Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024.
Логико-смысловые отношениям между предложениями.
Теория и практика.
Казанцева Нина Николаевна , учитель русского языка и литературы
МКОУ «Верхнетеченская СОШ» , высшая квалификационная категория
Что представляют собой первые три задания в ЕГЭ по русскому языку?
- Первые три задания ЕГЭ по русскому языку выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля, состоящего из нескольких абзацев. Успешное решение этих заданий базируется на очень внимательном прочтении текста, поскольку все задания связаны с его информационной обработкой.
- Согласно кодификатору, эти задания включают следующие проверяемые элементы содержания:
- информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров;
- средства связи предложений в тексте;
- лексическое значение слова .
Формулировка задания 1 (ЕГЭ 2024)
- Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
- Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Ответ: все
- Согласно заданию, вы самостоятельно подбираете пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово, как правило, является средством связи предложения с предыдущим (этой теме посвящено также задание 25), поэтому вы производите, по сути, логический анализ микротекста: устанавливаете смысловые связи между предложениями.
Что нужно знать для правильного выполнения этого задания?
- Задание требует знания морфологии, умения правильно определять части речи, чтобы подобрать именно ту языковую единицу для связи предложений, которая требуется по заданию.
- В предложенном тексте между предложениями могут быть разные смысловые отношения:
- предложения могут быть противопоставлены, сопоставлены,
- содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его, уточнять
- Второе предложение может усиливать смысл первого
- Между предложениями могут быть причинно-следственные отношения и т.д.
- И в качестве средства связи могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства , н-р антонимы, синонимы, местоимения, союзы, и др.
Какие средства связи чаще всего нужно подобрать в 1 задании?
- Вводное слово (конструкция)
- Производный или непроизводный предлог
- Подчинительный союз
- Сочинительный соединительный союз
- Сочинительный противительный союз
- Сочинительный разделительный союз
- Частицу
- Наречие
- Союзное слово
- Местоимения различных разрядов (относительные, определительные, указательные, притяжательные и др.)
Союзы. Определение. Разряды .
- Союз – служебная часть речи, которая соединяет между собой синтаксически однородные слова в простом предложении, а также целые предложения.
- Союзы бывают: 1) Сочинительные и подчинительные
- 2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и
- По своей структуре составные союзы бывают:
- 1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни.
- 2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д .
Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения).
Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста.
Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП.
Разряды сочинительных союзов:
Примеры
Соединительные
и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и
Разделительные
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
Противительные
а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же
Градационные
не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько
Присоединительные
тоже, также, да и, притом, причем
Пояснительные
а именно, то есть, или (= то есть)
Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП).
Подчинительные союзы могут выступать в качестве средств связи между предложениями только в случае парцелляции (авторского членения текста)
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
изъяснительные (что, чтобы, как, …)
обстоятельственные
- времени (когда, лишь, едва, …)
- места (где, куда, откуда, ...)
- образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... )
- сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)
- причины (так как, потому что, …)
- условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…)
- уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …)
- цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …)
- следствия (так что)
Союзы как средства связи между предложениями .
Примеры:
- Шофер остановился в раздумье. А через минуту он уже спал за баранкой: долгая дорога его утомила. (В. Архангельский)
- Антон Иванович дремал, припав к моему плечу. Но когда с досады закричал шофер, он решил, что нужно действовать. (В. Архангельский)
- Чайную закрыли, и мы отправились на ночлег. И удивительно крепко спали на полу, в школе, на голых досках. (В. Архангельский )
Частицы. Определение. Разряды.
- Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов.
- Частицы бывают формообразующие (повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, бы (б), да*, бывало; условное наклонение: более, менее, самый) и смыслоразличительные (смысловые).
- *Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!
Разряды частиц:
Примеры
отрицательные
не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет
вопросительные:
неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как
указательные
вот, вон, это
уточняющие
именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
ограничительно-выделительные
только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего
восклицательные
что за, ну и, как, куда как
усилительные
даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё
со значением сомнения
едва ли; вряд ли
Среди частиц есть омонимичные: Например, ЭТО может быть как частицей, так и местоимением. ЧТО может быть частицей, а может быть местоимением.
Частицы как средства связи между предложениями.
- Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.
- Примеры. Ведь (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как). Вот (используется для введения иллюстрации, примеров) Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа. Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе.
Местоимения. Определение. Разряды.
Разряды местоимений:
Примеры:
Личные
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.)
Притяжательные
мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету.
Указательные
это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д.
Возвратное
Вопросительные
себя
кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д.
Относительные
(те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях)
Определительные
сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д.
Неопределенные
некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Отрицательные
никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
- Местоимение – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающее указание на предметы и признаки, но не называет их.
Местоимения как средства связи предложений в тексте.
- Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения ( он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения ( его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах. (1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий) Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем). В качестве средств связи используются и другие местоимения. Одни из них связывают только конкретные предложения, другие могут относиться к большей части текста. Указательное местоимение это может соотноситься с любым именем независимо от его рода и числа. Попугаи действительно похожи на генералов... И впрямь — это был чванливый генералитет, траурное заседание военного совета, последняя выставка военных сюртуков, лампасов, эполетов, хохолков, доломанов, шпор, черных бородок буланже. Это был захваченный в плен штаб интервентов, зарвавшихся слишком далеко в чужую, враждебную, плохо изученную страну и обреченных на гибель. (В. П. Катаев) Местоимение такой (такая, такое) имеет дополнительное оценочное значение.
- Определительное местоимение все имеет такую же функцию, что и в простом предложении с однородными членами. Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения. Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника. Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.
Наречия. Определение. Разряды.
Разряды наречий
Примеры
По функции:
Знаменательные
называют признаки действий или других признаков (громко, далеко, по-летнему)
Местоименные
там, так, тогда
По значению:
образа действия (как, каким образом?)
меры и степени (сколько, в какой степени?)
так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем
очень, чересчур, втрое, вдоволь, чуть-чуть, немного
места (где, куда, откуда?)
вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то
времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор)
сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда
причины (почему?)
потому, сгоряча, поневоле
цели (зачем, с какой целью)
назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально
- Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д.
Наречия как средства связи предложений в тексте
- В качестве средств связи обычно выступают наречия времени, места , а также местоименные наречия в личных значениях.
- Пример: Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов
Группы вводных слов по значению:
Примеры
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
- обособляются запятыми
- не являются членами предложения
- к ним нельзя задать вопрос
Группы вводных слов по значению:
Примеры
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Средства связи, часто встречающиеся
в 1 задании ЕГЭ
Союзы
То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления. Потому что, так как, поскольку, дело в том, что – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. Так что – используются перед выводом рассуждений.
Несмотря на это, хотя, вопреки этому – вносят в авторские рассуждения следующие значения: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста»
Поэтому, так что, отсюда – используется , когда автор хочет сделать вывод из своих рассуждений.
Частицы
Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления.
Не случайно – сочетание слов имеет значение «по этой причине»
Вводные слова и конструкции
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль чем-то новым и важным. Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли, о чём он говорил прежде Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.
Алгоритм выполнения задания
1) Внимательно вчитайтесь в текст и уясните логику рассуждений автора.
2) Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
- 1) указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу нужно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО )
- 2) является следствием рассуждений автора (значит, можно вставить ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА )
- 3) подводит итог рассуждениям автора (вставляем ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО)
- 4) повторяет ту же самую мысль, но понятнее (на место пропуска можно вставить ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМ(И) СЛОВАМИ(ОМ))
- 5) стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (вставляем на место пропуска КРОМЕ ТОГО )
- 6) поясняет то, о чём говорилось прежде (на месте пропуска вставляем НАПРИМЕР, ТАК)
- 7) вносить в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (вставляем НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ )
- 8) уточняет сказанное ранее (можно вставить ТО ЕСТЬ )
- 9) используется для противопоставления, подчёркивает противоречие (можно вставить на место пропуска ОДНАКО, ЗАТО, НО )
- 10) вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (можно вставить ИМЕННО, ВЕДЬ )
- 11) усиливает сказанное (на месте пропуска можно вставить ДАЖЕ )
- 12) имеет значение «по этой причине» (вставляем НЕ СЛУЧАЙНО ).
3) Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.
Образец применения алгоритма
- (1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) …если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
Самостоятельно подберите вводное слово на место пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
Комментарий к выполнению заданий:
1. Определите, каким логическим звеном в рассуждении автора является предложение с пропуском:
Предложение №3 поясняет то, о чём говорится а предложении №2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.
- 2. Подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получившийся текст:
(1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) Например , если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
- Вводное слово «НАПРИМЕР» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный ответ.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: НАПРИМЕР
Практика для задания 1
(логико-смысловые отношения между предложениями)
Текст 1
Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи , которые служили когда-то людям. вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где « копать » лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?
.
(По В.В. Одинцову)
ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это
местоимение.
Правильный ответ : эти
Текст 2
Не только радость, но и обязанность...
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия . Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем — ведь она живое существо . А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце ...
(По Ю. Дмитриеву)
ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.
Правильный ответ: но/однако
Текст 3
В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы . За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.
ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.
Правильный ответ : в связи c
Текст 4
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом , посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
(По Т. Тэсс)
ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз.
Правильный ответ : чтобы/для того чтобы
Текст 8
Стыдно, женка. на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта , и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура .
(по А.С. Пушкину)
ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Правильный ответ: ты
Интернет-источники
- https:// rustutors.ru/egeteoriya/egepraktika/2637-zadanie-1-3-praktika-egje-po-russkomu-jazyku-2022.html#hmenu-1
- https://ekb.legionr.ru/company/kopilka/127924 /
- https://4ege.ru/russkiy /
- https :// trafaret-decor.ru/sites/default/files
- https://kartinki.pics/uploads/posts/2022-03/1646806010_38-kartinkin-net-p-perya-kartinki-48.png - перо
- https:// papik.pro/uploads/posts/2021-11/1635973702_26-papik-pro-p-kniga-vektornii-risunok-29.png - книга
- С.В. Драбкина, Д.И. Субботин «Русский язык. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. – М. «Интеллект-Центр» 2024г.