Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov
Составитель: Анастасия Пёсик Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит (…) тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (По Д. Гранину)
1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЛОВО. Обязательство сделать, выполнить что-л.; обещание. Сдержать свое слово.
2) СТРОКА. Ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию. Новая строка.
3) ВЕК. Разг. Очень долгое время; вечность. Не видеть кого-л. целый век.
4) БОЛЬШОЙ. Разг. Взрослый, а также вышедший из младенческого возраста, подросший (о ребенке). Гриша большой мальчик.
5) ЗАВЕТ. Наказ, наставление, завещание, данные последователям или потомкам. Выполнять заветы Толстого.
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Автор начинает текст с ряда риторических вопросов, это характерно для текста-рассуждения.
2) Писатель употребляет в тексте окказионализмы – слова, созданные им для обозначения более точного смысла (принуда, итожит).
3) Текст принадлежит к художественному стилю, так как в нём речь идёт о Пушкине.
4) Даниил Гранин неслучайно употребляет некоторые слова и словосочетания с использованием однокоренных слов (призыв к милосердию, завет, милость), этим лексическим приёмом усиливая смысл текста.
5) В синтаксисе текста необходимо отметить ряды однородных членов предложения (униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим; сострадания, вины, покаяния; воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему) и сравнения (как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова; как станционный смотритель).
4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) отдАв 3) клалА 4) красивЕйший 5) рвАла
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Николай Петрович, несмотря на преклонные годы, оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТЛИВЫМ и энергичным.
Слышен был только КОНСКИЙ топот, да пыль облаком поднялась с дороги. Юный поэт писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Утренний ветер затих, как будто прошумел только для того, чтобы ОТРЯХНУТЬ росу с деревьев.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
Вера слушала его избитые банальности и думала, что лучше бы она пошла в кино или библиотеку.
7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ТУФЕЛЬ
нет САПОГОВ
ОБОИХ спортсменов
ЛЯГТЕ на пол
оттенок БОЛЕЕ СВЕТЛЫЙ
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) После окончания школы Егор поступил работать на завод и за короткое время приобрёл квалификацию токаря.
2) Известных писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.
3) Зрители хвалили и удивлялись мастерству режиссёра пьесы.
4) М.Ю. Лермонтов не закончил любимое детище – поэму «Демон».
5) Северо-восточнее города располагаются образованные болота путём оседания песков.
6) Управляющий музеем живёт в правой части этого помещения и позволил осмотреть не только парк, но и домик поэта.
7) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.
8) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез происхождения слова «Москва».
9) Посмотрев сериал «Школу», мы решили написать об этой работе Валерии Гай Германики статью.
9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разб..раться, зап..реть, прим..рение друзей
2) оз..рение, к..нцертный, к..лготки
3) предл..жение, те..ретический, к..мпания парней
4) нач..нать, заж..гательный, соч..тание
5) тр..вянистый, б..ссейн, пок..яние
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дез..нфекция, пед..нститут, меж..здательский
2) ра..жигал, ни..ходить, бе..сознательное
3) не..деланный, ра..чёт, во..кликнуть
4) по..жечь, о..гадать, по..бросить
5) пр..исполненный величия, пр..робкий, пр..следовать
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раскра..вая, черешн..вый
2) присва..вать, милост..вый
3) спутн..ца, масл..це
4) расстра..ваться, одол..вавший
5) подразум..вая, ореш..к
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) немысл..мый, замеш..нное тесто
2) пропущ..нный, обгрыз..нный
3) вывал..шь, стел..тся туман
4) успоко..вшийся, выбеж..шь
5) ман..шь, напиш..шь сочинение
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПЛАВНЫЕ, а резкие движения придавали Ивану сходство с отцом.
Лучи осеннего солнца, ещё (НЕ)ЗАКРЫТОГО надвигающимися тучами, светили по-особенному тепло.
(НЕ)ОТВЕЧЕННОЕ сообщение – тоже послание. Коллективное управление давалось отнюдь (НЕ)ЛЕГКО.
Игра дочери на скрипке совсем (НЕ)МЕШАЛА отцу работать над новой пьесой.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ЧЕМУ он так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?
