1. Тип 1 № 29167
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
Организменный | Африканский слон |
? | Группа африканских слонов, проживающих компактной группой |
2. Тип 2 № 49926
Экспериментатор исследовал влияние разных условий на жизнедеятельность комнатных растений. Как изменилась интенсивность фотосинтеза и дыхания при перемещении растения в тёмную комнату?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Не изменилась.
3. Уменьшилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Интенсивность фотосинтеза | Интенсивность дыхания |
| |
3. Тип 3 № 22923
Фрагмент молекулы полипептида состоит из 48 аминокислот. Сколько нуклеотидов кодируют этот фрагмент? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21743
Сколько процентов потомства обладало доминантным по обоим признакам фенотипом при скрещивании дигетерозиготного по этим признакам растений гороха с рецессивным по обоим признакам растением? Ответ запишите в виде числа.
5. Тип 5 № 55807
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначено полярное тельце?
6. Тип 6 № 55808
Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит в зоне размножения
Б) Образуются ооциты II порядка
В) Происходит увеличение размеров клетки
Г) Образуются гаплоидные клетки
Д) Происходит конъюгация гомологичных хромосом
Е) При делении образуются диплоидные клетки
ПРОЦЕССЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 55850
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?
1. Клетка имеет гликокаликс.
2. Клеточная стенка состоит из муреина.
3. ДНК не связана со структурными белками.
4. ДНК находится в ядре клетки.
5. Может содержать плазмиды.
6. Содержит митохондрии.
8. Тип 8 № 21627
Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Присоединение аминокислоты к пептиду.
2. Синтез иРНК на ДНК.
3. Узнавание кодоном антикодона.
4. Объединение иРНК с рибосомой.
5. Выход иРНК в цитоплазму.
9. Тип 9 № 63490
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Каким номером на рисунке обозначен орган обеспечивающий процессы дыхания и питания?
10. Тип 10 № 63491
Установите соответствие между характеристиками и органами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) имеют образования, в которых заходит воздух, но газообмен не осуществляется
Б) ароморфоз, обеспечивший уверенное существование и размножение на суше
В) пронизаны капиллярами, принадлежащими единственному кругу кровообращения
Г) имеют ячеистое строение
Д) обеспечивают двойное дыхание
Е) участвуют в кожно-лёгочном дыхании
ОРГАНЫ
1) 1
2) 2
3) 3
3) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 64139
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие функции выполняет корневая система растений?
1) образование кислорода
2) закрепление в субстрате
3) всасывание органических веществ
4) симбиоз с грибами или бактериями
5) минеральное питание
6) образование генеративных органов
12. Тип 12 № 21689
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Лютик.
2. Растения.
3. Лютиковые.
4. Покрытосеменные.
5. Лютик жгучий.
6. Двудольные.
13. Тип 13 № 63831
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
А
Б
В
Г
Каким номером на схеме обозначен объект, который является безусловным раздражителем?
14. Тип 14 № 63832
Установите соответствие между характеристиками и элементами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) преобразует химический сигнал в нервный импульс
Б) выделяет пищеварительные ферменты
В) периферическая часть сенсорной системы
Г) образована секреторными клетками
Д) регулирует секреторную, двигательную, всасывающую функции пищеварения
Е) запускает условно-рефлекторный ответ
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 20529
Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Ослабление сердечных сокращений.
2. Усиление желудочного сокоотделения.
3. Усиление сердечных сокращений.
4. Ослабление волнообразных движений кишечника.
5. Уменьшение потоотделения.
6. Учащение дыхательных движений.
16. Тип 16 № 25238
Установите последовательность процессов, происходящих при вдохе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Передача нервного импульса к мышцам.
2. Повышение концентрации
в крови.
3. Возбуждение дыхательного центра.
4. Увеличение объёма грудной клетки.
5. Сокращение диафрагмы.
17. Тип 17 № 25295
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Лютик ползучий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Лютик ползучий — растение семейства Лютиковые, вид рода Лютик, произрастающее в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. (2) Растёт на влажных, затенённых, наносных почвах: по берегам рек и озёр, на влажных лугах, по полям и огородам. (3) Лютик ползучий — многолетнее травянистое растение высотой 15–40 см с коротким ветвистым корневищем. (4) Стебель восходящий или стелющийся, укореняющийся в узлах, толстый, сочный, голый или коротко опушённый. (5) Цветки обоеполые, правильные, с пятью оттопыренными чашелистиками, пятью золотисто-жёлтыми лепестками, многочисленными тычинками и пестиками. (6) Опыляется Лютик ползучий насекомыми.
18. Тип 18 № 42001
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?
1. Исключительно ветроопыление.
2. Низкорослость.
3. Запасание воды в тканях.
4. Поверхностное расположение корней.
5. Крупные листья.
6. Короткий период цветения.
19. Тип 19 № 42157
Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) устрица
Б) кальмар
В) актиния
Г) медуза аурелия
Д) речной рак
Е) морской ёж
ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
СООБЩЕСТВ
1) донная фауна
2) пелагическая фауна (фауна толщи воды)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 57091
Рассмотрите таблицу наследственного варьирования признаков у злаковых растений. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Наследственное варьирование признаков | Рожь | Пшеница | Ячмень | Овёс | Просо | Сорго | Кукуруза | Рис | Пырей |
Зерно | Окраска | Чёрная | + | + | + | − | − | + | + | + | + |
Фиолетовая | + | + | + | − | − | + | + | + | − |
Форма | Округлая | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Удлинённая | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Биологические признаки | Образ жизни | Озимые | + | + | + | + | | | | + | |
Яровые | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Примечание. Знак «+» означает наличие наследственных форм, обладающих указанным признаком.
Генетическая закономерность | Пример группы растений, для которой проявляется действие названного закона | Вид изменчивости, указанный в названном законе |
_____________ (А) | _____________ (Б) | _____________ (В) |
Список элементов
1. Закон гомологических рядов.
2. Модификационная.
3. Томат, яблоня, лук.
4. Фенотипическая.
5. Закон сцепленного наследования.
6. Ромашка, клён, сирень.
7. Горох, соя, фасоль.
8. Наследственная.
21. Тип 21 № 22941
Проанализируйте график «Суточная активность сорок в различных условиях среды».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. Каждый вид активности направлен на перемещения в пространстве и поиск корма.
2. В городе в утренние часы наблюдается большая активность сорок.
3. Наиболее продолжительные пики суточной активности птиц связаны с добычей корма.
4. На обеих территориях наблюдаются два пика активности: около 10 и около 18 часов.
5. Утренняя активность сорок с 6 до 11 утра связана с антропогенным влиянием.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 57105
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы все куры в эксперименте были одной породы. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если измерения проводились в различное время суток?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 63883
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Исследовательница решила выявить зависимость активности фермента трипсина от различных факторов среды. Она наливала в пробирки с полипептидами и ферментом буферный раствор с различным рН. Через 10 минут реакция прекращалась. Количество оставшихся полипептидов оценивалось по качественной реакции на пептидную связь. По результатам эксперимента экспериментатор составила график.
Объясните почему для трипсина оптимальной кислотностью оказался рН 7? Может ли трипсин работать в желудочном соке? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 13891
Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?
25. Тип 25 № 25455
Многие плоские черви — внутренние паразиты других животных и человека. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести такой образ жизни? Укажите не менее четырёх особенностей. Ответ поясните.
26. Тип 26 № 51681
Вид птиц Нырок мадагаскарский из семейства утиных находится на грани исчезновения. Численность популяции менее 100 особей. Почему такая низкая численность может привести к вымиранию этого вида? Назовите три причины и их последствия.
27. Тип 27 № 17092
В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
28. Тип 28 № 22948
При скрещивании томата с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями с растением с зелёным стеблем и цельными листьями всё потомство получилось с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями. При анализирующем скрещивании растения, полученного в первом скрещивании, было получено потомство: 210 растений с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями, 70 растений с пурпурным стеблем и цельными листьями, 71 растение с зелёным стеблем и рассечёнными листьями и 209 растений с зелёным стеблем и цельными листьями. Составьте схему решения задачи, определите генотипы и фенотипы потомства. Объясните появление фенотипических групп в F2.