СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические игры

 

 

Игра – широко доступное и любимое занятие детей, молодежи и взрослых.

         При творческом подходе любая игра трансформируется для достижения заданной цели и может длиться несколько минут, часов, целый день или несколько дней. 

Просмотр содержимого документа
«Экологические игры»

Экологические игры



Игра – широко доступное и любимое занятие детей, молодежи и взрослых.

При творческом подходе любая игра трансформируется для достижения заданной цели и может длиться несколько минут, часов, целый день или несколько дней.


ПЕРЕКРЕСТОК "А"

Здесь команды должны создать "фантастический проект" под девизом "Чистая планета". Для проекта предлагаются следующие темы (на выбор):

  • "Город будущего";

  • "Детский курорт";

  • "Экологический международный центр";

  • "Лесопарк на крыше дома";

  • "Экологическая башня";

  • "Экологический конвейер";

  • "Автомобиль будущего" и т.д.

Это задание может быть домашним, либо оно выполняется командой экспромтом в течение 7-10 минут. Проект необходимо изобразить на листе бумаги (размер не менее 0,5 м на 1м) и защитить, дав полное пояснение к нарисованному. Высшей оценкой этого конкурса являются 10 баллов.



ИГРА «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы

Описание игры: В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Ее можно провести в походе, лагере, на занятии экологического кружка, классном часе. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока — это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со “своей профессией“. Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов ведущий или другие дети. Они могут быть различными “представителями” природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе:

Водитель: — не мыть машину на берегу рек и озер; — не превышать скорость, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животного мира; — следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

Библиотекарь: — сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; — сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; — призывать к этому читателей.

Директор издательства: — публиковать статьи об охране природы; — печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

Продавец: — торговать только экологически чистыми товарами; — упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: — рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; — гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.



ИГРА «ЭНДЕМИКИ И РЕЛИКТЫ»

Цель игры: познакомить детей с различными видами животного и растительного мира, свойственных какой-то определенной территории или сохранившиеся в определенной области или стране как представители минувших эпох.

Справка (энциклопедический словарь): Реликты - виды растений и животных, сохранившиеся, как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории .

В начале игры, конечно, надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5- 10 человек. Может проводиться на уроке экологии, занятии экологического кружка и т.п. Команды представляют собой представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т.п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в первую очередь для растений, затем для животных и т.д. А участники команд, к которым обращается ведущий должны узнать “себя”. Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл , за отсутствие ответа - 0 . Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.



ИГРА «ЗООГЕОГРАФИЯ»

Цель игры: узнать, как дети знают животный мир стран и материков, познакомить их более подробно с животными, населяющими различные зоогеографические области.

Описание игры: В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, они либо сами, либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своем животном, либо неправильно угадал страну, выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране, либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.



ИГРА «СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударит по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет заострить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде суда над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

"Имеет ли человек право на жизнь?"

Цель занятия: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и показать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Участники занятий: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый) обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.

Обязанности участников:

Судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т.п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят вердикт в конце суда, обязательно аргументируя свое решение.

Возможные варианты процесса.

Обвинитель - природа говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами с (например) бумажных комбинатов, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т.п.

Выступают свидетели обвинения:

  • Рыбы рассказывают о том, как они погибают.

  • Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.

  • Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты защищаются:

Например:

- писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги.

- директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей.

- автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека.

- охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например,

- охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

- директору ТЭЦ предложит перейти на другую энергию - солнца, ветра и т.п.

- автовладельцу перейти на газ и т.д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т.п.

Затем присяжные выносят приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников "судебного процесса". Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428 Москва, ГСП-4, Гринпис России.






ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

" КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ "



Цель игры: Расширение экологических знаний детей, развитие фантазии, решение экологических проблем нестандартными методами, научить ребят понимать взаимосвязанность всего живого в окружающем мире.

Экологическое воспитание становиться одним из важнейших направлений в воспитании детей. Необходимость понимания, что экологические проблемы одного региона могут перерасти в глобальные, заставляет все больше уделять внимание работе с подрастающим поколением в плане экологического просвещения. Игровая форма даёт больше возможностей для вовлечения детей в экологическую деятельность. Данная игра дает возможность самим детям найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширять знания в области биологии и экологии.

