Экспериментатор удалил источник света от водного растения элодея (схема эксперимента показана на рисунке). Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса синтезированного органического вещества?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите соответствие между характеристиками и уровнями организации белка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Аминокислоты соединены только пептидными связями
Б) Гидрофобные радикалы повёрнуты внутрь глобулы
В) В образовании структуры участвуют дисульфидные связи
Г) Стабилизируется водородными связями между радикалами аминокислот
Д) Может представлять собой β-слой
Е) Непосредственно образуется на рибосоме
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
У становите соответствие между характеристиками и типами нервной системы, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) стволовой тип
Б) наличие окологлоточного нервного кольца
В) пример ароморфоза кольчатых червей
Г) характерна для двухслойных животных с радиальной симметрией
Д) эволюционно наиболее древняя
Е) характерна для типа Хордовые
ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов берёзы бородавчатой, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и тканями, обозначенными на рисунке цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) представлена клетками веретеновидной формы
Б) состоит из отдельных многоядерных удлинённых волокон
В) обладает свойством автоматии
Г) медленная скорость сокращения и расслабления
Д) образует мышечный слой стенок кровеносных сосудов
Е) формирует скелетные мышцы
ТКАНИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологического критерия вида Речного окунь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Речной окунь — вид лучепёрых рыб рода пресноводных окуней семейства окунёвых (Percidae). (2)Максимально зафиксированная продолжительность жизни речного окуня — 23 года. (3)Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. (4) Нерест у речного окуня происходит ранней весной. (5) Самка окуня откладывает икринки в форме длинной студенистой ленты. (6) Окунь — популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.
Проанализируйте таблицу «Пути достижения биологического прогресса». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Пути достижения биологического прогресса
Название
Характеристика
Пример
ароморфоз
___________ (Б)
появление плаценты
у млекопитающих
___________ (А)
частные
приспособления
к условиям среды
формирование разных
ротовых аппаратов
у насекомых
общая дегенерация
исчезновение органов
в связи с паразити-
ческим образом жизни
___________ (В)
Список терминов и понятий
1. Мелкие изменения, направленные на усиление конкуренции между видами.
2. Крупные морфофизиологические изменения, повышающие общий уровень организации.
3. Изменение характеристик популяции для увеличения ареала обитания.
4. Идиоадаптация.
5. Биологический регресс.
6. Редукция глаз и ушных раковин у крота.
7. Редукция пищеварительной системы у паразитических червей.
8. Развитие присосок и крючьев у паразитических червей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.
2. Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.
3. Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.
4. Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37 °C одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
Количество колоний, выросших на чашке
1 чашка
2 чашка
3 чашка
4 чашка
5 чашка
Без инкубации
53
24
71
21
31
1 час инкубации
22
17
53
10
18
2 часа инкубации
21
14
40
9
14
24 часа инкубации
201
13
40
8
14
48 часов инкубации
12
7
28
6
14
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему исходные количества бактерий в эксперименте должны быть строго одинаковыми. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что чашки Петри стояли просто на столе в комнате?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор провёл эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний (Daphnia pulex) из пруда и поместил их в растворы с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.
Раствор, концентрация ионов кальция (г/л)
0,2
0,4
0,6
0,8
Частота сердечных сокращений /10 минут
293
347
412
432
Как зависит частота сердечных сокращений дафний от концентрации ионов кальция в растворе? Какой тип кровеносной системы характерен для дафнии? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции человека.) Ответ поясните.
Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?
При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.