Целеполагание: Анализ поступков главных героев произведения, позволяющий понять гуманное, милосердное отношение людей друг к другу Понимание основы гармоничных взаимоотношений в семье. Задачи: Образовательная: проанализировать и сопоставить рассказы «И. Полянской «Утюжок и мороженое», Б. Екимова «Ночь исцеления».» Развивающая: развивать умения работы с художественным текстом, навыки поисково-исследовательской деятельности; Воспитательная: воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим. | Планируемые результаты (УУД): Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений. Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; развитие мыслительных процессов в соответствии с индивидуальными возможностями. Регулятивные: выработка умения формулировать и удерживать учебную задачу, умения преодолевать затруднения при ответах, используя направляющую помощь педагога. Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом. Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 | Актуализация знаний. | фронтальная | Ребята, какие произведения мы с вами будем сегодня рассматривать? Но начать урок я предлагаю с литературной викторины. Прослушайте отрывки из художественных произведений, назовите их авторов. Ответьте, о ком идет речь. 1.Кто они: рассказчик и его попутчик? Какие свои качества проявил рассказчик и попутчик? Что здесь кажется необычным? Нас окликали. Не зная пароля, я хотел молча проехать мимо их; но они меня тотчас окружили, и один из них схватил лошадь мою за узду. Я выхватил саблю и ударил мужика по голове; шапка спасла его, однако он зашатался и выпустил из рук узду. Прочие смутились и отбежали; я воспользовался этой минутою, пришпорил лошадь и поскакал. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности, как вдруг, оглянувшись, увидел я, что... (его) со мною не было. Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать. 2.3Кто это, и о чём они говорят? Что хочет нам сказать автор? «А коли отпущу», – сказал он, – так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?» – Как я могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду. Моя искренность поразила... «Так и быть», – сказал он, ударя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит". 3.О ком идёт речь? Как проявил он себя в данном случае? Каковы были последствия? — Да, покажите мне ее, — сказал я.— Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть; сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня, — прибавил он, ударив кулаком по столу. 4.Откуда это? Как характеризуют Крыжнева его слова? Только ли страх за свою жизнь им движет? Почему он не удержался от этого разговора? Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя!..». Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, слева, а с другой стороны от него чей-то молодой голос отвечает: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек... Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем...» Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи,— говорит,— остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси — все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе» 5.Какое впечатление производит рассказчик? Почему? Кто он? Из какого произведения? Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица. Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь из чувств. 6.Кто это говорит? В связи с чем? Что вы можете сказать об этом герое? Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я твой отец». 7.Откуда эти слова? Кто и в связи с чем их говорит? Как это его (её) характеризует? Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю... Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед? Почему я не могу тебе помочь — единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать... Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться... Ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя. 8.Что объединяет эти произведения? | рассказы И. Полянской «Утюжок и мороженое», Б. Екимова «Ночь исцеления» Савельич (Архип Савельев) Петр Гринев. «Капитанская дочка» Готовность прийти на выручку Емельян Пугачев и Петр Гринев «Герой нашего времени» «Бэла» М. Шолохов «Судьба человека» « Герой нашего времени» «Тамань» Плохо относится к больным. Освобождает себя от обязанности быть милосердным. М. Шолохов «Судьба человека» В. Распутин «Уроки французского» Лидия Михайловна В этих произведениях мы видим проявление и эгоизма, и подлинного милосердия. |
4 | Первичная проверка понимания | фронтальная | А что же мы понимаем под словами милосердие, эгоизм? Подберите антонимы к слову милосердие… Как вы думаете, что должно лежать в основе отношений между людьми: эгоизм или человеколюбие, милосердие? | Милосердие-это, когда болит душа за других людей, и эта боль побуждает к действиям, направленным на то, чтобы помочь этим людям. Эгоизм же проявляется в том, что человек не считается ни с чем, кроме собственных интересов, подчас довольно сомнительных. Себялюбие, эгоизм человеколюбие, милосердие? |
6 | Первичное закрепление | фронтальная | Сегодня мы попытаемся понять, почему же мы должны проявлять друг к другу милосердие, взаимопонимание, почему нельзя строить взаимоотношения на себялюбии. А помогут нам в этом рассказы современных писателей И. Полянской «Утюжок и мороженое» и Б. Екимова «Ночь исцеления». Анализ рассказа «Утюжок и мороженое» Какое впечатление на вас произвел рассказ? Кратко передайте содержание рассказа. «Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотнее прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое. Почему девочка так и не купила мороженое? О чем она думает? Что привело к такой обиде на самых близких людей? Какие взаимоотношения царят в этой семье? Бабушка любила внучек, так почему же не могла их защитить? Чем болела Рита, и когда начинались приступы? Почему же в этой семье всё так плохо: ссоры, скандалы, рукоприкладство, ложь, страх? К чему привели такие отношения между самыми близкими людьми? Хотелось бы вам жить в такой семье? Вывод: если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни (Рита), одиночеству (бабушка и Галя), душевной черствости (родители), лжи, ненависти. Согласны | Грустное, что-то в этой семье не так, в ней неуютно. Обычная семья: мать, отец, две сестры и бабушка. В доме часто ссорятся, и бабушка, чтобы оградить внучек от этих сцен, уводит их гулять на улицу. В одну из таких прогулок они видят будку с мороженым. Но деньги есть только у старшей девочки. И, несмотря на просьбу сестры и бабушки, она не покупает им мороженое Она обиделась на них. Это была своего рода месть. А живите вы как хотите В семье постоянные ссоры, рукоприкладство. «Мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, как будто, так и надо…») Родители часто ссорятся, девочки, боясь наказания за какой-либо проступок, лгут; бабушка не заступается за девочек.) Она тоже была лишняя в этой семье и слабая. Всё, что она могла сделать – это уводить девочек на прогулку во время семейных скандалов В этой семье не было тёплых, добрых отношений. Всё основывалось на себялюбии, эгоизме каждого члена семьи. Девиз этой семьи «Каждый крутится, как умеет». Никто никого не любил, никто не проявлял сочувствия, взаимопонимания. Одиночеству, лжи, ненависти Нет. |
| | фронтальная | А сейчас попробуем понять рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Понравился ли вам рассказ? С каким настроением вы закрыли последнюю страницу? Назовите главных героев произведения? Что вы узнали о бабе Дуне? Чем она болела и почему? Какого лекарства ждала душа бабушки Дуни? Как её дети относились к не «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…». Кого имел в виду автор? й? Кто и как вылечил её? Галя и Гриша – ровесники. В этом сходство героев. А что их различает? К чему приводит милосердие Гриши? Вывод: милосердие, забота, взаимопонимание приводят к выздоровлению не только тела, но и души. Итак, ребята, сегодня мы познакомились с интересными произведениями современных писателей, которые поднимают очень важную проблему – проблему эгоизма и гуманизма в отношениях между людьми. Так на каких нравственных основах люди, особенно близкие, должны строить свои отношения? | Успокоения Баба Дуня, Гриша Её болезнь нужно было лечить не лекарством, а чуткостью, заботой, любовью Они не могли понять мать, её болезнь им мешала, поэтому баба Дуня редко гостила у них.) Гриша жалел родителей, которые были глухи к болезни матери Гриша, душевная теплота его. К выздоровлению бабушки Гриша умеет сострадать, сопереживать, любить. Галя этих качеств не имеет. |
| Рефлексия. Подведение итогов урока. Подведение итогов | Индив. | Что вас затронуло больше всего в этих произведениях? Какой вопрос вы задали себе во время урока? Мы смогли ответить на этот вопрос? Ребята, наш урок подошёл к концу. Благодарю всех за внимание и активное участие. Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм. Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость. . | Надо проявлять чуткость, заботу, любовь. Что должно лежать в основе отношений между людьми: эгоизм или человеколюбие, милосердие? Да |