«Кормушка для пернатых»
Задачи:
Развивать чувство эмпатии;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам;
Коррекция эмоционального состояния.
Материалы к занятию: кусочек хлеба и ленточки (бейка, атласная узкая лента или просто веревочка). Корм: семена и зерна (пшено, семечки, хлопья овсяные, пшеничные и любые другие), дробленый горох, ягоды (великолепно подходят замороженные клюква, смородина, рябина, калина), изюм, тертый сыр и др.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте девочки! Послушайте пожалуйста стихотворение Оксаны Высоцкой «Мастерица зима»:
- Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берёз.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
Воспитатель:- О каком времени года, говорится в стихотворении? О каких птицах, говориться в стихотворении? Как называют птиц, оставшихся на зиму? (Ответы детей)
-Правильно и тема нашего занятия: «Зимующие птицы». (Открывается запись на доске или вывешивается)
- А сейчас давайте еще вспомним, как известные писатели рассказывают о жизни птиц зимой, как им бывает трудно.
- Например, Г. Х. Андерсен в сказке «Гадкий утенок»:
- «Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Морозило так, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками, но под конец совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду».
- Вспомните сказку Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»:
- «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться».
- А разве, кто не читал замечательную сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»:
- «Крылышки мертвой птички были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в перышки. Бедная ласточка, наверно, умерла от холода».
- А как жалко ворону из стихотворения Н. Рубцова.
Вот ворона сидит на заборе,
Все амбары давно на запоре,
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе,
Горе ей. Настоящее горе.
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Воспитатель:- Как вы думаете, только ли холод был страшен для всех этих птичек?
- Да ребята, зима птицам страшна не холодом, а голодом. У них одна забота успеть за короткий день пищу отыскать. Сыта птица и тепло ей под пухом и перьями, а оперенье защищает птиц от потери тепла.
- А что вам известно о том, как переживают зиму птицы? (Ответы детей.)
- Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Но некоторые птицы, зимующие, живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм. Зима, правда, поменяла их вкусы. Летом одними насекомыми питались, а теперь все больше семенами да ягодами морожеными. А есть и такие, которые умудряются в морозы добывать мелких насекомых и их личинок из щелей коры и ветвей.
- Да, ребята, зимой птицам приходится соблюдать «строгую диету».
Физкультминутка «Две синички»:
Движения повторяются за словами:
Сидят в гнезде две птички,
Две маленьких синички.
Сидят прижавшись тесно,
Тепло в гнезде им вместе.
Вот птички проснулись.
Проснулись, встрепенулись,
И песенку запели.
И к солнышку взлетели.
И обе эти птички
Под солнышком летают
А солнышко лучами
Синичек согревает.
Вот солнышко заходит,
Пора им спать ложится,
Пора в гнездо синичкам
Под вечер возвратиться.
Воспитатель - А сейчас давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно.
Клесты.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит.
- А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
Дятлы.
- В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.
- Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом.
Снегири.
- Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая.
- Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают.
Синицы.
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.
- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
Воробьи.
Маленький мальчишка, в сером армячишке. По дворам шныряет, крохи собирает.
- Все догадались, о ком идет речь? Конечно, о воробьях.
- Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
Воспитатель: - Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно воробью зимой и будьте готовы ответить на вопросы.
- В стихотворении вам встретятся слова - подвода и поклажа. Подвода – грузовая конная повозка. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.)
- Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? (Ответы детей.)
- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.
Воспитатель - Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
Изготовление кормушки для птиц:
Воспитатель: - А, теперь мы с вами приготовим угощенье для птиц.
В качестве «строительного» материала Вам потребуется: кусочек хлеба и ленточки (бейка, атласная узкая лента или просто веревочка). Корм: семена и зерна (пшено, семечки, хлопья овсяные, пшеничные и любые другие), дробленый горох, ягоды (великолепно подходят замороженные клюква, смородина, рябина, калина), изюм, тертый сыр и др. Не рекомендуется использовать рис или гречу: после попадания в птичий желудок они разбухают и доставляют боль птицам. Еще необходимы будут мука и емкость для приготовления мучного клейстера. Разложите на столе корм в плоские емкости. Для удобства стол лучше накрыть салфеткой, бумагой, клеенкой, т.к. в процессе приготовления кормушки крупы, хлопья рассыпаются и разлетаются в разные стороны. Сделайте заготовки ленточек-веревочек длиной около 50 см (чтобы ленточки не распускались, можно концы аккуратно обжечь над огнем). Готовим основу, кусочек хлеба, высотой не более 10 см с дырочкой для ленты, за которую потом будете подвешивать эко-кормушку на дерево. Теперь готовим мучной клейстер. Насыпаем в небольшую емкость муку, заливаем холодной водой и тщательно перемешиваем до густоты сметаны (именно в таком порядке и только холодной водой, иначе однородной массы не получится). Потом ставим на огонь и варим, постоянно помешивая, некоторое время. Контролируйте густоту смеси (она должна сохранять консистенцию сметаны): на огне она будет загустевать. Клейстер готов. Переходим к процессу изготовления эко-кормушки. На кусочек хлеба наносим мучной клейстер, оставляя дырочки для лент свободными. Слой должен быть достаточно густой, чтобы зерна и хлопья немного утопали в нем. Насыпаем на эту основу сам корм, немного прижимая его пальцами. Сразу хлеб переворачивать не следует. Нужно дать подсохнуть минут 20. После этого наносим клейстер на оборотную сторону и выкладываем узор. Теперь заготовка должна хорошо высохнуть, до затвердевания клейстера. Осталось вдеть в дырочки ленты или веревочки и эко-кормушка готова!
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»:
Подкормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Не богаты их корма —
Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель:- О каких птицах говорилось на занятии?
- Назовите зимующих птиц.
- Как мы можем помочь птицам зимой?
- Чем мы можем их покормить?
- Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде.
- Давайте развешаем на улице наши ЭКО-кормушки.
