СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №19

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №19

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №19»

Единый государственный экзамен, 2023 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023

3 / 11


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.



Желаем успеха!

Часть 1




ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Для «Блокадной книги» мы прежде всего искали дневники блокадников

  • они были дороже, чем личные свидетельства. Особенность любого дневника

  • достоверность; обычно автор излагает не прошлое, а сегодняшнее, он не столько вспоминает, сколько делится своими воспоминаниями, сообщает новости, рассказывает то, что произошло сегодня. Большой террор, репрессии отучили питерцев вести дневники. Занятие стало слишком опасным. В блокаду эта естественная потребность вернулась с неожиданной силой, люди почувствовали себя участниками истории, захотелось сохранить, записать неповторимость происходящего. Но было ещё одно обстоятельство: появилось сокровенное ощущение духовной пищи; удивительно, но дневник помогал выживать. Умственная работа, духовное осмысление поддерживали. После публикации «Блокадной книги» нам стали приносить дневники; вдруг оказалось, что, несмотря на все ужасы, страдания,

люди записывали подробности своей жизни.

Вот дневник главного инженера Пятой ГЭС, бесценный именно своими

деталями.

9 января 1942 года: «Остались без топлива больницы, госпитали, дома, уголь стал для Ленинграда кровью, и этой крови всё меньше».

14 января: «Окончен монтаж котла под антрацит. Нет здорового человека, пригодного для ручной заброски в котёл угля».

Я цитирую лишь отдельные строчки из этого замечательного дневника, который вести́ было тоже подвигом…

Каждый дневник по-своему передаёт трагедию города. В каждом

дневнике есть талант наблюдательности, понимание того, как драгоценны

подробности этой невероятной жизни блокадных людей.

(По Д.А. Гранину)

1

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.


Ответ: .


2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. СИЛА. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических. Единица силы.

  2. ПИЩА. То, что является материалом для какой-нибудь деятельности, источником для чего-нибудь. Пища для ума, размышлений.

  3. ДЕТАЛЬ. Часть какого-нибудь изделия. Тракторные детали.

  4. ПЕРЕДАВАТЬ. Беря в руки, вручать, отдавать, подавать какой-л. предмет кому-л. Передавать мяч.

  5. ДРАГОЦЕННЫЙ. Очень важный, нужный. Терять драгоценное время.


Ответ: .


3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  1. Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.

  2. Множество ярких эпитетов (сокровенное ощущение, замечательный дневник и др.) помогают автору передать собственное трепетное отношение к дневникам свидетелей тех страшных лет.

  3. Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.

  4. В синтаксисе текста можно отметить разнообразие: представлены и простые, и сложные предложения, можно встретить ряды однородных членов.

  5. Автор применяет цитирование, чтобы придать тексту большую драматичность, а также документальность.


Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. 4

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    тортЫ

  2. вернА

  3. положИть

  4. создАла

  5. сливОвый


Ответ: .


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дедушка первым вздумал весь большой участок засадить ДВОЙНЫМ рядом лип.

Иван – человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

На тёмной листве блестела одна-единственная ДОЖДЛИВАЯ капля. В пословицах и поговорках отражается ВЕКОВОЙ опыт народа.

НАДЕВ на шею ожерелье, Екатерина спустилась к гостям. Ответ: .

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключить лишнее слово. Запишите это слово.

Валентина захотела стать известным композитором, поэтому начала изучать начальные азы нотной грамоты.


Ответ: .



В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году

рота СОЛДАТ

сестра БОЛЕЕ КРАСИВАЯ СТРИГЁТ волосы

наши ПАСПОРТА


Ответ: .

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. 9

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    р..скошный, те..ретический, двухг..ловый

  2. к..сить (траву), прик..снуться, благосл..вение

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении

предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ



  1. А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

  2. Спеша на экзамен, шпаргалки были мной забыты.

  3. Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям.

  4. МГУ объявил о наборе студентов на новую специальность.

  5. Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.

  6. Все, кто был на игре в тот день, выиграл призы.

  7. Внимательный читатель не пропустит описание природы, раскрывающими характер героя.

  8. В дальнейших исследованиях автор опирался как на данные толковых словарей, а также на материалы летописей.

  9. Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.

    1. гор..зонт, д..ректор, выж..мать

    2. предл..жение, зв..нарь, н..гтевой

    3. закл..нание, сж..мать, соб..рать Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. на..кусил, по..тащил, по..пись

  2. бе..делье, в..плывать, в..махнуть

  3. сверх..зящный, супер..нтересный, пед..нститут

  4. ра..сказывать, и..делие, бе..хозный

  5. пр..бежище, пр..ласкать, пр..лежный Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. эмал..вый, бессонн..ца

  2. податл..вый, удоста..ваться

  3. виновн..к, колокольч..к

  4. влев.., наутр..

  5. грош..вый, кумач..вый


Ответ: .


Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. шиповник кол..тся, исчезн..шь

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

  1. лесорубы пил..т, полки стро..тся

  2. слабо вид..щий, муч..мый совестью

  3. пропущ..нный звонок, неприемл..мые условия

  4. он бел..т, исчезн..шь


Ответ: .

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенными словами пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Туристы (НЕ)ЗАБЛУДИЛИСЬ в лесу, потому что хорошо знали народные приметы.

  2. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

  3. За холмами показались (НЕ)ЧЁТКИЕ очертания огромных деревьев.

  4. (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

  5. У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.


Ответ: .


14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. (И)ТАК, Клевенцов утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил; я считал ТАК(ЖЕ).

  2. ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

  3. (С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

  4. Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

  5. (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.


Ответ: .


15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Под казавшейся чугу(1)ой кольчугой у бойца билось мужестве(2)ое и отвжное сердце, это был подли(3)ый патриот, нравстве(4)о и духовно чистый и честный гражданин.


Ответ: .


16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Кокетство и изящество в одежде и украшениях составляли как привычку так и необходимость жизни княжны.

  2. Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

  3. Солнце светило ласково и нежно и оно согревало своим теплом землю.

  4. В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

  5. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    Необходимо не только помнить но и перечитывать любимые с детства сказки.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На письмо (1) полученное из Новгорода (2) Бородин так и не ответил (3) постоянно отгоняя от себя мысли о нём (4) и (5) ругая себя за малодушие.


Ответ: .


Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этом году (1) говорят (2) зима будет очень снежной. По сообщениям синоптиков (3) выпадет годовая норма осадков (4) только (5) в январе.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Избушка (1) при одном взгляде (2) на которую (3) вспомнились все русские сказки разом (4) стояла прямо на земле (5) и смотрела единственным окошком на лес.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туча была ещё далеко (1) и (2) хотя уже показались огни родной деревни

(3) дети поспешили к дому (4) так как знали (5) что бабушка будет волноваться.


Ответ: .

21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чтобы попасть на озеро Сегден, надо доехать по узкоколейке до глухой станции Ласково. (2)На поляне, пахнущей порубкой и простыми полевыми цветами, стоит бревенчатый сруб – станция и глубокий колодец. (3)Станционный сторож – старик с растрепанной рыжей бородой, прозванный неизвестно кем «Лангбардом» – достанет из колодца ледяной воды. (4)От нееё потеют бутылки и ноют зубы. (5)Белые облака лениво плывут над сухими лесами, падают сосновые шишки, и под землей в своих нагретых пещерах трещат медведки. (6)Кузнечики сыплются градом в шершавую, выгоревшую к осени траву.

  1. Дорога на Сегден идет лесами. (8)Рыжие муравьи ползут полчищами через дорогу, перетаскивая в муравейники высохших золотых ос и шершней.

(К.Г. Паустовсикй)

Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.



    1. Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2) Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

  • Отведай, внучок, моего коржа.

(9)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык. (10)Ноздри раздувались, боясь упустить толи́ку вкусного запаха. (11)Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало...

(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

  • (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.

(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. (17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь.

  1. Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

  2. Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)До чего же он жадный, этот дед! (23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

  1. Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

  2. Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

– Дед велел простирнуть!

  1. Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (30)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (31)В ней лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

(33)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

(37)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... (38)Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Коля с радостью съел корж, оставленный дедом.

  2. Коля был голодным всю войну.

  3. Дед был очень жадным, поэтому не стал есть корж при Коле, чтобы не делиться с ним.

  4. Мальчик съел свой корж очень быстро.

  5. Коля не стал дожидаться, пока бабушка разрешит ему взять корж, и буквально выхватил его из печи.


Ответ: .


23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

  1. В предложениях 37-38 перечислены последовательные действия персонажа.

  2. В предложениях 35-36 представлено описание.

  3. В предложении 27 представлено повествование с элементами рассуждения.

  4. В предложении 13 содержится причина того, о чём говорится в предложении 12.

  5. В предложении 2 приведено описание внешности.


Ответ: .


24

Из предложений 3-7 выпишите один фразеологизм. Ответ: .

25

Среди предложений 33-37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и притяжательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Ответ: .



«Передавая чувства рассказчика, голодного мальчика Коли, Ю.Я. Яковлев сочувствует ему, это показано через троп (А) тёплый дух» в предложении 7, «вкусного запаха» в предложении 10, «с неудержимой силой» в предложении 1) и лексические средства (Б) (предложения 6, 33) и (В) («чувство» в предложениях 35, 36,

26

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

«корж» в предложениях 11, 13). Основные темы текста умело переданы при помощи синтаксического средства (Г) (предложения 5, 7, 13).


Список терминов:
  1. однородные члены предложения

  2. риторические вопросы

  3. контекстные синонимы

  4. метафора

  5. эпитет

  6. просторечная и разговорная лексика

  7. парцелляция

  8. лексический повтор

  9. А

    Б

    В

    Г






    восклицательные предложения



Ответ:


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.



Часть 2



Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта

«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.

Нашли ошибку в варианте?

Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!

Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613

(также доступны другие варианты для скачивания)




СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА

ФИО:

Пёсик Анастасия

Предмет:

русский язык

Стаж:

14 лет

Регалии:

эксперт ЕГЭ

Аккаунт ВК:

https://vk.com/anastasiapesik

Сайт и доп. информация:


Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.

Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.

Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.





















ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

8

96872

9

1235

10

135

11

2345

12

124

13

125

14

14

15

1234

16

1234

17

123

18

123

19

14

20

12345

21

23

22

24

23

135

24

ПОДХОДИЛАККОНЦУ

25

35

26

5481


Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Нравственного выбора.

1. Мальчик не стал есть корж дедушки, несмотря на мучительный голод, потому что чувствовал, что это неправильно

2. Влияние войны на мирных жителей

2. Дети, старики и женщины сильно страдали от голода в годы войны

3. Проявление сострадания в годы войны

3. Хотя Коля мучительно хотел есть, он

проявил сострадание к деду и не стал есть его корж


Часть 2


задания

Правильный ответ

1

ИМ

2

25

3

245

4

23

5

ДОЖДЕВАЯ

6

НАЧАЛЬНЫЕ

7

СТРИЖЁТ

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911


ИЛИ

Проблема исходного текста не прокомментирована.

Указания к оцениванию.

  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.

  2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

  3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

  4. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста,

то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)


К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста


Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста,

то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста


Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано

ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора

(рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

0


Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста


Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в

1

любой из частей сочинения) сформулирована верно

Проблемы исходного текста не сформулирована или

сформулирована неверно.

0

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый


не сформулировал или сформулировал неверно той или


иной форме в любой из частей сочинения) одну


из проблем исходного текста, то такая работа


по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.


К2

Комментарий к проблеме исходного текста


Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из

3

прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-


иллюстраций.


Проанализирована указанная смысловая связь между


примерами-иллюстрациями.


Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из

2

прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-


иллюстраций.


Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не


проанализирована (или проанализирована неверно).


Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста,

1

важный для понимания проблемы исходного текста. Дано


пояснение к этому примеру-иллюстрации


Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ

0

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для


понимания проблемы исходного текста, не приведены или


приведены с фактическими ошибками, связанными с


пониманием проблемы исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария цитируется большой фрагмент


исходного текста.






К6

Богатство речи


Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием

грамматического строя речи

1

Работа характеризуется бедностью словаря и/или

однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм


Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

К11

Соблюдение этических норм


Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка и более

0

К12

Соблюдение фактологической точности


Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12)

21


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911







ИЛИ

Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный

опыт экзаменуемого


II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет

2

нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки


отсутствуют.


Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

1

В работе нет нарушений абзацного членения текста.


Допущена одна логическая ошибка.


ИЛИ


Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью


и последовательностью изложения.


Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного


членения текста.


ИЛИ


Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью


и последовательностью изложения.


Имеется одно нарушение абзацного членения текста.


Допущена одна логическая ошибка.


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено

0

две и более логические ошибки.


ИЛИ


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный


замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая


нарушения абзацного членения текста.


ИЛИ


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный


замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного


членения текста. Допущено две и более логических ошибки.



1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2




2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023

№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)

«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:

    1. проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.


3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Существенными считаются следующие расхождения:

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.

  2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.

  3. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.

  4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.

© 2024 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель: Анастасия Пёсик

Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!