Содержание.
1.Актуальность.
Проект «Времена года» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая, познавательная деятельность, направленная на расширение знаний детей об окружающем.Экологическое образование детей - большой потенциал их всестороннего развития. Так как процесс знакомства ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение( дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи ( дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания,обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).Большое значение в экологическом воспитании играет использование методов проблемного обучения и наглядное моделирование. Проигрывание с детьми игровых проблемных ситуаций стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Актуальность проекта состоит в том , что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и неживой природе и о её изменениях в процессе смены времени года. Важность вопроса экологии в воспитании детей актуальна , так как на сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
2. Объект проекта.
Познавательная, познавательно- исследовательская , речевая ,творческая деятельность .
Предмет проекта.
Создание колеса «Времён года».
4. Сроки реализации проекта
6. Необходимые материалы.
4. Мультфильм «Вершки и корешки»
6.Краски, Бумага, кисти, пластилин , доски, клей, цветная бумага, ножницы.
10. Викторина «Времена года»
7. Предполагаемые продукты проекта
2. Дидактические игры по экологии « Когда это бывает», «Что можно ,а что нельзя делать на пляже», «Хорошо и плохо» и др.
3. Картотека игр по экологии
9. Поделки «Насекомые»
9.Постановка проблемы.
Как одно время года сменяется другим.
10.Мероприятия по реализации проекта.
№ | Мероприятия | Задачи | Деятельность детей |
1 этап Подготовительный |
1. | Изучение методической литературы по экологическому воспитанию | Подобрать информационный материал для изготовления пособий и игр для экологического воспитания. | |
2. | Консультация для родителей «Зачем нужно знать детям ,что такое экология» | Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания. | |
3. | Изготовление дидактических игр по экологии. | Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по экологическому воспитанию. | Подбор и помощь в изготовлении игр вместе с родителями. |
4. | Создание картотеки игр по экологии. | Активизировать интерес родителей к использованию дидактических игр для познавательного развития детей дома. | Игры детей вместе с родителями дома. |
5. | Рассматривание календаря природы «Времена года» | Формировать представления о природных изменениях по сезонам. | Рассматривание календаря и ответы детей на вопросы. |
| Проблемная ситуация «Найди картинки , где изображена осень и почему» | Формировать представления об осенних изменениях. | Выбор картинок «Осень» |
2 этап Основной |
Сентябрь «Сбор урожая» |
6. | Наблюдения за природой и погодой на улице . (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней) | Формировать представления об осенних изменениях. | Наблюдения детей и ответы на вопросы. |
7. | Д/и «Овощи и фрукты» «Ягоды» «Грибы» «Чудесный мешочек» «От какого дерева лист» «В саду или в огороде» «Узнай на вкус» | Расширять представления об овощах, фруктах ,грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания. | Классификация овощей и фруктов по месту их произрастания. Называние названий ягод, грибов и деревьев. Составление описательных рассказов. |
8. | Просмотр мультфильма «Вершки и корешки» | Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений. | Просмотр мультфильма и обсуждение. |
9. | Целевая прогулка «Деревья нашего двора» | Учить узнавать и называть несколько деревьев. | Наблюдения за деревьями. |
10. | Лепка «Овощи на грядке» «Яблоки на яблоне» | Закреплять знания об овощах и фруктах .Совершенствовать умения лепить круглые и овальные формы. | Лепка овощей и фруктов. |
11. | Изготовление вместе с детьми первой части колеса «Времена года» | Дать представления о первых осенних изменениях в начале осени. | Помощь детей воспитателю в расположении предметов и приклеивании иллюстраций. |
| Октябрь «Одежда людей» | | |
12. | Наблюдения за природой и погодой, за птицами в октябре и фиксирование солнечных и пасмурных дней в дневнике наблюдений. | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. | Наблюдения и фиксирование наблюдений. |
