Экспериментатор измельчил семена гороха, добавил воды, прокипятил, остудил до температуры 37 °C и добавил слюну человека. Как изменились концентрация свободных жирных кислот и концентрация свободных моносахаридов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Рассмотрите схему жизненного цикла покрытосеменных растений. Установите соответствие между структурами растения и набором хромосом, который содержится в клеточных ядрах этих структур: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ РАСТЕНИЯ
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
Е) 6
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания мейоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при вегетативном размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
Установите последовательность стадий в жизненном цикле печёночного сосальщика, начиная с цисты. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
У становите соответствие между признаками и животными, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) мезоглея
Б) отделы голова, туловище и нога
В) три слепо замкнутые ветви кишечника
Г) разбросанно-узловая нервная система
Д) радиальная симметрия тела
Е) замкнутая кровеносная система
ЖИВОТНЫЕ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Проводит воздух из ротоглотки в трахею
Б) Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
В) Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г) Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д) Состоит из нескольких долей
Е) Расположен в плевральной полости
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2) Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3) Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4) Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5) Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6) Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.
Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) используются различные источники энергии для получения продукции
Б) круговорот веществ замкнутый
В) большое видовое разнообразие
Г) преобладают одна-две культуры
Д) неразветвлённые пищевые цепи
Е) система устойчива и способна к саморегуляции
БИОСИСТЕМА
1) биогеоценоз
2) агроценоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите вид естественного отбора, характеристику и пример этого вида отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид отбора
Характеристика
Пример
____________ (А)
____________ (Б)
____________ (В)
Список терминов и понятий
1. Сокращается генетическое разнообразие особей.
2. Выживают особи со средним значением признака.
3. Преимущественно выживают особи с более выраженным признаком.
4. Существование реликтовых видов рыб латимерий.
5. Формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох.
6. Появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил.
7. Дизруптивный.
8. Движущий.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.)
100
200
300
400
500
600
700
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч)
10
30
45
50
50
50
50
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил изучить влияние температуры на колонию бактерий. Колонию бактерий он выращивал на питательных средах. В ходе эксперимента экспериментатор изменял температуру и результаты эксперимента зафиксировал в виде графика (рис. А).
Объясните результаты эксперимента. Как изменения температуры влияет на колонию бактерий? С чем могут быть связаны эти изменения?
Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранять более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.
Среди различных видов мух преобладают комнатные — мухи, постоянно залетающие в закрытые помещения (жилища людей, продовольственные магазины, столовые, кухни, помещения для домашних животных и другие). Почему борьба только с летающими мухами не даёт хороших результатов? Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с мухами? Ответ поясните.
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном — укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1 : 2 : 1 : 2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях.
Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.
Просмотр содержимого документа
«EГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 13»
1. Тип 1 № 34298
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии
Объект изучения
?
Влияние факторов окружающей среды
на численность популяции животных лошади
Палеонтология
Ископаемые останки животных
2. Тип 2 № 51577
Экспериментатор измельчил семена гороха, добавил воды, прокипятил, остудил до температуры 37 °C и добавил слюну человека. Как изменились концентрация свободных жирных кислот и концентрация свободных моносахаридов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация свободных жирных
кислот
Концентрация свободных
моносахаридов
3. Тип 3 № 22063
Сколько хромосом имеет ядро спермия крыжовника если ядро клетки листа содержит 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 2423
При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
5. Тип 5 № 51580
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена часть женского гаметофита?
6. Тип 6 № 51581
Рассмотрите схему жизненного цикла покрытосеменных растений. Установите соответствие между структурами растения и набором хромосом, который содержится в клеточных ядрах этих структур: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ РАСТЕНИЯ
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
Е) 6
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 51554
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания мейоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при вегетативном размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
5. Происходит при образовании гамет мхов.
6. Лежит в основе клонального размножения.
8. Тип 8 № 48964
Установите последовательность стадий в жизненном цикле печёночного сосальщика, начиная с цисты. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Личинка с хвостом.
2. Половозрелая особь.
3. Личинка в улитке.
4. Яйцо.
5. Циста.
6. Личинка с ресничками.
9. Тип 9 № 63447
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Каким номером обозначено животное, относящееся к типу, у представителей которого в эволюционном развитии впервые появился целом?