Животным ТО(ЖЕ) необходима любовь, ТАК(ЖЕ) как и человеку.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в феврале стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Работнику необходимо знать нормы Трудового кодекса РФ, а ТАК(ЖЕ) следует иметь ХОТЯ(БЫ) общее представление о правильном оформлении трудового договора.
(ПО)СУТИ, данная компьютерная программа предназначена для быстрого доступа к различной информации, а ТАК(ЖЕ) для расширения функций рабочего стола.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
В полирова(1)ом платя(2)ом шкафу аккуратно были развеша(3)ы полотня(4)ые и шерстя(5)ые рубашки.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поднялся ветер и по стенам и крышам звонко застучал дождь.
2) В пустом лесу одиноко и грустно и жутко.
3) Поворчал дед да не посмел ослушаться.
4) В свободное время мы гуляли по осеннему пустому парку или вели
беседы у камина.
5) Пётр не доверяет людям и сам страдает от этого.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Миша (1) зачарованный красотой осеннего леса (2) мог просто стоять и (3) удивляясь буйным краскам (4) наблюдать это великолепие.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Стихи (1) несомненно (2) полезны для воспитания духовных качеств личности. Именно (3) лирика способна затрагивать самые потаённые струны нашей души.
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В эту пору (1) в деревне (2) первые домики (3) которой (4) показались из-за холмов (5) почти никого не было (6) потому что все ушли на луг.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Все мы любим слушать музыку (1) и (2) когда на душе муторно и непонятно (3) рекомендуют подобрать именно ту мелодию (4) которая способна принести успокоение (5) и вернуть сознание в гармонию.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Земляники в тот год уродилось очень много, за деревней, на старой лесной вырубке, на полянах – всюду она росла.
(2)Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. (3)День был по-летнему солнечный, жаркий. (4)Но только мы подошли к лесу – набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь, а солнце всё продолжало светить. (5)Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. (6) На траве, на ветвях кустов и деревьев – везде висели капли, и в каждой капле отражалось, играло солнце. (7)Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга, один её конец упирался в нашу деревню, а другой – в заречные луга. (8)От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. (9)В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой потянешь носом этот чудесный запах – будто какой-то душистый, сладкий напиток глотнёшь.
(Г. Скребицкий)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Обычные люди устраивают званые вечера в день своего рождения или, скажем, на первое мая, а товарищ Ситников устроил вечеринку пятого мая, в день печати.
(2)Пятого мая товарищ Ситников пригласил своих друзей и приятелей на пирог.
(3)Пирог был с капустой. (4)Хороший пирог. (5)Сочный. (6)Гости, приятно удивленные, со вкусом жевали, слушая хозяйские разговоры.
(7)– Я все-таки передовой человек, – говорил товарищ Ситников, польщенный общим вниманием. – (8)Иные люди на пасху приглашают гостей, а мне пасха вроде бы и не праздник. (9)Ей-богу. (10)Мне подавайте что-нибудь этакое значительное, культурное, например, день печати. (11)Так сказать, торжественный день книги… (12)Вроде, как, значит, праздник книги и науки…
(13)Гости с огорчением поглядывали на хозяина. (14)Он явно мешал им кушать и плохо действовал на пищеварение.
(15)– Ей-богу, – говорил хозяин. – (16)Тысячи людей проходят мимо этого праздника. (17)Шутя, так сказать, проходят. (18)А мне этот праздник выше всего. (19)Мне, дорогие товарищи, даже не сам праздник дорог, мне, товарищи, книга дорога, печать.
(20)Ещё, знаете ли, покойная моя мамаша спрашивала, бывало: (21)«Отчего это ты, Вася, так книгу любишь?» (22)А я, знаете ли, мальчишка, щенок, от горшка два вершка – отвечаю: (23)«Книгу я, мамаша, оттого люблю, что это печать и, так сказать, шестая держава…».
(24)– Да уж что говорить, – вздохнул кто-то из гостей, – конечно, большой это праздник.