13. | Рисование «Осенние деревья» | Учить отражать в рисунках собственные наблюдения. | Рисование осенних деревьев. |
14. | Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды и её деталей .Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей. | Называние одежды и её деталей. Ответы на вопросы воспитателя. |
15. | Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах. | Дать представления , что некоторые птицы улетают на юг. | Рассматривание картинок и повторение названий птиц. |
16. | Рассказ воспитателя «Чем занимаются люди осенью» | Дать представления о жизни и особенностях труда в сельской местности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях и , орудиях труда и о результатах труда. | Слушание рассказа и просмотр иллюстраций. |
17. | Аппликация «Оденем детей на прогулку» | Закрепить названия одежды и изменения одежды в связи с изменением времени года. | Приклеивание одежды на готовые силуэты. |
18. | Чтение стихотворений Е.Благинина «Улетают, улетели…»,Э. Машковская «Осень» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание и обсуждение стихотворений. |
19. | Создание части колеса «Времена года»- Середина осени. | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов. | Помощь в размещении предметов, поделок на колесе «Времена года». |
| Ноябрь «Осень в лесу. Подготовка животных к зимней спячке.» | | |
20. | Просмотр презентации «Как животные в лесу готовятся к зиме» | Знакомить детей с дикими животными, как живут , чем питаются, как готовятся к зимней спячке. | Просмотр презентации |
21. | Наблюдения за погодой и природой поздней осенью. | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Наблюдения |
22. | Изготовление поделок из природного материала вместе с родителями «Осенние фантазии» | Привлечь родителей к участию в конкурсе поделок. | Участие в изготовлении поделок. |
23. | Лепка «Грибочки для белочки» | Закреплять приёмы лепки (раскатывание колбаски, шара, сплющивание, вдавливание). | Лепка грибов. |
23. | Чтение художественной литературы Н. Сладков «Почему ноябрь пегий…», «Лесные шорохи», «Пороша» А.Пушкин «Унылая пора…» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание рассказа и просмотр иллюстраций. |
24. | Совместное с воспитателем оформление 3 части колеса «Времена года» – Поздняя осень | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении. |
25. | Квест на тему «Осень» | Закрепить знания детей по теме «Осень» | Выполнение заданий в игровой форме. |
| Декабрь «Новый год» | | |
26. | Рассматривание иллюстраций «Праздник Новый год» Составление рассказов по картинкам. | Упражнять в умении составлять рассказ по картине. | Просмотр картин и составление рассказов по этим картинам. |
27. | Наблюдения за погодой и природой в декабре. Фиксирование выпадения снега в дневнике наблюдений. | Учить замечать и называть изменения в природе. | Наблюдения и фиксирование своих наблюдений в дневнике наблюдений и в рисунках. |
28. | Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» | Знакомить родителей с тем , как знакомить детей с природой, какие опыты можно провести вместе с ребёнком дома. | |
29. | Аппликация «Ёлка» оригами | Формировать умение создавать объёмные игрушки из готовых полосок. | Наклеивание полосок на конус. |
30. | Д/и «Чей след» «Чей хвост» «Чего не хватает» | Закреплять знания о животных. | Подбор карточек. |
31. | Рассматривание картины «Зима» | Побуждать узнавать и называть явления природы на картинах. | Рассматривание и обсуждение. |
32. | Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег» Е. Трутнева «Первый снег», «Ёлка» Г. Скребицкий «Четыре художника»( отрывок) В.Калинина «Про снежный колобок» В. Чарушин «Про снежный колобок» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание стихов и рассказов. Обсуждение и заучивание отрывков. |
33. | Рисование «Новогодняя юбочка» | Упражнять в украшении предметов. | Украшение заготовки красками. |
34. | Совместное с воспитателем оформление зимней части колеса «Времена года»- начало зимы. | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении. |
| Январь «Зимние виды спорта» | | |
35. | Просмотр презентации «Зимние виды спорта». | Знакомить детей с зимними видами спорта. | Просмотр презентаций. |
36. | Наблюдения за погодой , за птицами, за детьми, катающимися на лыжах. | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Наблюдения. |
