УДОВОЛЬСТВИЕ И РИСК
ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса»
Ефремова Н.Г.,
педагог-психолог, преподаватель биологии
Современный молодой человек, получивший среднее профессиональное образование, должен быть профессионально компетентным специалистом, который умеет:
учиться (образование в течение жизни);
познавать;
работать (применять знания на практике);
жить в ладу с окружающими;
жить в ладу с самим собой.
Но мы будем успешными в современном мире только тогда, когда будем уметь сохранять свое здоровье – основу развития личности. При нарастании разнообразных напряжений – эмоциональных, психофизических, информационных – особое значение приобретает осознанный отказ современного молодого человека от саморазрушающих вариантов «искусственного забвения», «синтетического счастья», «виртуального успеха». К сожалению, формирование самодисциплины у обучающихся на пути к гармоничному развитию личности с развитой мотивацией к обеспечению безопасности и укреплению здоровья оттесняется желанием поступить в вуз или найти работу, чтобы заработать денег на машину, дорогую одежду, хорошо отдохнуть.
Сегодня здоровье в обыденном сознании до сих пор не стало самостоятельной ценностью, часто рассматривается лишь как одно из условий достижения индивидуальных и групповых целей – материальных, социального успеха.
Для изучения отношения к удовольствию, алкоголю, курению и наркоустойчивости был рроведен анонимный опрос наших обучающихся 15-16 лет. Это своеобразный диалог об актуальных аспектах безопасности, личного и общественного здоровья. Анкета «12 вопросов об удовольствии и риске» раскрывает отношения подростков к собственным увлечениям, вариантам отдыха, алкоголю, табакокурению, наркотикам.
Система анализа суждений обучающихся привела к необходимости сформулировать базовые рабочие понятия – «наркоустойчивость» и «наркориск». Они характеризуют альтернативные психологические установки, определяющие оптимальные и сопряженные со значительным риском действия личности по отношению к собственному здоровью, общему развитию и характеру социализации.
Набор вариантов суждений позволяет выделить те из них, которые однозначно ведут к укреплению здоровья, способствуют общему развитию и адаптации молодых людей. Комплекс оптимальных вариантов ответов на вопросы отражает ожидаемую перспективу наркоустойчивости: среди удовольствий – это гигиена, движение, сон, прогулки на свежем воздухе; среди увлечений - компьютер, музыка, подвижные игры, поездки на природу с родными и близкими. Предпочтения в отборе подобных ответов свидетельствуют о здоровых наклонностях обучающихся, обеспечивающих естественную радость полноценной жизни.
Совокупность альтернативных ответов на те же вопросы, перечень вариантов поведения, которые ведут к разнообразным нарушениям здоровья и осложнениям развития, отражают степень наркориска. В их числе – все варианты употребления наркотических веществ, прежде всего алкоголя и табака, отдых в неконтролируемых родителями компаниях, опасные заблуждения и переоценка своего жизненного опыта в случаях контакта с пьющими, алкоголиками и наркоманами.
Варианты ответов обучающихся разделены на три условные группы:
При анализе результатов анкетирования определяется удельный вес оптимальных, неопределенных и нежелательных для здоровья и общего развития подростков вариантов ответов в учебных группах. Ответы юношей и девушек рассматривались отдельно. Специфика вопросов анкеты позволяет группировать результаты по различным аспектам наркоустойчивости обучающихся, выявлять конкретные особенности их выбора, влияющего на сохранение и укрепление здоровья.
Результаты анкетирования
Было опрошено 146 обучающихся 15-16 лет, 70 юношей и 76 девушек первого курса.
Уровень безопасности различных форм релаксации выявили ответы на первые вопросы.
Предпочитаемые удовольствия, указанные подростками, свидетельствуют, что половина и более опрошенных девушек выбирают из тех, которые укрепляют здоровье. Юноши более склонны к неоднозначно воздействующим на организм занятиям, например, вкусно поесть, поспать. Не представляет полноценных удовольствий без алкоголя и табака втрое меньше девушек, чем их одногруппников-юношей.
Любимые увлечения обучающих (юношей и девушек) практически одинаковы – побыть с любимым человеком, пообщаться с друзьями, поиграть на компьютере.
Предпочитаемый отдых отражает естественную тягу подростков к общению в знакомой компании сверстников. Она нарастает у молодых людей, составляя не менее половины ответов на вопрос. В тоже время отмечен достаточно высокий удельный вес тех, кто охотно, с радостью отдыхает с родителями. Реже подростки склонны к досугу в одиночестве.
Отношение к алкоголю неоднозначно.
Степень «алкоголизации» застолья в свой день рождения, предпочтения пьяному торжеству отдают юноши и девушки, среди которых некоторые сохраняют желание развлечь гостей чем-нибудь кроме выпивки и закуски под музыку. Приблизительно пятая часть опрошенных планируют творческие развлечения гостей, не связанные с алкоголем.
