ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« МОЙ ДОМ – МОЯ РОДИНА
Органова Оксана Ивановна – учитель биологии и географии
На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников особо важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.
На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы многих сельских школ отражается ее малочисленность. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60—70% общего числа школ на селе. Малочисленность имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.
Педагогическая работа в сельской школе должна быть направлена на воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться на селе. Необходимо обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.
Важной идеей является организация сотворчества участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.
Для ее реализации на селе имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности и семейности, возможность и необходимость собираться всем вместе для обсуждения важных проблем, по случаю праздников. В условия сельской школы особенно эффективно использование методик коллективной творческой деятельности для организации совместной работы учащихся и родителей.
Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей.
МОУ"Беседская Основная общеобразовательная школа" основана в 1985 году. Школа находится на территории Беседского сельского поселения. В школе обучается 78 учащихся, работает 12 педагогов, из которых 7 человек являются классными руководителями. Беседская школа на протяжении 8-9 лет работает в тесном контакте с администрацией поселения.
В тесном контакте мы работаем с музеями Бориса Вильде, истории Беседского сельскохозяйственного техникума и русской избы, советом ветеранов нашего поселения.
Традиционными стали проведение дней посвященных снятию блокады Ленинграда, памяти Бориса Вильде и Дню Победы, дню пожилого человека. Ребята участвуют в проведении концертов, митингов, приводят в порядок и ухаживают за памятными знаками, находящимися как в Беседе, так и в окрестностях, участвуют в проведении экскурсий. Все это способствует патриотическому воспитанию и гражданскому становлению личности учащихся.
Одним из направлений воспитательной работы является трудовая деятельность учащихся. Осенью ребята собирают семена цветов, а весной выращивают рассаду, проводят реконструкцию аллей вокруг школы и прилегающей территории, участвуют в ремонте детских площадок у домов.
На протяжении нескольких последних лет Бесеская школа ведет работу по благоустройству поселка Беседа.
В мае 2006 года силами учащихся и учителей Беседской средней школы начаты работы по очистке территории вокруг родника. На территории лесопарковой зоны деревни Беседа находится родник, воде которого приписывают целебные свойства. В начале 20 века на месте истока данного родника стояла часовня. Вода в роднике использовалась для лечения глазных заболеваний . А синяя глина для лечения кожных заболеваний. В последствии часовня была разрушена, территория лесопарковой зоны пришла в запустение. Основной задачей данного проекта является восстановление и благоустройство территории лесопарковой зоны вокруг родника, проведение экологических исследований по антропогенному воздействию на растительность леса, химического анализа воды и глины на предмет определения лечебных свойств. Осуществление проекта было рассчитано на 3 года с учетом сезонности проведения запланированных мероприятий с мая 2006 года по октябрь 2009 года. Проект " Чистый родник" осуществляла бригада из 10 человек из числа учащихся и учителей МОУ «Беседская средняя школа». В мае был разработан план мероприятий по благоустройству территории вокруг родника. Экологическая бригада под руководством учителей биологии и экономики очистила территорию вокруг родника; были вырублены старые кусты и деревья. Учащиеся сделали мостки, при подходе к роднику сделаны ступеньки и вымощены природным камнем дорожки. В июне 2006 года родник был освящен Отцом Гурием архимандритом Кингисеппской Епархии, который в дальнейшем планирует построить часовню и купальню на роднике. В 2006 году территория родника стала местом прохождения туристического маршрута на территории Беседского сельского поселения. Родни неоднократно посещали паломники из Ленинградской области и группы туристов из клуба выходного дня города Санкт-Петербурга. Вся проводимая работа коллектива в социуме способствует формированию у детей чувств гордости, ответственности и любви к своей малой родине и нашей стране.
Группа учащихся Беседской основной общеобразовательной школы Волосовского района в течение 2003 – 2010 учебного года работала над темой « Экологическое состояние территории Беседского сельского поселения». За этот период была проделана следующая работа:
- обследован заброшенный карьер по добыче известняка у деревни Ястребино;
- проведены экскурсии по изучению рельефа и пород, слагающих земную кору, водных источников на территории поселения;
- отобраны образцы почв и подготовлены для проведения лабораторных анализов.
В 2008 – 2009 году ребята принимали участие в создании атласа « Растительный мир окрестностей деревни Беседа».
В 2011 году по инициативе Беседской основной общеобразовательной школы, была посажена « Каштановая аллея». Акция проходила в рамках объявленной Генеральной Ассамблеи ООН Международного года леса. Саженцы были привезены жителями Беседы, директором Федерального государственного управления « Российский центр защиты леса» Глебовым Романом Николаевичем. «Родителями» аллеи стали каштаны с поля, где проходила Куликовская Битва.
5 сентября 2014 года на территории Беседской школы состоялась закладка « Аллеи Мира». Школьники вместе с сотрудниками Центра защиты леса Ленинградской области и Волосовского лесничества высадили молодые дубки. Саженцы Выращены из желудей с дуба, посаженного 200 лет назад в Восточной Пруссии в честь победы в войне с Наполеоном.
«Аллея Мира» высажена в год 200-летия окончания Отечественной войны 1812 года и 100-летия Первой мировой войны. Таким образом мы воспитываем любовь к природе, любовь к Родине. Мы знаем нашу историю, мы гордимся подвигами наших предков, и в память о событиях тех времен мы создаем живые памятники истории.
Земле нужно помогать. Силы ей придает ласка и бережное отношение. Земля большая, но самая чувствительная. И она чувствует, когда к ней прикасаются с лаской и любовью хотя бы одна человеческая рука. Учителя и ученики Беседской школы делают все возможное, чтобы наша Земля, наша Родина процветала, и изо дня в день становилась все краше!