37. | Чтение художественной литературы В. Зотов «Ворона» «Снегирь» «Заяц- беляк» «Воробей «Сорока» из книги «Лесная мозайка» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание рассказов. |
38. | Д/и «Когда это бывает» «Времена года» «Найди сходства и отличия» «Угадай вид спорта» | Закреплять знания времён года и явления природы, находить сходства и отличия на картинках. Закреплять знания о видах спорта. | Подбор карточек. Нахождение сходства и отличия. |
39. | Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Мы занимаемся спортом» | Приобщать родителей к жизни группы и интересам детей | Изготовление стенгазет |
40. | Изготовление человечков на лыжах из природного материала. | Формировать умение делать предметы из жёлудей и пластилина. | Изготовление поделок с помощью воспитателя. |
41. | Оформление части колеса «Времена года» - середина зимы. | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении. |
| Февраль «Зимние забавы» | | |
42. | Составление рассказа по картине «Зимние забавы» | Упражнять в составлении рассказа по картине. | Составление рассказа . Ответы на вопросы воспитателя. |
43. | Наблюдения за погодой, за одеждой людей ,за играми детей. | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. | Наблюдения и фиксирование своих наблюдений в дневнике наблюдений и в рисунках. |
44. | Аппликация «Снеговик» | Формировать умение делать шарообразные формы из салфеток. | Изготовление снеговика из салфеток. |
45. | Лепка сюжетной композиции «Зайчики катаются с горы» | Закреплять умения лепить предметы из нескольких частей . | Лепка фигур зайчиков. |
46. | Опыты по замораживанию воды в разных формах | Подвести к понятию, что происходит с водой с понижением температуры. | Наблюдения |
47. | Дать задание родителям дома в морозилке заморозить воду в разных формах и принести в детский сад. | Знакомить родителей с тем , как знакомить детей с природой, какие опыты можно провести вместе с ребёнком дома. | Изготовление вместе с родителями ледяных фигур |
48. | Рисование «Заснежанные деревья» | Продолжать формировать умение рисовать сюжетные композиции , повторяя изображения одних и тех же предметов. | Рисование деревьев. |
49. | Предложить родителям принести фотографии для создания альбома « Зимние забавы» | Привлечь родителей к изготовлению дидактического материала для группы. | Изготовление альбома |
59. | Рассматривание фотоальбома «Зимние забавы» | Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе. | Рассказывание о своих занятиях по фотографиям |
60. | Чтение художественной литературы В. Калинина «Про снежный колобок», С. Маршак «Февраль» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание рассказов и стихов |
61. | Оформление части колеса «Времена года» - зимние забавы зимой. | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении. |
| Март «Масленица» | | |
62. | Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья» | Упражнять в рассказывании по картине | Рассказывание по картине |
63. | Наблюдения за погодой в марте ( за солнцем, небом , продолжительностью дня и ночи и т. д.) | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Наблюдения и фиксирование своих наблюдений в дневнике наблюдений и в рисунках. |
64. | Лепка «Петрушка» | Формировать умение лепить фигуры из нескольких частей. | Лепка фигурок петрушек |
65. | Рисование «Дымковская лошадка» | Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. | Расписывание силуэта дымковской игрушки |
66. | Чтение – приметы весны. Заучивание весеннихзакличек. В. Алфёров «Март» | Совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их. Заучивать простые четверостишья. | Обсуждение примет весны, заучивание закличек. |
67. | Подвижные игры «Гори, гори ясно» «Ручеёк» «Мышеловка» «Третий лишний» | Развивать организованность, инициативность, поддерживать дружеские взаимоотношения | Двигательная активность |
68. | Опыты со срезанными веточками деревьев | Закрепить представления о том , что растения зимой живые. | Наблюдение и фиксация результатов в дневнике наблюдений. |
69. | Посадка семян цветов для клумбы | Поощрять желание детей помогать взрослым | Подготовка , рыхление земли , сеяние семян |
70. | Д/и «Где спряталась матрёшка» | Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве | Игровые действия |
71. | Оформление части колеса «Времена года» - Масленица ,используя поделки , сделанные на занятии. | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении. |
| Апрель «Ручейки – кораблики» | | |
72. | Наблюдения за погодой, птицами, одеждой людей и т. д. | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Наблюдения и фиксирование своих наблюдений в дневнике и в рисунках. |
73. | Чтение художественной литературы С.Маршак «Весенняя песенка» Л.Толстой «Пришла весна» Н.Сладков «Весенние радости» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание рассказов и стихов |
74. | Составление рассказов о комнатных растениях | Формировать умение составлять последовательный и полный рассказ об объекте | Составление рассказа |
75. | Самостоятельная художественная деятельность .Разместить контуры для обводки птиц, людей, деревьев, раскраски весенней тематики. | Упражнять в рисовании и раскрашивании | Рисование и раскрашивание |
76. | Конструирование из бумаги «Кораблик» | Упражнять конструированию из бумаги, приклеивать к основной форме детали | Конструирование из бумаги |
77. | Конкурс «Разные кораблики» | Привлечь родителей к изготовлению вместе с детьми корабликов из разных материалов | Выставка корабликов |
78. | Опыты с водой «Тонет- не тонет» с использованием корабликов , сделанных из разных материалов | Знакомить детей со способами исследования разных материалов Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера. | Участие в проведении опыта |
79. | Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель» В.Бианки «Последняя льдинка» Н.Павлова «Ранней весной» И.Беляков «Подснежник проснулся» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание рассказов и стихов |
80. | Уход за рассадой цветов для клумбы | Поощрять желание детей помогать взрослым | Полив рассады - трудовые поручения |
81. | Игры с элементами драматизации: «Ручейки и озёра» «Времена года» из книги А.Молодовой «Экологические игры» | Уточнять представления о явлениях весны | Игровые действия |
82. | Оформление части колеса «Времена года» - Ручейки - кораблики | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении |
| Май «Первоцветы» | | |
83. | Наблюдения за погодой ,растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми и т. д. в мае. | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. | Фиксация наблюдений и отражение впечатлений в рисунках |
84. | Целевая прогулка на поляну одуванчиков | Развивать наблюдательность путём выявления новых признаков весны | Наблюдения и сравнения |
85. | Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Подножная травка» Г.Скребицкий «Счастливый жучок» Е. Серов «Ландыш» «Фиалка» В.Зотов «Одуванчик» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание стихов и рассказов |
86. | Уход за рассадой цветов для клумбы | Поощрять желания детей помогать взрослым ухаживать за растениями | Полив растений- трудовые поручения |
87. | Опыт с растениями «Необходимость света и воды в жизни растений» | Включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера | Участие в эксперименте с растениями |
88. | Рассматривание альбома «Первоцветы» | Расширять представления о некоторых цветах | Рассматривание альбома |
89. | Аппликация «Одуванчики» | Упражнять в разрезании по прямой .Собирать из полосок цветок | Вырезание склеивание цветов |
90. | Рисование «Поляна с первоцветами» | Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера , цвета. | Рисование цветов |
91. | Конструирование из бумаги «Первоцветы» | Формировать умение вырезать из бумаги детали и собирать их в цветок | Вырезание и наклеивание |
92. | Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной» | Познакомить родителей как знакомить детей с природой | Предоставление консультации в родительском уголке |
93. | Оформление части колеса «Времена года» - Первоцветы | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении |
| Июнь «Поляна с бабочками» | | |
94. | Наблюдения за погодой, одеждой людей ,насекомыми , животными , птицами в июне | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Наблюдения и фиксирование своих наблюдений в дневнике и в рисунках. |
95. | Чтение художественной литературы: В.Степанов «Летающий цветок» М. Пришвин «Золотой луг» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание рассказов и стихов |
96. | Опыты с нагреванием воды на солнце | Знакомить детей со способами исследования разных материалов Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера. | Участие в проведении опыта |
97. | Просмотр презентации «Мир бабочек» | Расширять представления о бабочках и других насекомых | Просмотр презентации |
98. | Рисование «Бабочки» | Упражнять в рисовании симметричных форм , симметрично раскрашивать | Рисование и раскрашивание |
99. | Конструирование из бумаги «Бабочка на цветке» | Упражнять в умении конструировать из бумаги поделку | Вырезание и приклеивание |
100. | Беседа «Как вести себя с насекомыми» | Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе | Слушание рассказа воспитателя и ответы на вопросы |
101. | Консультация для родителей «Осторожно, насекомые» | Знакомить с профилактическими мерами от укусов насекомых» | Предоставление консультации в родительский уголок |
102. | Предложить родителям изготовить поделки «Насекомые» для оформления участка в летний период | Приобщать родителей к жизни группы | Изготовление родителями насекомых из разных материалов |
103. | Оформление части колеса «Времена года» - «Поляна с бабочками» | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении |
| Июль «Пляж» | | |
104. | Наблюдения за погодой ,одеждой людей, животными , насекомыми , птицами | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Наблюдения и фиксирование своих наблюдений в дневнике и в рисунках. |
105. | Д/и «Что можно и что нельзя делать на пляже» | Формировать представления о здоровом образе жизни и о правилах поведения у воды и на пляже | Игровые действия |
106. | Составление рассказов по картинкам «На пляже» | Упражнять в составлении рассказов по картинкам | Рассказывание по картинкам |
107.108. | Лепка фигурок из пластилина для макета «На пляже» | Упражнять в лепке разных фигур из нескольких частей | Лепка фигур из пластилина |
109. | Рисование Раскрашивание «Запрещающие знаки на пляже» | Упражнять в закрашивании .Формирование знаний о правилах поведения на пляже. | Раскрашивание |
110. | Оформление части колеса «Времена года» - «Пляж» | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении |
| Август «Сенокос, пастушок с коровой» | | |
111. | Наблюдения за погодой ,одеждой людей, животными , насекомыми , птицами | Учить замечать и называть изменения в природе. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы | Помощь в оформлении |
112. | Рассказ воспитателя о труде людей, сельскохозяйственных профессий | Знакомить с трудом людей | Слушание рассказа воспитателя |
113. | Рассматривание иллюстраций «Сельскохозяйственная техника» | Знакомить с новыми видами транспорта | Просмотр иллюстраций |
114. | Составление рассказа по картине «Пастухи» | Развивать связную речь , умение составлять рассказ по картине | Рассказывание по картине |
115. | Опыты «Во что превращается трава , когда её скосят» | Знакомить детей со способами исследования разных материалов Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера. | Участие в проведении эксперимента |
116. | Изготовление из сухой травы стога сена для макета | Упражнять в изготовлении поделок из разного материала | Изготовление стогов из сухой травы |
117. | Лепка «Пастушок» | Упражнять в лепке человека | лепка |
118. | Чтение художественной литературы: «Петушок и бобовое зёрнышко» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. | Слушание сказки |
119. | Оформление части колеса «Времена года» - Сенокос | Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности. Оказывать помощь в оформлении её результатов | Помощь в оформлении |
3 этап Заключительный |
120. | Викторина «Времена года» | Закреплять знания о временах года | Ответы детей на вопросы викторины |
121. | Просмотр презентации «Как мы делали колесо «Времена года»». | Закреплять представления о себе , как о члене коллектива и об общей работе | Просмотр презентации и обмен впечатлениями |
1.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» «Детство- Пресс», 2014
2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М., Синтез,2014
3.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: р
4.Учебно- методические материалы для психолого – педагогической работы с детьми, имеющими трудности развития, на этапе преемственности дошкольного и начального образования. Педагогическая технология. «Художественно- эстетическоеразвитие. Конструирование: 5-6 лет» Нижний Новгород 2012