ЕГЭ подготовка
18.10.21
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В художественной литературе диалоги выступают как средство оживления рассказа. Диалог – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.
2) Сравнение служит для создания в тексте художественной выразительности. Оно создает особый экспрессивный подтекст ( тоненький, как тростинка; …так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало…).
3) Текст В. Сухомлинского – это притча, т.е. краткий иносказательный поучительный рассказ, характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи: надо помогать друг друга, заботясь о матери.
4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
5) В художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства разговорной речи.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. (2)Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз.
Мать и говорит тихонечко, как будто сама себе, но так, чтобы дети слышали:
– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.
– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Ушёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
2) В тексте используется лексика официально-делового стиля речи (проживающая…, паспорт…выдан, причитающуюся … заработную плату, подпись удостоверяется, делопроизводитель).
3) Все сложные предложения в тексте — сложноподчинённые.
4) В тексте использованы производные предлоги и союзы.
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как его основная функция – предписывающе-информационная.
2. Самостоятельно подберите действительное причастие, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это причастие.
Я, Фёдорова Татьяна Фёдоровна, проживающая в Тамбове по ул. Мичуринской, д.4, кв. 25, доверяю Сальниковой Екатерине Владимировне, в Тамбове по ул. Широкой, д.1, кв. 15, паспорт (серия 00 10 № 123456, выдан 25.03.2001 года ПВС Московской области, получить причитающуюся мне за март 2011 года заработную плату.
Сальникова
Подпись Сальниковой Т.Ф. удостоверяется
Делопроизводитель ЖРЭУ № 5
(дата) __________ Подпись _______
Печать
Хотя ораторское искусство знали в Египте и Индии, его родиной по праву считают Древнюю Грецию. здесь красноречие начало стремительно развиваться и появились систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Будучи выдающимися мастерами красноречия, они обучали этому искусству и других: софисты основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащую манеру её произнесения, эффектной подачи материала. Так слово, речь (логос) стали объектами изучения, а риторика - «царицей всех искусств», обучение которой провозгласили высшей степенью античного образования.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Сложноподчиненные предложения позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать точное обоснование: например, придаточные уступки ( Хотя ораторское искусство… ), определительные придаточные (… софистами, которые принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей . … школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи ).
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение.
3) Ряды однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы (формами, законами, искусством, умением).
4) Все предложения в тексте сложные, сложноподчинённые.
5) Текст относится к разговорному стилю, так как характерными особенностями разговорной речи являются эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция.
2. Самостоятельно подберите модальную (смысловую) уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
Поставьте ударения в словах
- Гербовый
- Давнишний
- Девичий,
- Диспансер
- Договор
- Дозвонишься
- Жалюзи
- Завидно
- Загнутый
- Задолго
- Закупорить
- Пломбировать
- Пломбированный
- Иконопись
- Индустрия
- Каталог
- Гербовый
- Давнишний
- Девичий
- Диспансер
- Договор
- Дозвонишься
- Жалюзи
- Завидно
- Загнутый
- Задолго
- Закупорить
- Пломбировать
- Пломбированный
- Иконопись
- Индустрия
- Каталог
- гЕрбовый
- давнИшний
- дЕвичий
- диспансЕр
- договОр
- дозвонИшься
- жалюзИ
- завИдно
- зАгнутый
- задОлго
- закУпорить
- пломбировАть
- пломбирОванный
- Иконопись
- индустрИя
- каталОг
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.
- Многие туристы стремятся посетить страны, имеющие такие природные особенности, как горячие источники, гейзеры, ДЕЙСТВУЮЩИЕ вулканы, неприступные горные вершины, обширные пустыни вулканической лавы.
- Областная комиссия по землепользованию ВЫДЕЛИЛА каждой многодетной семье участок под личное подсобное хозяйство.
- Послышались отдаленные раскаты грома, небо как будто заволокло тонкой пеленой, и первые ДОЖДЛИВЫЕ капли упали на иссушённую землю.
- ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ взыскания применяются при неисполнении или при ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей.
- Во вторник состоялся очередной матч третьего ОТБОРОЧНОГО тура.
- Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.
- Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.
- У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.
- Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.
- Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах.
- Обращение получило практически мгновенный ОТКЛИК: десятки людей готовы были приютить «потеряшку».
- ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль — разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации
- Уголовным кодексом предусмотрена статья за ОТКЛОНЕНИЕ от уплаты налогов.
- ГАРМОНИЧНОЕ развитие личности — ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося.
- Многие из людей страдают от БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ любви, не понимая, почему их отвергают.
- Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.
- ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.
- Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
- Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.
Объясните значения слов
- Восполнить
- Дополнить
- Заполнить
- Наполнить
- Переполнить
- Пополнить
- Восполнить – добавить то, чего не хватает,
- Дополнить – добавить новые данные.
- Заполнить – 1. Занять целиком. 2. Вписать нужные сведения.
- Наполнить — сделать полным, занятым, насыщенным (налив, насыпав, наложив).
- Переполнить – заполнить сверх меры.
- Пополнить — увеличить, прибавить, сделать более полным.
Плеоназмы - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Тавтология (разновидность плеоназмов) - неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Исключите лишнее слово
- Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени.
- На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов.
- Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей жизнью.
- Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.
- Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.
- Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
Замените неверно употребленное слово
- Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
- В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.
- Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
- Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.
- Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
- В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики