. В каждой команде есть участник № 1, № 2 и т.д. Каждый получает задание соответствующее своему номеру. Участник рассуждает и идет на «встречу экспертов» - тех участников из других команд, которые должны ответить на этот же вопрос. Затем все вопросы обсуждаются в рамках одной команды и после завершения определенного времени начинается общее обсуждение. Ученики заранее предупреждены о том, что информация, полученная в ходе обсуждения пригодится им для последующего выполнения индивидуального задания на проверочной работе. Таким образом, каждый ученик заинтересован кому-то нужно освежить в памяти ранее изученный материал, а кому-то необходимо заполнить пробелы в знаниях.

II вариант «пила» или «мозайка»

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждому участнику группы присваивается номер. В каждой команде есть участник № 1, № 2 и т.д. Каждый получает задание соответствующее своему номеру. Участник рассуждает и идет на «встречу экспертов» - тех участников из других команд, которые должны ответить на этот же вопрос. Затем все вопросы обсуждаются в рамках одной команды и после завершения определенного времени начинается общее обсуждение. Ученики заранее предупреждены о том, что информация, полученная в ходе обсуждения пригодится им для последующего выполнения индивидуального задания на проверочной работе. Таким образом, каждый ученик заинтересован кому-то нужно освежить в памяти ранее изученный материал, а кому-то необходимо заполнить пробелы в знаниях.

Урок Окружающего мира  1 класс  Тема: Жизнь птиц (39 урок) До этого урока уже проведены 2 урока, так или иначе знакомившие учащихся с темой. Вопросы, задаваемые на этом уроке, приводят знания, полученные ранее, в систему. Отвечая на вопросы, учащиеся вспоминают пройденное и опираются на свой опыт и знания.

Урок Окружающего мира 1 класс Тема: Жизнь птиц (39 урок)

До этого урока уже проведены 2 урока, так или иначе знакомившие учащихся с темой. Вопросы, задаваемые на этом уроке, приводят знания, полученные ранее, в систему. Отвечая на вопросы, учащиеся вспоминают пройденное и опираются на свой опыт и знания.

Вопросы: 1.Какие изменения происходят в жизни птиц с наступлением холодов? 2.Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? 3. Перечислить нелетающих птиц и охарактеризовать причины такого поведения? 4.Отличительные особенности птиц.

Вопросы:

1.Какие изменения происходят в жизни птиц с наступлением холодов?

2.Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются?

3. Перечислить нелетающих птиц и охарактеризовать причины такого поведения?

4.Отличительные особенности птиц.

На следующем уроке ученики выполняют проверочную работу, на выполнение которой отводится не более 15 миинут

На следующем уроке ученики выполняют проверочную работу, на выполнение которой отводится не более 15 миинут

Проверочная работа по окружающему миру: 1.Что является причиной перелета птиц? Подчеркни подходящий ответ. надоел один и тот же вид из гнезда снижается температура воздуха дни становятся короче на небе редко светит солнце становится мало корма часто идут дожди 2.Подчеркни синим цветом перелетных птиц, зеленым – оседлых, а красным цветом тех птиц, которые прилетают на зиму в наши края. клёст, грач, журавль, голубь, снегирь, воробей, жаворонок, скворец, ворона, синица. 3. Напиши, каких ты знаешь нелетающих птиц _________________ 4. Закончи предложения:  *Тело птиц покрыто ___________  *Верхние конечности птиц называются ___________  *Птенцы птиц появляются из ___________  *самая маленькая птица – это _______________  5. Назови птицу, которая нравится тебе больше всего и почему? __________________________________________________________

Проверочная работа по окружающему миру:

1.Что является причиной перелета птиц? Подчеркни подходящий ответ.

надоел один и тот же вид из гнезда

снижается температура воздуха

дни становятся короче

на небе редко светит солнце

становится мало корма

часто идут дожди

2.Подчеркни синим цветом перелетных птиц, зеленым – оседлых, а красным цветом тех птиц, которые прилетают на зиму в наши края.

клёст, грач, журавль, голубь, снегирь, воробей, жаворонок, скворец, ворона, синица.

3. Напиши, каких ты знаешь нелетающих птиц _________________

4. Закончи предложения:

*Тело птиц покрыто ___________

*Верхние конечности птиц называются ___________

*Птенцы птиц появляются из ___________

*самая маленькая птица – это _______________

5. Назови птицу, которая нравится тебе больше всего и почему?

__________________________________________________________

Подведем итоги… Индивидуальная самостоятельная работа становится исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат с одной стороны влияет на результат коллективной работы, а с другой вбирает в себя результаты работы других членов группы. Каждый чувствует себя важным, необходимым.

Подведем итоги…

Индивидуальная самостоятельная работа становится исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат с одной стороны влияет на результат коллективной работы, а с другой вбирает в себя результаты работы других членов группы. Каждый чувствует себя важным, необходимым.

Подведем итоги… Недостаточно сформировать группы, нужно решить проблему мотивации самостоятельной учебной деятельности. Основная идея такой работы в сотрудничестве – общность цели, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Также, кроме всего прочего, такие варианты работы позволяют учиться общаться с людьми, в данном случае со своими сверстниками. Данные методы еще успешнее можно применять в более старших классах.

Подведем итоги…

Недостаточно сформировать группы, нужно решить проблему мотивации самостоятельной учебной деятельности.

Основная идея такой работы в сотрудничестве – общность цели, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Также, кроме всего прочего, такие варианты работы позволяют учиться общаться с людьми, в данном случае со своими сверстниками.

Данные методы еще успешнее можно применять в более старших классах.