10. Тип 10 № 63448
У становите соответствие между признаками и животными, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) мезоглея
Б) отделы голова, туловище и нога
В) три слепо замкнутые ветви кишечника
Г) разбросанно-узловая нервная система
Д) радиальная симметрия тела
Е) замкнутая кровеносная система
ЖИВОТНЫЕ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 63702
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для дождевого червя?
1) полость тела сегментирована в соответствии с телом
2) пространство между органами заполнено паренхимой
3) нервная система стволового типа
4) газообмен осуществляется через всю поверхность тела
5) кровеносная система замкнутого типа
6) кишечник не дифференцирован на отделы
12. Тип 12 № 22397
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Хищные.
2. Животные.
3. Медведи.
4. Бурый медведь.
5. Млекопитающие.
6. Хордовые.
13. Тип 13 № 52467
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена альвеола?
14. Тип 14 № 52468
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Проводит воздух из ротоглотки в трахею
Б) Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
В) Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г) Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д) Состоит из нескольких долей
Е) Расположен в плевральной полости
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 31730
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие процессы происходят при переваривании углеводов в пищеварительном канале человека?
1. Распад моносахаридов с образованием молочной кислоты.
2. Расщепление моносахаридов до СО2 и Н2О.
3. Расщепление полисахаридов до дисахаридов.
4. Образование гликогена из глюкозы.
5. Превращение дисахаридов в моносахариды.
6. Расщепление клетчатки микроорганизмами.
16. Тип 16 № 10806
Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения.
1. Вены большого круга.
2. Артерии головы, рук и туловища.
3. Аорта.
4. Капилляры большого круга.
5. Левый желудочек.
6. Правое предсердие.
17. Тип 17 № 25239
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2) Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3) Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4) Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5) Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6) Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
18. Тип 18 № 21754
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.
1. Постоянная температура воздуха.
2. Видовое разнообразие.
3. Количество осадков в год.
4. Разветвлённость пищевых цепей и сетей.
5. Замкнутость круговорота веществ.
6. Многообразие источников энергии.
19. Тип 19 № 21626
Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) используются различные источники энергии для получения продукции
Б) круговорот веществ замкнутый
В) большое видовое разнообразие
Г) преобладают одна-две культуры
Д) неразветвлённые пищевые цепи
Е) система устойчива и способна к саморегуляции
БИОСИСТЕМА
1) биогеоценоз
2) агроценоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 43134
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите вид естественного отбора, характеристику и пример этого вида отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид отбора
Характеристика
Пример
____________ (А)
____________ (Б)
____________ (В)
Список терминов и понятий
1. Сокращается генетическое разнообразие особей.
2. Выживают особи со средним значением признака.
3. Преимущественно выживают особи с более выраженным признаком.
4. Существование реликтовых видов рыб латимерий.
5. Формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох.
6. Появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил.
7. Дизруптивный.
8. Движущий.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20626
Пользуясь таблицей «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте выберите верные утверждения.
Влияние распыления углекислого газа на урожай растений
Название растения
Без опрыскивателя СO2
С опрыскивателем СO2
Увеличение урожая в процентах
Резеда
27
41
155
Бальзамин
36
66
180
Герань
45
118
262
Табак
30
54
180
Бегония
90
135
138
1. Самый большой прирост урожая дала герань.
2. Самый большой прирост урожая дала бегония.
3. Углекислый газ проникает в лист растения через чечевички.
4. При распылении углекислого газа повышается урожай растений.
5. Урожайность не зависит от количества углекислого газа.
22. Тип 22 № 52356
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.)
100
200
300
400
500
600
700
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч)
10
30
45
50
50
50
50
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 52359
Экспериментатор решил изучить влияние температуры на колонию бактерий. Колонию бактерий он выращивал на питательных средах. В ходе эксперимента экспериментатор изменял температуру и результаты эксперимента зафиксировал в виде графика (рис. А).
Объясните результаты эксперимента. Как изменения температуры влияет на колонию бактерий? С чем могут быть связаны эти изменения?
24. Тип 24 № 16329
Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор? Какую дополнительную информацию можно извлечь из этого рисунка?
25. Тип 25 № 24468
Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранять более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.
26. Тип 26 № 25472
Среди различных видов мух преобладают комнатные — мухи, постоянно залетающие в закрытые помещения (жилища людей, продовольственные магазины, столовые, кухни, помещения для домашних животных и другие). Почему борьба только с летающими мухами не даёт хороших результатов? Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с мухами? Ответ поясните.
27. Тип 27 № 16276
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
28. Тип 28 № 31746
Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном — укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1 : 2 : 1 : 2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях.
Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.