Реакция на случайную компанию, в которой употребляют спиртное и курят отрицательная в большинстве случаев, почти 80% юношей и девушек выразили стремление уйти из нее, только единицы опрошенных выразили желание остаться.
Отношение к алкоголю очень настораживает: и девушки, и молодые люди (38%) считают, что алкоголь в малых дозах снимает напряжение, стимулирует обмен веществ и работу сердца, 32% обучающихся считает, что алкоголь – это яд, который опасен не более других загрязнений среды, 20% опрошенных выразили мнение, что алкоголь – медленное, мучительное для близких самоубийство, 10% ответили, что алкоголь приводит пьющего к паразитированию при попустительстве общества; надо подчеркнуть, что различий в ответах юношей и девушек практически не было. Эти результаты говорят о том, что молодые люди верят в распространенные мифы об алкоголе, не осведомлены достоверно о пагубном действии алкоголя на организм, на будущее потомство.
Отношение к курению и курящим вскрывает опасные заблуждения. Они отмечены в ответах: 87 % юношей считают, что никотин стимулирует внимание, снимает дремоту и гасит чувство голода, девушки более осведомлены – 78% считают, что даже дым курящих рядом с вами существенно ухудшает ваше здоровье. К курящим юношам и девушкам абсолютное большинство обучающихся проявили полное безразличие. Заметная доля тех, кто физически не переносит запах табачного дыма. Почти четверть опрошенных показывают негативное отношение к курящим сверстницам. А вот ответы, говорящие о привлекательности курящих, были крайне редки.
Наркоманию и возможность приема наркотиков в ответах на два специальных вопроса категорически отклоняют 96 %, при этом единичные ответы были, которые говорят о стремлении испытать действие наркотиков на себе.
Два других вопроса на эту тему показали, что, кроме естественного сострадания наркоманам, две трети опрошенных подростков допускают возможность личного участия в решении проблем друга - наркомана, связанную с риском разделить его судьбу. Обучающиеся еще верят в миф о том, что человек может излечиться от наркозависимости, если захочет.
Общая картина, полученная в результате опроса, далека от оптимальной. Она указывает на высокий вес в молодежной среде тех, кто склонен к курению и регулярной выпивке. Результаты анкетирования выявляют разнообразие поведенческих реакций обучающихся-первокурсников, которое заставляет членов самоуправления, активистов, старост, а также преподавателей постоянно вести профилактическую работу. Наш коллектив обучающихся систематически участвует в конкурсе плакатов и роликов «Я выбираю жизнь», тесно сотрудничаем с Городским молодежным центром социальных программ «Спектр», на уроках биологии мы изучаем темы: «Вирусные заболевания», «Наследственные заболевания человека», «Факторы, влияющие на здоровье человека», защищаем проекты «Проблемы молодежи», «Молодая семья и ее нравственные устои», «Проблемы молодежи Курской области», проводим психологические классные часы «Кто Я?», «Секреты конструктивного общения», «Помоги себе сам». Вся эта работа систематически ведется педколлективом со студентами и направлена на формирование у них здорового образа жизни и ответственного отношения к своей жизни, своему здоровью, к своим будущим детям. Каждый из нас в ответе не только за себя, но и за свое будущее, от нас зависит, каким оно будет.
12 вопросов об удовольствии и риске
Перед началом анонимного анкетирования необходимо разъяснить студентам следующие особенности. При заполнении анкеты следует указывать в пунктах:
1-3 по три наиболее приемлемых варианта ответов, распределив их в соответствии с личными предпочтениями на 1, 2, 3, места;
5, 6, 7, 10, 11 – единственный наиболее подходящий вариант;
4, 8, 9, 12 – все приемлемые суждения из перечисленных.
Анонимная анкета
1. У вас улучшается настроение после того, как вы:
А) вкусно поедите, съедите шоколад или мороженое
Б) примете душ, ванную, попаритесь в бане
В) поплаваете, побегаете, поиграете в спортивные игры
Г) потанцуете
Д) выпьете вина, пива
Е) затянетесь дымом сигарет
Ж) поспите.
2. У вас портится настроение, если долго не удается:
А) посмотреть телевизор (новые видеофильмы)
Б) поплавать (поиграть в футбол, волейбол, теннис и т.п.)
В) побывать за городом
Г) выпить с друзьями пива, легкого вина
Д) познакомиться с интересными людьми
Е) побыть с любимым человеком
Ж) поиграть на компьютере
З) пообщаться с друзьями.
3. Вам особенно приятно отдыхать:
А) с родными и близкими за городом, в гостях
Б) одному в гостях, на природе
В) одному у себя дома
Г) в привычной компании сверстников
Д) среди новых интересных людей.
4. Приглашая друзей на свой день рождения, вы кроме основного угощения планируете:
А) обеспечить музыку, видео
Б) организовывать розыгрыши, веселые игры
В) купить пива, легкого вина
Г) купить немного водки и пару бутылок вина
Д) пригласить новых интересных знакомых
5. Если вдруг попадете в новую компанию, в которой привычно употребляют спиртное и курят, вы:
А) присоединитесь, так как вам это не повредит
Б) присоединитесь, чтобы не быть «белой вороной»
В) останетесь и, если будут настойчиво угощать, присоединяетесь
Г) останетесь, но категорически воздерживаетесь от употребления
Д) под приличным предлогом покидаете компанию
6. Вы считаете, что табак:
А) стимулирует внимание, снимает дремоту и гасит чувство голода
Б) не так уж вреден, раз все курят вокруг
В) яд, который опасен не более других загрязнений среды
Г) даже дым курящих рядом с вами существенно ухудшает ваше здоровье
Д) это наиболее бессмысленная форма самоубийства
7. Вы считаете, что алкоголь:
А) в малых дозах снимает напряжение, стимулирует работу сердца и обмен веществ в организме
Б) не так уж вреден, раз вокруг все пьют
В) яд, который опасен не более других загрязнений среды
Г) приводит пьющего к паразитированию при попустительстве общества
Д) медленное, мучительное для близких пьющего самоубийство.
8. Ваше отношение к наркотикам:
А) слышал, но никогда не держал в руках
Б) видел как употребляют, но сам не пробовал
В) пробовал, ничего особенного
Г) пробовал, больше не хочу
Д) пробовал, ничего страшного
Е) можно пробовать, если с умом
Ж) абсолютно отрицательное.
9. Ваше отношение к наркоманам:
А) никогда не встречал, пока не могу определить свое отношение
Б) не хочу думать о них, не мое это дело
В) не надо вмешиваться в их жизнь
Г) надо помочь им избавиться от зависимости
Д) так им и надо, если «слабаки».
10. Если вам предложат надежный вариант бесплатно попробовать легкий наркотик, вы:
А) проверите надежность при помощи знакомых, попробуете
Б) конечно согласитесь
В) скажите, что не отошел от прошлой дозы
Г) скажите, что принимаете несовместимый антиаллерген или другой подобный препарат
Д) скажите, что вам и так хорошо
Е) возьмете, но принимать не будете, отдадите кому–нибудь или выкинете
Ж) возьмете и продадите знакомым.
11) При виде курящей девушки (юноши) вы:
А) проявите интерес к тому, что она (он) курит и умеет делать это красиво
Б) представите ее ( его) поблекшую кожу, хриплое дыхание и свистящий кашель
В) испытаете желание заставить ее (его) бросить сигарету
Г) отворачиваетесь, так как вам неприятен табачный дым
Д) не обращаете внимания, вам все равно.
12. Если близкий вам человек вдруг окажется алкоголиком или наркоманом, то вы:
А) сделаете все возможное, чтобы помочь ему избавиться от этого
Б) как это ни тяжело, но расстанетесь с ним
В) дадите ему испытательный срок для избавления от этого пристрастия
Г) Подобное «вдруг» невозможно, так как вы достаточно разбираетесь в людях.
Можно использовать также очень информативную анкету «Отношение к наркомании».
Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы, выбрав один из вариантов ответов.
Считаете ли вы, что наркомания – угроза для будущих поколений?
А) Да, употребление наркотиков к хорошему не приведет.
Б) Нет, наркомания – это ерунда, страшного и опасного в этом ничего нет.
В) Не знаю
2. Как, по твоему мнению, становятся наркоманами?
А) Под влиянием друзей.
Б) Наркоманами ставонятся те, кому нечем заняться.
В) Те, кто думает, что став наркоманом, можно выделиться из массы сверстников.
Г) Употребление накркотиков помогает уйти от неразрешимых проблем.
Д) Все начинается с курения и слабой воли.
3. Кто виноват, что люди начинают принимать наркотики?
А) Наркоторговцы
Б) Средства массовой информации
В) Родители
Г) Друзья
Д) Виноват тот, кто сам начинает их принимать.
4. Пробовал ли ты сам наркотики?
Если да, то это было добровольно или по принуждению?
5. Если бы твой друг стал наркоманом, ты бы относился к нему по-прежнему?
А) Помог бы бросить эту отраву
Б) К сожалению у меня уже есть такие друзья
В) Перестал бы считать другом тех, кто начал принимать наркотики.
6. Что бы ты предложил (ла) для борьбы с наркоманией?
А) Расширить различные движения по борьбе с наркоманией
Б) Применять очень жесткие меры к распространителям наркотиков
В) Заполнить досуг чем-то интересным
Г) Пополнять свои знания об этом страшном зле путем чтения познавательной и художественной литературы
Д) Родителям внимательно следить за поведением и ощением своих детей
Е) Изобрести специальные лекарства для тех, кто стал наркоманом
Ж) Перестать быть равнодушным к чужой беде.