Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 « » августа 201 г. Руководитель ШМО _______/ / | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 « » августа 201 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/ / Приказ от__________ № |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 « » августа 201 г. Председатель МС _________/ / |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/ / « » августа 201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Юные эколята»
3 «А» класс
Пороховая Елена Андреевна
с. Пригорское,
201 /20 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373»;
- методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11.06.2002г. № 30-51-433/16);
- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- приложением к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ;
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ на 2019/2020 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ на 2019/2020 учебный год.
- авторской программой «Путешествие в мир родной природы», авт.-сост. Н.И. Асташина. — Волгоград : Учитель, 2014. – 95 с.
Рабочая программа по курсу «Юные эколята» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год).
Направление деятельности: социальное.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение курса «Юные эколята» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Личностные результаты освоения курса
У обучающихся будут сформированы:
-основы экологической культуры и культуры природолюбия;
- основы общей культуры;
-духовно богатый внутренний мир и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• внутренняя потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
-общий кругозор, развитие их творческих способностей;
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-установка на здоровый образ жизни.
Метапредмнтеые результаты освоения курса
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (2ч)
Введение. Особенности природы родного края. Как изучают природу.
Экскурсия «Осень в жизни растений и животных»
Природа родного края. Как изучают природу.
Тема 1. Цветок и солнце. (5ч).
Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. Растения-лекари. Грибы съедобные и ядовитые. Красная книга родного края-растения. (в том числе 1ч. экскурсия).
Экскурсия. Растения-лекари.
Тема 2. Соседи по планете (5ч)
Сказка исследование «Как девочка Катя порядок на лугу наводила»
Занимательные факты из жизни животных.
Млекопитающие: от землероек до лося. Красная книга родного края-животные.
Птицы-путешественники.
Как помочь животным. Пр. р. «Подкормка зимующих птиц».
Роль животных в природе и жизни человека. Многообразие животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп.
Тема 3. « Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек» (5ч).
Взаимосвязи в природе.
Экскурсия «Учимся наблюдать взаимосвязи в природе».
Кто что ест на обед. Игра «Птичья столовая».
Исследование «Ель ее друзья и враги».
Викторина. Обитатели вод..
Игра «Кто кого ест» (пищевая цепь).
Тема 4. Лес и его обитатели. (5ч).
Экскурсия «Лес и его обитатели»
Искусные строители-птицы. Игра «Совы и вороны».
Земноводные и пресмыкающиеся-посредственные строители
Жилища общественных насекомых.
Как мы можем помочь лесу. Охрана лесов.
Лес - сообщество разных организмов. Этажи леса. Охрана лесов. Постройки птиц вызывают восхищение. Жилища общественных насекомых-муравьев и термитов.
Экскурсия. «Лес и его обитатели» (возможно-виртуальная).
Игры «Пантера», «Совы и вороны».
Тема 5. В гостях у Царевны-лягушки (3ч).
Река и пруд-сообщество разных организмов. Водные растения. Околоводные насекомые.
Обитатели толщи воды.
Экскурсия на водоем. (возможно-виртуальная).
Игра «В гостях у Царевны-лягушки»
Тема 6. Мы-исследователи родной природы (4ч).
Исследование. Этапы исследования.
Методы исследования. Сбор информации.
Способы фиксирования информации по исследованию
Результаты исследования. Выводы.
Тема 7. Путешествуем по родному краю (4ч).
Экскурсии по родному краю.
Экологический субботник.
Экологический КВН.
Промежуточная аттестация. Тест.
Подведение итогов. «Фестиваль творческих открытий».
Формы организации и виды деятельности;
Для реализации программы используются формы работы:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная;
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- просмотр мультфильмов;
- посещение музеев;
- посещение библиотеки;
- праздники;
- конкурсы;
- олимпиады;
- викторины.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения контроля:
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
сюжетно-ролевые игры;
мини-исследования;
экскурсии;
конкурсы
творческие работы;
викторины;
практические работы;
промежуточная аттестация (тест).
III. Тематическое планирование
№ | Темы | Количеств часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Введение. | 2 | 1 | 1 |
2 | Раздел 1. Цветок и солнце. | 5 | 4 | 1 |
3 | Раздел 2. Соседи по планете | 5 | 4 | 1 |
4 | Раздел 3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…». | 5 | 4 | 1 |
5 | Раздел 4. Лес и его обитатели | 5 | 4 | 1 |
6 | Раздел 5. В гостях у Царевны-лягушки. | 3 | 2 | 1 |
7 | Раздел 6. Мы-исследователи родной природы | 4 | 4 | |
8 | Раздел 7. Путешествуем по родному краю. | 5 | | 5 |
| Итого: | 34 | 23 | 11 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «___» августа 201 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «__» августа 201 г. № ___ |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Юные эколята»
3 «А» класс
Пороховая Елена Андреевна
201 /20 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Юные эколята» в 3 «А» классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 час в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
№ | Тема занятий | Дата |
План. | Факт. |
1. | Введение. Особенности природы родного края. Как изучают природу. | | |
2. | Экскурсия «Осень в жизни растений и животных» | | |
Раздел 1. Цветок и солнце (5 часов) |
3. | Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека | | |
4. | Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. | | |
5. | Экскурсия. Растения-лекари | | |
6. | Грибы съедобные и ядовитые. Грибная игротека | | |
7. | Красная книга родного края-растения. | | |
Раздел 2. Соседи по планете (5 часов) |
8. | Сказка исследование «Как девочка Катя порядок на лугу наводила» | | |
9. | Занимательные факты из жизни животных. | | |
10. | Млекопитающие: от землероек до лося. Красная книга родного края-животные. | | |
11. | Птицы-путешественники. | | |
12. | Как помочь животным. Пр. р. «Подкормка зимующих птиц». | | |
Раздел 3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек» (5 часов) |
13. | Взаимосвязи в природе. | | |
14. | Экскурсия «Учимся наблюдать взаимосвязи в природе». | | |
15. | Кто что ест на обед. Игра «Птичья столовая». | | |
16. | Исследование «Ель ее друзья и враги». | | |
17. | Викторина. Обитатели вод. | | |
Раздел 4. Лес и его обитатели (5 часов) |
18. | Экскурсия «Лес и его обитатели» | | |
19. | Искусные строители-птицы. Игра «Совы и вороны». | | |
20. | Земноводные и пресмыкающиеся-посредственные строители | | |
21. | Жилища общественных насекомых. | | |
22. | Как мы можем помочь лесу. Охрана лесов. | | |
Раздел5. В гостях у Царевны-лягушки (3 часа) |
23. | В гостях у Царевны-лягушки. Река и пруд-природное сообщество. Экскурсия (возможно-виртуальная). | | |
24. | Водные растения | | |
25. | Околоводные насекомые и обитатели толщи воды. | | |
Раздел 6. Мы-исследователи родной природы (4 часа) |
26. | Исследование. Этапы исследования. | | |
27. | Методы исследования. Сбор информации. | | |
28. | Способы фиксирования информации по исследованию. | | |
29. | Результаты исследования. Выводы. | | |
Раздел 7. Путешествуем по родному краю (5 часов) |
30 | Экскурсии по родному краю. | | |
31 | Экологический субботник. | | |
32 | Экологический КВН. | | |
33 | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
34 | Подведение итогов. «Фестиваль творческих открытий». | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1.Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы», авт.-сост. Н. И. Асташина. — Волгоград : Учитель, 2014. – 95 с.
2.Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков, Москва: Просвещение, 2012.
3.Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков. 15-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
4.Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Кн. для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 2009.
5.Красная книга Смоленской области.
6.Энциклопедии.
7.http://nsc.1september.ru.
8.http://www.murzilka.km.ru.
9.http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий»