Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
города Чебоксары Чувашской Республики
Эко- квест:
«Экологический дозор»
Работу выполнила
экобригада: «Зеленый патруль»
Возрастная категория 11-12 лет.
Командир: Орлова Екатерина Федоровна
МБОУ СОШ №2 Г. Чебоксары
Руководитель: Энтина Лариса Юриевна.
2019-2020
Эко-квест: «Экологический дозор».
Цель:
Донести до игроков важность сохранения природы, привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды;
Задачи:
1) Воспитывать бережное, экологически ориентированное отношение к окружающей среде и природным ресурсам;
2) Выявить, знают ли игроки как правильно сортировать, утилизировать мусор;
3) Повысить экологическую культуру и ответственность молодого поколения за состояние природы;
4) Инициировать участие детей и подростков в решении эко. проблем.
Перечень необходимого оборудования и реквизита:
Понадобятся: цветные карандаши (красный, желтый, зеленый), небольшой кусок алюминиевой фольги, растительное масло, форма для выпечки или контейнер, вода, несколько ватных дисков.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что данные мероприятия и конкурсы, должны оставлять отпечатки в памяти детей. Маленькие дети очень любят животных (кошечек, собачек) и, конечно, видя, как животные страдают, новому поколению станет жалко, они попытаются помочь.
По результатам, у детей должна сохраниться информация о том, что природа нуждается в защите. В их защите. Эта информация, по степени их взросления, будет набирать силу и к моменту, когда дети выпустятся из школ, они в полной мере осознают важность таких мероприятий и то, что к природе надо относиться очень бережно.
Сценарий игры.
Вступительное слово.
Ведущий: Смотрю на глобус – шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая Река
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Ведущий: Приветствуем Вас, дорогие друзья! Сегодня мы открываем нашу первую тематическую игру и предлагаем принять участие в увлекательном Эко-квесте «Экологический дозор». Ребята, Земля находится в большой опасности. День за днём, час за часом, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. И виноваты в этом мы, люди. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды: воду, газ, уголь, древесину, нефть, урожай с полей. Когда же мы будем платить ей за это не мусором, вырубленными лесами, грязными реками, а любовью и помощью?
Давайте научимся жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!
Ведущий: в ходе игры, мы совершим небольшое путешествие по современным экологическим проблемам, а в конце игры станем экспертами в их решении. Вы сможете показать не только свои творческие и физические умения, но и знания в области экологической культуры.
Чтобы начать игру, нам необходимо поделиться на команды.
Наша игра пройдет по станциям. Каждая команда получает свой маршрутный лист и должна проходить этапы, следуя ему. Выполняя задания на станциях, вы будете получать пазлы (по 2 пазла за каждое задание). Пройдя все станции, вам нужно будет собрать картинку.
Желаем всем удачи! Поехали!
(звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям, согласно своему маршруту)
Игровые станции.
1 станция «Эко-задачи».
Сейчас вам предстоит решить несколько экологических задач. После правильного выполнения всех задач, команда получает два пазла.
1.В городе (крупном промышленном центре) удалили все деревья. К чему это может привести?
2.Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
3.Пластик играет очень важную роль в современном мире. Одноразовая посуда, пакеты, упаковка, бутылки и различные емкости, окна – все это делается из пластика. Однако пластик наносит непоправимый вред нашей планете. Приведите примеры, какой именно вред наносит пластик? Как предотвратить катастрофу?
4.За последние 100 лет на Земле разрушена почти ¼ часть всех плодородных почв. К чему может привести разрушение почвы? Как можно сохранить её?
2 станция «Мутации животных».
На этой станции вам предстоит выполнить два задания, за которые вы сможете получить целых два пазла. Итак, вследствие воздействий человека на природу, загрязнения воздуха, воды и почвы, происходят мутации животных (Приложение 1). Отгадайте, какое это животное. Чтобы их спасти, необходимо ответить на вопросы:
1.Родилась в воде, а живет на земле?
2.Какие птицы раньше всех улетают на юг?
3.Зверь, который спит зимой, а еще любит мед.
4.Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев.
5.Это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых — короедов.
6.Кто спит головой вниз?
7.Самое крупное животное на суше.
3 станция «Экологический светофор».
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
– Красный цвет — стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
– Желтый цвет — будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
– Зелёный цвет — ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Нарисовать кружки желтым, красным, зелёным цветами, в зависимости от того решения, которое принимается. За правильное выполнение задания команда получит часть картинки, которую в итоге нужно собрать.
1.Дети нашли в лесу ежика.
2.Туристы не затушили в лесу костер.
3.Школьники высаживают цветы на клумбу возле школы.
4.Девочка нарвала большой букет подснежников.
5.Экологи развешивают в парке скворечники.
6.Мальчики вышли на поляну с мухоморами.
7.После отдыха на природе люди оставили много мусора.
8.Ребята на лугу увидели красивую бабочку.
9.Дети подкармливают зимой птиц.
10.Мальчики нарвали веток и построили шалаш.
11.Девочки в кустах нашли гнездо птицы.
12.Школьники собрали макулатуру.
13.Девочки собирали ягоды вместе с веточками.
14.Ребята огородили муравейник.
15.Мальчик гуляет с собакой на газонах.
16.Дети нашли в дупле орехи и грибы.
17.Дети бросают мусор в реку.
18.Туристы в лесу слушают громкую музыку.
19.Девочки принесли больного котенка к ветеринару.
20.Мальчики поймали воробья и посадили его в клетку.
21.Ребята нашли птенца.
22.Водитель моет машину в озере.
23.Ребята кормят птиц жареными семечками.
24.Дети убирают мусор во дворе.
25.Грибники вырывают грибы с корнями.
26.Мальчики выловили из лужи лягушачью икру.
27.Школьники посадили деревья в парке.
28.Девочка рвет цветы на клумбе.
29.Ребята нашли хозяина бездомному щенку.
30.Дети развесили листовки с призывом об охране природы.
4 станция «Очищение воды».
Раньше казалось, что в огромном количестве воды Мирового океана все отходы хозяйственной деятельности человека должны легко раствориться. На этой станции вам предстоит эксперимент по очистке воды, за правильное выполнение которого вы получите два пазла. Опыт «Очистка разливов от нефти». Для выполнения опыта понадобится:
– небольшой кусок алюминиевой фольги
– растительное масло
– форма для выпечки или контейнер
– вода
– несколько ватных дисков
Время для проведения эксперимента: около 10 минут.
Начинаем эксперимент!
1.Налейте воду в форму для выпечки (заполните форму на половину водой).
2.Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец.
3.Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки.
4.Опрокиньте лодку.
5.Подождите несколько минут, когда масло загрязнит воду и начнет распространяться.
6.Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.
Примечание (мысль, над которой игрокам стоит задуматься):
У Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.
Наблюдение (его должны сделать игроки):
Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться на почти экспоненциальном уровне. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами.
Результат:
Ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.
5 станция «Сортировка мусора».
На этой станции вам предстоит выполнить два задания, за которые вы сможете получить целых два пазла. Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Эти знаки означают, из чего сделан предмет. Вам необходимо рассортировать мусор по корзинам (пластик, бумага, стекло, органические предметы) (время на выполнение 1мин 30 сек) т.к. участники будут писать сами, допустимо сокращение).
Вам даны 5 корзин: 1.Пластик, 2. Стекло,3. Органические продукты,4. Бумага, 5.Металл.
Рассортируйте эти материалы:
газета, клочок бумаги, контейнеры для еды, аквариум, туалетная бумага, бутылка из-под молока, черствый хлеб, скобы, сломанная детская линейка, бумажные пакеты, гнилая груша, тарелка, огрызок яблока, картонка, банки из-под консервов, пластиковая бутылка, скрепки, булавки, кожура от банана, детская лопаточка, ржавая кастрюля, кожура от картошки.
Подведение итогов игры
Из полученных пазлов (Приложение 2) ребята собрали картинку со словами «Вся природа — твой друг!». Они получают от меня значки «Друзья и защитники природы». На большом листе записывают выводы по квесту, и каждый участник наклеит листочек своей деятельности.
Желтый цвет — всё прошло отлично, хочу еще раз поучаствовать в другом квесте.
Зеленый цвет — было интересно, но надо было подумать, допустил(а) несколько ошибок.
Красный цвет — было трудно, не понятно и не интересно.
(по прохождению командами маршрута звучит сигнал – на построение)
Ведущий: Друзья! Вот и закончился наш экологический маршрут. Все команды удачно прошли все игровые станции и получили слова, из которых надо было составить ключевую фразу.
Ведущий: Внимание, прошу команды озвучить, что у вас получилось в итоге.
(озвучивают)
Конец.
Приложение 1
Приложение 2(по линиям картинка разрезается)
Ответы.
Станция 1. Допускаются различные ответы, но главное, чтобы в них говорилась о сохранении окружающей среды.
Станция 2. 1) Лягушка; 2) Ласточки; 3) Медведь; 4) Тысячелистник; 5) Дятел; 6) Летучая мышь; 7) Слон.
Станция 3. 1) -ж; 2) -к; 3) -з; 4) -к; 5) -з; 6) -ж; 7) -к; 8) -ж; 9) -з; 10) -к; 11) -ж; 12) -з; 13) -к; 14) -з; 15) -к; 16) -ж; 17) -к; 18) -к; 19) -з; 20) -к; 21) -ж; 22) -к; 23) -к; 24) -з; 25) -к; 26) -к; 27) -з; 28) -к; 29) -з; 30) –з.
Станция 4. Провести опыт.
Станция 5. 1) сломанная детская линейка, пластиковая бутылка, контейнеры для еды, детская лопаточка; 2) аквариум, тарелка, бутылка из-под молока; 3) кожура от банана, огрызок яблока, кожура от картошки, гнилая груша, черствый хлеб; 4) газета, туалетная бумага, картонка, клочок бумаги, бумажные пакеты; 5) скрепки, скобы, банки из-под консервов, булавки, ржавая кастрюля.
Список использованных источников
https://urok.1sept.ru/статьи/664249/
https://moluch.ru/archive/217/52279/
http://lmagic.info/oil_spill.html
https://ria.ru/20171110/1508554568.html
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-sortirovka-musora-645043.html
https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/prochee/igra_ekologicheskii_svetofor
https://narfu.ru/university/library/books/2200.pdf
https://infourok.ru/scenariy-ekologicheskogo-kvesta-dlya-detey-ekologicheskiy-dozor-2340561.html
https://infourok.ru/scenariy-ekologicheskoy-igri-zeleniy-kvest-2186467.html