Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Графическим отображением периодического закона является Периодическая система химических элементов. Известно более 700 форм периодической таблицы. Официальным, по решению Международного союза химиков, является её полудлинный вариант.
Каждому химическому элементу в таблице отведена одна клеточка, в которой указаны символ и название элемента, порядковый номер и относительная атомная масса (рис. 1).
Ломаная линия обозначает границу между металлами и неметаллами.
Последовательность расположения элементов не всегда совпадает с возрастанием атомной массы. Есть несколько исключений из правила. (...), относительная атомная масса аргона меньше атомной массы калия, а теллура – меньше, чем йода.
Каждый элемент имеет свой порядковый (атомный) номер, располагается в определённом периоде и определённой группе.
(По материалам Интернета)
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Предложения в приведённом отрывке чёткие, построены по классической схеме, почти все двусоставные.
2) Текст изобилует красочными эпитетами, образными метафорами и олицетворениями.
3) Все слова в тексте в прямом значении, текст чётко структурирован.
4) Приведённый текст относится к научному стилю, встречается много терминов (металлы, неметаллы, атомная масса и т. д.).
5) Текст безэмоционален, в нём не выражена чёткая позиция автора и его отношение к описываемому.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЭЛЕМЕНТ, -а, м.
1. чего. Одна из черт в чём-н., в содержании чего-н. (книжн.). Э. драматизма в рассказе.
2. Химический источник электрического тока. Гальванический э. Сухой э.
3. Доля, некоторая часть в составе чего-н., в чём-н. Интернациональные элементы в русской терминологии.
4. Человек как член какой-н. социальной группы. Прогрессивные элементы. Уголовные элементы.
5. Простое вещество, не разложимое обычными химическими методами на составные части (спец.). Периодическая система элементов.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обнялАсь вручИт обогнАла дефИс вернА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В его романах преобладали РОМАНТИЧЕСКИЕ сцены.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ стенд находится в холле школы.
В прошлом году была ДОЖДЛИВАЯ осень.
На приёме в посольстве присутствовали сотрудники ДИПЛОМАТИЧНЫХ ведомств.
Радиационный фон сохраняется в пределах нормы и не ОТКЛОНЯЕТСЯ от средних значений.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Мать требовала от сына истинной правды, хотела, чтобы он полностью восстановил события того дня.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ТУФЕЛЬ свыше ТРЁХСОТ человек ДВУМЯСТА журналами ПРИЛЯГТЕ на кровать не ЕЗДИ туда
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеет доступ к широкому информационному полю.
2) Многих старшеклассников, сдавших зачёты, допустили к экзаменам.
3) Дубрава, в которой любил проводить время юный М.Ю. Лермонтов, находилась неподалёку от Тархан.
4) Открытое письмо деятелей культуры Правительству РФ опубликовано в газете «Московском комсомольце».
5) Получив письмо из деревни, нами тотчас же был написан ответ.
6) Большим культурным и научным событием античных времён было появление «Риторики» Аристотеля – философа, значительно развившего учение Платона об ораторском искусстве.
7) Ярким цветком, медленно расцветавший в душе А.А. Блока, было не только ощущение России как Родины, но и полное духовное слияние с ней. 8) Это была не столько разведка боем, а настоящая битва.
9) Многие из тех, кто бывал в небольших городах Италии, видели заросшие плющом каменные мосты, обветшалые старинные мраморные фасады зданий.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) калорийный, горевать, облачное (небо)
2) прикасаясь, героический, стилистический
3) блистательный, обмакнуть, начинать
4) выращенный, подгореть, предположение
5) сжигать, коснуться, умиротворение
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..общил, (народное) пр..дание, пр..сутствие
2) об..ехать, в..езд, суб..ект
3) по..сказал, на..писал (адрес), пре..положил
4) по..ставка, о..делил, по..писать
5) об..грел, поз..вчера, не..бдуманный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рубаш..чный, мороз..ц
2) худ..нький, никел..вый
3) беззастенч..вый, отрасл..вой
4) откле..ли, разве..лся
5) вкрадч..вый, прост..нький
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скач..т (всадник), муч..мый
2) привстан..шь, пропущ..нный
3) лепеч..шь, успе..шь
4) прикле..вший, это позвол..т
5) невид..мый, направл..нный
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)РАЗ весной мы видели пышные соцветия калины.
(НЕ)ПОЛУЧИВ согласия на брак, влюблённые решили венчаться тайно. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но уютном доме было светло и тихо.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ опасности, ребята катались по льду на реке.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
Арсеньев проделал огромную работу для того, ЧТО(БЫ) (В)СЛЕД за ним в тайгу пошли другие люди.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
(ЗА)ЧАСТУЮ главная мысль художественного текста понятна не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
В тума(1)ый осе(2)ий день я отправился в тот таинстве(3)ый парк, где за кова(4)ой чугу(5)ой решёткой сразу начинался густой листве(6)ый лес.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Водил смычком по скрипке старый слепой цыган.
2) Зимой в лесу тихо и лишь изредка слышится треск ветвей.
3) Каштанка съела много и словно опьянела от еды.
4) Лиза приехала в город впервые и её поразили высотные дома.
5) Прокопенко то ли опаздывал на встречу то ли вовсе забыл о ней.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Раскачавшись (1) на качелях (2) подвешенных к ветвям старого дуба (3) Лёля резко спрыгнула прямо в (4) напоминавшую зелёную шапку (5) густую траву.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
К счастью(1) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и (2) кажется(3) вовсе(4) не торопился в дорогу.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Полковник рассказал (1) что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге (2) и (3) что экземпляр (4) который он сам видел (5) доставлен ныне курьером главнокомандующему.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) и взлетел на крыши домов.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. (2)Весна шла по полям, как молодая хозяйка. (3)Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. (4)Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
(5)Снег в лесу потемнел. (6)Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. (7)Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей ещё в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины, и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.
(К.Г. Паустовский)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. 2)Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. (3)Фотография поблёкла, края, смазанные ещё при съёмке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в вечность, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время. (4)Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 «Б», до седых волос дожило девятнадцать. (5)Мне почему-то сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе.
(6)А ещё мы с детства играли в то, чем жили сами. (7)Классы соревновались не за отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться «чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей.
(8)И ещё я помню, как горевал, что не смогу помочь челюскинцам, потому что мой самолёт совершил вынужденную посадку где-то в Якутии, так и не долетев до ледового лагеря. (9)Самую настоящую посадку: я получил «плохо», не выучив стихотворения. (10)Потом-то я его выучил: «Да, были люди в наше время...» (11)А дело заключалось в том, что на стене класса висела огромная самодельная карта и каждый ученик имел свой собственный самолёт. (12)Отличная оценка давала пятьсот километров, но я получил «плохо», и мой самолёт был снят с полёта. (13)«Плохо» было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного – чуть-чуть! – челюскинцам, которых я так подвёл.
(14)Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. (15)Ведь никто же не хотел умирать, правда?
(16)А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила война. (17)Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. (18)Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.
(19)Улыбнись мне, товарищ. (20)Я забыл, как ты улыбался, извини. (21)Я теперь намного старше тебя, у меня масса дел, я оброс хлопотами, как корабль ракушками. (22)По ночам всё чаще и чаще слышу всхлипы собственного сердца: оно уморилось. (23)Устало болеть.
(24)Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте. (25)Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. (26)И тогда я думаю, что не дай им Бог повторить вашу судьбу. (27)А если это всё же случится, то дай им Бог стать такими же.
(28)Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. (29)Мы твёрдо знали, что будет война, а они убеждены, что её не будет. (30)И это прекрасно: они свободнее нас. (31)Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью...
(32)В девятом классе Валентина Андроновна предложила нам тему свободного сочинения «Кем я хочу стать?». (33)И все ребята написали, что они хотят стать командирами Красной Армии. (34)Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой. (35)Мы сами избирали её, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.
(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна. (39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной.
(43)Мне люто завидовали все ребята. (44)И даже Искра Полякова. – (45)Конечно, она мне немного велика, – сказала Искра, примерив мою гимнастёрку.
– (46)Но до чего же в ней уютно. (47)Особенно, если потуже затянуться ремнём.
(48)Я часто вспоминаю эти слова, потому что в них – ощущение времени. (49)Мы все стремились затянуться потуже, точно каждое мгновение нас ожидал строй, точно от одного нашего вида зависела готовность этого общего строя к боям и победам. (50)Мы были молоды, но
жаждали не личного счастья, а личного подвига. (51)Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. (52)Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого ещё долго светят грядущим поколениям.
(По Б.Л. Васильеву*)
*Борис Львович Васильев (1924-2013) – выдающийся русский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР. Тема Великой Отечественной войны главная в его творчестве.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В играх детей довоенного поколения отражалась их жизнь.
2) Самолёт, который вёз гуманитарный груз челюскинцам, совершил вынужденную посадку в Якутии из-за плохих метеоусловий.
3) Рассказчика печалит, что свобода для современной молодёжи порой оборачивается безмятежностью.
4) Поколение рассказчика жаждало не личного счастья, а личного подвига.
5) Из сорока пяти учащихся седьмого «Б» класса до старости дожили только четверо.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 6-9 представлено описание.
2) В предложениях 16, 17 содержится повествование.
3) Предложения 28-31 содержат рассуждение.
4) В предложениях 34, 35 представлено повествование.
5) В предложениях 50-52 представлено рассуждение.
24. Из предложений 36-42 выпишите слово со значением «уволиться с военной службы в запас».
25. Среди предложений 22–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Борис Львович Васильев рассуждает о различиях между довоенным и послевоенным поколениями, поэтому ведущим становится приём – (А)_______ (предложения 28, 29, 50). Светлой грустью пронизаны его воспоминания о довоенной юности, описать которую помогает такое синтаксическое средство, как (Б)______ (предложения 2, 38). Выразить своё отношение к ровесникам, не вернувшимся с войны, помогает лексическое средство – (В)________ («отошли в вечность» в предложении 3, «до седых волос» в предложении 4), а подчёркивает боль утраты троп – (Г)________ (предложения 16, 22)».
Список терминов:
1) цитирование
2) фразеологизмы
3) эпитеты
4) ряды однородных членов предложения
5) противопоставление
6) олицетворение
7) парцелляция
8) сравнение
9) синонимы
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы: 15 123456
1 1345
2 например
3 5
4 обогнала
5 дипломатических
6 истинной
7 двумястами
8 14857
9 34
10 23
11 12
12 234
13 небольшом
14 чтобывслед
15 12356
16 45
17 23
18 123
19 145
20 123
21 147\17
22 134
23 35
24 демобилизовался
25 25
26 5426