(25)– Ещё бы не большой! – воскликнул хозяин. – (26)Книга! (27)Что может быть драгоценней, товарищи? (28)Конечно, малокультурный человек книгу и бросит куда попало, и стакан и тарелку на неё поставит…
(29)Один из гостей, прожевывая пирог, сказал:
(30)– Это верно… (31)Я вот знал… (32)Родственник… (33)Комод у него, знаете ли, без ножки… (34)Он книгу заместо ножки подложил…
(35)– Видали! – с болью сказал хозяин. – (36)Видали, какое чучело. (37)Под комод! (38)И ведь, наверное, хорошую, занимательную книгу подложил? (39)Ну, подложи словарь немецкий или французский, так ведь нет… (40)Ах, товарищи, далеко нам ещё до настоящей культуры. (41)Долго нам ещё ждать культурного отношения к книге. (42)Не скоро дойдет это до массы. (43)Я вот, дорогие товарищи, вспоминаю одну историю. (44)На фронте было. (45)В армии. (46)Бывало, придем куда-нибудь – и ну громить библиотеки. (47)Листья летят, переплеты летят – ужас… (48)Я помню, товарищи, спас одну книгу. (49)А пришли мы в какой-то фольварк. (50)Богатый фольварк – диваны, книги, зеркала. (51)И вижу я: рассматривают красноармейцы одну книжку. (52)Сидят кучей и рассматривают. (53)А книжища этакая огромная и с картинами – «Вселенная и человечество». (54)Увидел я, что книжка эта в опасности, стал просить и умолять красноармейцев.
(55)– Братцы, говорю, на черта сдалась вам эта книжка! (56)Отдайте, говорю, её мне. (57)Ну, за пачку махорки отдали. (58)Взял я её, положил бережно в мешок и всю, знаете ли, войну, всю кампанию берег её пуще глаза…
(58)– И что же? – спросили гости с любопытством.
(59)– Ну и ничего, – сказал хозяин. – (60)Привёз эту книжку домой. (61)Замечательная книжка. (62)Ей цены прямо-таки нет. (63)Какие рисунки в красках! (64)Бумага какая!.. (65)Да вот я вам покажу.
(66)Хозяин встал из-за стола и пошел в соседнюю комнату. (67)Гости нехотя двинулись за хозяином, дожёвывая на пути.
(68)– Вот, – сказал хозяин, – обратите внимание! (69)Некоторые картинки я даже вырезал оттуда и вставил в рамки.
(70)Хозяин показал рукой на стены.
(71)Действительно: вся комната была увешана иллюстрациями из книги «Вселенная и человечество». (72)Некоторые иллюстрации были вставлены в черные скромные рамки и придавали всей комнате уютный и интеллигентный вид.
(73)Восхищенные гости, осмотрев картины, пошли в столовую докушивать пирог с капустой.
(М. Зощенко)
Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко – советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской и советской литературы.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вся комната хозяина была увешана иллюстрациями из книги «Вселенная и человечество».
2) Родственник хозяина подложил книгу под сломанную ножку комода.
3) Гости были приглашены на праздник в честь Дня печати.
4) Ситников не любил книги с детства, рвал их и изрисовывал страницы.
5) Малокультурный человек, по мнению хозяина, может поставить на книгу тарелку.
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 10-12 представлено рассуждение.
2) В предложении 25 содержится основная мысль текста.
3) В предложениях 15-19 представлено повествование.
4) Содержание предложения 72 дополняет содержание предложения 71.
5) В предложении 54 представлено повествование с элементами описания.
24. Из предложений 55 -56 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 66-73 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «М. Зощенко высмеивает псевдокультурность, с этой целью он применяет лексические средства речевой выразительности (А)______(«кушать», «мамаша», «заместо», «книжка») и (Б)________(«замечательная книжка» в предложении 61, «скромные рамки» в предложении 72, «уютный и интеллигентный вид» в предложении 72). Иронию автора читатель замечает через синтаксические средства (В)_______(предложения 3-5, 44-45) и (Г)______ (предложения 10, 11, 12, 22, 38)».
Список терминов:
1) вводные слова и конструкции
2) риторический вопрос
3) контекстные синонимы
4) сравнение
5) эпитет
6) просторечная и разговорная лексика
7) диалог
8) парцелляция
9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком