СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 5

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 28417

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Методы биологических исследований

 

 

Частнонаучный метод Применение метода
Биохимический Определение содержания глюкозы в крови
? Изучение динамики численности популяции по годам

2.  Тип 2 № 46455

Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина корней и стеблей проростков семян, если дистиллированную воду заменить на раствор, содержащий калийную селитру?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Длина корней Длина стеблей

3.  Тип 3 № 21865

Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.

4.  Тип 4 № 22420

Определите вероятность проявления (в %) доминантного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при неполном доминировании.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

5.  Тип 5 № 45798

 

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен органоид, который участвует в окислительном фосфорилировании?

6.  Тип 6 № 45799

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Синтез углеводов и липидов

Б)  Осуществляет модификацию и выделение белков

В)  Двумембранная часть клетки

Г)  Участвует в формировании межклеточных контактов

Д)  Способствует образованию лизосом

Е)  Может образовывать гликокаликс

 

 

 

ОРГАНОИДЫ

 

1)  (1)

2)  (6)

3)  (7)

4)  (8)

 

 

 

Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 48963

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых примеров относят к методам генной инженерии?

 

1.  Пересадка ядра из соматической клетки в половую.

2.  Перенос гена флуоресценции из медузы в плодовую мушку.

3.  Увеличение количества копий гена синтеза жирных кислот в рапсе.

4.  Получение потомства от родителей разных видов.

5.  Кратное увеличение числа хромосом в клетке.

6.  Создание штамма кишечной палочки, производящего инсулин человека.

8.  Тип 8 № 46274

Установите последовательность этапов биотехнологии получения инсулина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Отбор бактерий, способных синтезировать инсулин.

2.  Создание плазмиды, содержащей ген инсулина.

3.  Культивация клеток бактерий, синтезирующих инсулин.

4.  Трансформация клетки бактерии.

5.  Выделение гена, кодирующего инсулин.

9.  Тип 9 № 63466

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на схеме обозначена генеративная клетка пыльцевого зерна?

10.  Тип 10 № 63467

У становите соответствие между характеристиками и клетками гаметофитов, изображённых на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  образует зиготу при слиянии со спермием

Б)  формирует пыльцевую трубку

В)  половая клетка семязачатка

Г)  результат слияния двух гаплоидных ядер

Д)  часть зародышевого мешка, участвует в образовании эндосперма

Е)  движется по пыльцевой трубке

 

 

 

КЛЕТКИ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 52463

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  наличие одной семядоля в зародыше семени;

2)  наличие спорогона на концах побегов;

3)  внешнее оплодотворение;

4)  мочковатая корневая система;

5)  сетчатое жилкование листьев;

6)  отсутствие камбия в стебле.

12.  Тип 12 № 21501

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Розоцветные.

2.  Растения.

3.  Покрытосеменные.

4.  Двудольные.

5.  Вишня обыкновенная.

6.  Вишня.

13.  Тип 13 № 52168

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначен желчный пузырь?

14.  Тип 14 № 52178

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Формирует желчь

Б)  Обеззараживает токсины

В)  Запасает гликоген

Г)  Выделяет трипсин

Д)  Расщепление пептидов до аминокислот

Е)  Три пары

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 18965

Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1.  Относится к железам внутренней секреции.

2.  Секретирует гормоны и пищеварительный сок.

3.  Ферменты железы расщепляют белки в тонкой кишке.

4.  Участвует в эмульгировании жиров.

5.  Гормоны железы регулируют углеводный обмен.

6.  Выполняет барьерную функцию.

16.  Тип 16 № 21807

Установите правильную последовательность процессов при реакции организма человека на понижение температуры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Активация холодовых рецепторов.

2.  Выделение гормона тироксина.

3.  Выделение нейрогормона гипоталамуса.

4.  Выделение гормона гипофиза.

5.  Повышение уровня энергетического обмена.

17.  Тип 17 № 21693

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

18.  Тип 18 № 21695

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

 

1.  Пирамида видов.

2.  Пирамида чисел.

3.  Пирамида биомассы.

4.  Пирамида энергии.

5.  Пирамида редуцентов.

6.  Пирамида динамики.

19.  Тип 19 № 21880

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  стабильный температурный режим

Б)  ограниченность пространства

В)  небольшие колебания температуры

Г)  сложность широкого распространения большинства организма

Д)  высокое содержание углекислого газа

Е)  плотность высокая

 

 

 

СРЕДА

 

1)  почвенная

2)  внутриорганизменная

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

20.  Тип 20 № 20998

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 

Объект Расположение в клетке Функция
А цитоплазма хранение и передача наследственной информации
митохондрия Б биологическое окисление
рибосома цитоплазма, митохондрии, хлоропласты В

 

Список терминов и понятий

1.  Ядро.

2.  Рибосома.

3.  Биосинтез белка.

4.  Цитоплазма.

5.  Окислительное фосфорилирование.

6.  Транскрипция.

7.  Лизосома.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

21.  Тип 21 № 20606

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

 

Сорт Глазок Мякоть

клубня

Ягода Листья Стебель
Детскосельский 4 0,2 7,5 4,5 9
Синеглазка 5 0,1 9 6 7
Чугунка 4 0,2 8,5 5,5 9,5
Скала 1 0,4 6,8 4,8 11,2
Золушка 3 0,3 8 7,5 8
Ранняя роза 3 0,1 4 4,6 8,9

 

 

1.  Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах.

2.  Наибольшее количество соланина накапливается в ягодах сорта «Скала».

3.  В глазках клубня соланин накапливается в наибольшем количестве.

4.  Соланин  — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.

5.  Соланин  — это яд, который накапливается в результате внесения излишка удобрений.

22.  Тип 22 № 52364

Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Он отобрал 24 проросших семени фасоли с корнем и разделил на несколько групп. У каждого семени фасоли экспериментатор замерил длину корня и записал  — наименьшего и наибольшего в группе. Каждую группу он обернул влажной марлей и поместил в места с разной температурой: 8−10, 14−16, 22−24 °C. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.

 

 

Группы семян фасоли Температура в камере,

в °C

Среднее увеличение размера

корня за три дня, в см

1 группа 8−10 0,6
2 группа 14−16 1,9
3 группа 22−24 3,2

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? За счёт каких зон корня происходит увеличение его размеров? Клетки какой ткани корня в этом участвуют?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 54933

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал пищевые предпочтения мух вида Drosophila melanogaster. Для этого он приготовлял по 5 пробирок с разными вкусовыми добавками, в остальном состав корма был одинаковым. Затем учёный сажал мух в пробирки и считал количество куколок на стенках пробирок через 10 дней после посадки мух. Результаты учёный занёс в таблицу.

 

 

  Арбуз Груша Виноград Персик Апельсин Контроль
Среднее количество куколок в пробирке 46,6 58,0 46,6 50,2 71,4 68,4

Предположите, что учёный использовал в качестве контрольной группы в данном эксперименте? Как вы считаете, должно ли быть количество посаженных в пробирку самцов и самок дрозофилы одинаковым или это не обязательно? Поясните свой ответ.

24.  Тип 24 № 22079

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки организма человека под цифрами 1 и 2. Определите, к каким типам тканей их относят. В результате чего клетки с одинаковым генотипом при формировании организма приобретают различную специализацию?

25.  Тип 25 № 18709

Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ обоснуйте.

26.  Тип 26 № 25250

Какие особенности строения и физиологии папоротникообразных не позволили им распространиться по всей планете и выиграть конкуренцию у семенных растений? Ответ поясните.

27.  Тип 27 № 19410

Спорофит папоротника орляка имеет 52 хромосомы. Сколько хромосом у него в клетках спорангия, в зрелых спорах и в клетках заростка? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?

28.  Тип 28 № 22017

При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 5»

1.  Тип 1 № 28417

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Методы биологических исследований

Частнонаучный метод

Применение метода

Биохимический

Определение содержания глюкозы в крови

?

Изучение динамики численности популяции по годам

2.  Тип 2 № 46455

Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина корней и стеблей проростков семян, если дистиллированную воду заменить на раствор, содержащий калийную селитру?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Длина корней

Длина стеблей

3.  Тип 3 № 21865

Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.

4.  Тип 4 № 22420

Определите вероятность проявления (в %) доминантного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при неполном доминировании.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

5.  Тип 5 № 45798

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен органоид, который участвует в окислительном фосфорилировании?

6.  Тип 6 № 45799

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Синтез углеводов и липидов

Б)  Осуществляет модификацию и выделение белков

В)  Двумембранная часть клетки

Г)  Участвует в формировании межклеточных контактов

Д)  Способствует образованию лизосом

Е)  Может образовывать гликокаликс

ОРГАНОИДЫ

1)  (1)

2)  (6)

3)  (7)

4)  (8)

 

Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 48963

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых примеров относят к методам генной инженерии?

 

1.  Пересадка ядра из соматической клетки в половую.

2.  Перенос гена флуоресценции из медузы в плодовую мушку.

3.  Увеличение количества копий гена синтеза жирных кислот в рапсе.

4.  Получение потомства от родителей разных видов.

5.  Кратное увеличение числа хромосом в клетке.

6.  Создание штамма кишечной палочки, производящего инсулин человека.

8.  Тип 8 № 46274

Установите последовательность этапов биотехнологии получения инсулина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Отбор бактерий, способных синтезировать инсулин.

2.  Создание плазмиды, содержащей ген инсулина.

3.  Культивация клеток бактерий, синтезирующих инсулин.

4.  Трансформация клетки бактерии.

5.  Выделение гена, кодирующего инсулин.

9.  Тип 9 № 63466

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на схеме обозначена генеративная клетка пыльцевого зерна?

10.  Тип 10 № 63467

У становите соответствие между характеристиками и клетками гаметофитов, изображённых на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  образует зиготу при слиянии со спермием

Б)  формирует пыльцевую трубку

В)  половая клетка семязачатка

Г)  результат слияния двух гаплоидных ядер

Д)  часть зародышевого мешка, участвует в образовании эндосперма

Е)  движется по пыльцевой трубке

КЛЕТКИ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 52463

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  наличие одной семядоля в зародыше семени;

2)  наличие спорогона на концах побегов;

3)  внешнее оплодотворение;

4)  мочковатая корневая система;

5)  сетчатое жилкование листьев;

6)  отсутствие камбия в стебле.

12.  Тип 12 № 21501

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Розоцветные.

2.  Растения.

3.  Покрытосеменные.

4.  Двудольные.

5.  Вишня обыкновенная.

6.  Вишня.

13.  Тип 13 № 52168

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначен желчный пузырь?

14.  Тип 14 № 52178

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Формирует желчь

Б)  Обеззараживает токсины

В)  Запасает гликоген

Г)  Выделяет трипсин

Д)  Расщепление пептидов до аминокислот

Е)  Три пары

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 18965

Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1.  Относится к железам внутренней секреции.

2.  Секретирует гормоны и пищеварительный сок.

3.  Ферменты железы расщепляют белки в тонкой кишке.

4.  Участвует в эмульгировании жиров.

5.  Гормоны железы регулируют углеводный обмен.

6.  Выполняет барьерную функцию.

16.  Тип 16 № 21807

Установите правильную последовательность процессов при реакции организма человека на понижение температуры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Активация холодовых рецепторов.

2.  Выделение гормона тироксина.

3.  Выделение нейрогормона гипоталамуса.

4.  Выделение гормона гипофиза.

5.  Повышение уровня энергетического обмена.

17.  Тип 17 № 21693

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

18.  Тип 18 № 21695

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

 

1.  Пирамида видов.

2.  Пирамида чисел.

3.  Пирамида биомассы.

4.  Пирамида энергии.

5.  Пирамида редуцентов.

6.  Пирамида динамики.

19.  Тип 19 № 21880

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  стабильный температурный режим

Б)  ограниченность пространства

В)  небольшие колебания температуры

Г)  сложность широкого распространения большинства организма

Д)  высокое содержание углекислого газа

Е)  плотность высокая

СРЕДА

1)  почвенная

2)  внутриорганизменная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 20998

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Объект

Расположение в клетке

Функция

А

цитоплазма

хранение и передача наследственной информации

митохондрия

Б

биологическое окисление

рибосома

цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

В

 

Список терминов и понятий

1.  Ядро.

2.  Рибосома.

3.  Биосинтез белка.

4.  Цитоплазма.

5.  Окислительное фосфорилирование.

6.  Транскрипция.

7.  Лизосома.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 20606

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

Содержание соланина в различных сортах картофеля

Сорт

Глазок

Мякоть

клубня

Ягода

Листья

Стебель

Детскосельский

4

0,2

7,5

4,5

9

Синеглазка

5

0,1

9

6

7

Чугунка

4

0,2

8,5

5,5

9,5

Скала

1

0,4

6,8

4,8

11,2

Золушка

3

0,3

8

7,5

8

Ранняя роза

3

0,1

4

4,6

8,9

 

1.  Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах.

2.  Наибольшее количество соланина накапливается в ягодах сорта «Скала».

3.  В глазках клубня соланин накапливается в наибольшем количестве.

4.  Соланин  — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.

5.  Соланин  — это яд, который накапливается в результате внесения излишка удобрений.

22.  Тип 22 № 52364

Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Он отобрал 24 проросших семени фасоли с корнем и разделил на несколько групп. У каждого семени фасоли экспериментатор замерил длину корня и записал  — наименьшего и наибольшего в группе. Каждую группу он обернул влажной марлей и поместил в места с разной температурой: 8−10, 14−16, 22−24 °C. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.

 

Группы семян фасоли

Температура в камере,

в °C

Среднее увеличение размера

корня за три дня, в см

1 группа

8−10

0,6

2 группа

14−16

1,9

3 группа

22−24

3,2

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? За счёт каких зон корня происходит увеличение его размеров? Клетки какой ткани корня в этом участвуют?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 54933

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал пищевые предпочтения мух вида Drosophila melanogaster. Для этого он приготовлял по 5 пробирок с разными вкусовыми добавками, в остальном состав корма был одинаковым. Затем учёный сажал мух в пробирки и считал количество куколок на стенках пробирок через 10 дней после посадки мух. Результаты учёный занёс в таблицу.

 

Арбуз

Груша

Виноград

Персик

Апельсин

Контроль

Среднее количество куколок в пробирке

46,6

58,0

46,6

50,2

71,4

68,4

Предположите, что учёный использовал в качестве контрольной группы в данном эксперименте? Как вы считаете, должно ли быть количество посаженных в пробирку самцов и самок дрозофилы одинаковым или это не обязательно? Поясните свой ответ.

24.  Тип 24 № 22079

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки организма человека под цифрами 1 и 2. Определите, к каким типам тканей их относят. В результате чего клетки с одинаковым генотипом при формировании организма приобретают различную специализацию?

25.  Тип 25 № 18709

Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ обоснуйте.

26.  Тип 26 № 25250

Какие особенности строения и физиологии папоротникообразных не позволили им распространиться по всей планете и выиграть конкуренцию у семенных растений? Ответ поясните.

27.  Тип 27 № 19410

Спорофит папоротника орляка имеет 52 хромосомы. Сколько хромосом у него в клетках спорангия, в зрелых спорах и в клетках заростка? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?

28.  Тип 28 № 22017

При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.


Похожие файлы