Игра командная, состав команд 4 - 6 человек, играть могут одновременно 2- 4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей, конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники, а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.

В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.



1 ЗАДАНИЕ

Командам предлагается защищаться. Ведущий объявляет, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд.

Например:

первая команда - совы,

вторая команда - лисы,

третья команда - мыши,

четвертая команда - медведи.

Следующие жалобы:

На сов жалуются мыши, что пернатые хищники ночью нападают на них.

На лис жалуются мыши, что их откапывают из снега и уничтожают.

На мышей жалуются люди, что мыши портят продукты.

На медведей жалуются дикие пчелы, что те поедают их мед.

Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.





2 ЗАДАНИЕ

Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.

Могут быть следующие задания:

1 команда - люди, жалуются на комаров, мышей и т.д.

2 команда - овцы, жалуются на людей, волков, собак.

3 команда - медведи, жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т.д.


3 ЗАДАНИЕ

Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами.

Например:

1 команда жалуется на 2,3,4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.


4 ЗАДАНИЕ

Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют, на кого и на что он может жаловаться.

Например: комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь; полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.


5 ЗАДАНИЕ

Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.

Например:

Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.

Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.


6 ЗАДАНИЕ

Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким либо видом животного или растительного мира, не была услышана, и он исчез. Необходимо подумать, кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьёв и т.п.

Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что всё в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.

И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т.п.

 

Игра «ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ ИЛИ Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!»

Цель игры: привить детям любовь к природе, показать какую помощь они могут ей оказать, воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми.

В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек любящий и охраняющий природу может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.

В игре принимают участие команды по 5 - 6 человек, команд может быть 2 - 3.

Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6- 8.


Возможные варианты этих категорий:

  1. Птицы

  2. Лекарственные травы

  3. Насекомые

  4. Лес

  5. Браконьеры

  6. Не навреди

  7. Звери

  8. Грибы

Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбирают себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов. В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения "берендеев", дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете.


Примерные задания и вопросы:


ПТИЦЫ

1 . Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)

2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.

3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.


ЛЕС

1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.

2 . От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев)

3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья)


ЗВЕРИ

1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов и если их потом выпустить на волю - погибнут)

2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль, сеном и вениками, запасенными летом)

3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.


ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать - и - мачеху, малину)

2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз)

3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник)


БРАКОНЬЕР

1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится)

2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах)

3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса)


ГРИБЫ

1. Какой гриб разрушает древесину (Опенок)

2. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери)

3. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка)

4. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только когда в лесу много влаги)




НАСЕКОМЫЕ

1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых - вредителей)

2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него)

3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений)

4. Почему нельзя ловить жуков - оленей? (Они стали редкими насекомыми)


НЕ НАВРЕДИ

1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо)

2. Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)

3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

Конечно, если команды не могут ответить на вопрос, им помогает ведущий!

 

Цель игры: показать красоту и разнообразие природы, ее цветовое богатство. Возраст участников: 7-12 лет.

Материалы: куски картона в виде палитры художника, клейкая лента, полиэтилен или целлофан.

Время: 30 мин.

Во время прогулки в лесу или в парке выбирается живописная поляна. Детям раздаются картонки, на которых закреплены полоски клейкой ленты липкой стороной вверх. Чтобы липкая поверхность ленты не портилась, можно предварительно прикрыть ее легко снимаемой полоской полиэтилена. Ребятам предлагается наклеить на палитру кусочки листьев и коры деревьев, травинки, кожицу ягод - все, что они смогут найти.

Задача детей - составить как можно более полную палитру поляны. Затем на той же поляне устраивается выставка работ.

Задача педагога - обратить внимание детей на многообразие красок в природе, на то, что нет одинаковых палитр, хотя все они составлялись в одном месте.



ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

" РАДУГА"


Цель игры: Показать детям, как человек безжалостно относится к природе, дать им возможность проявить себя в природоохранной деятельности.

Участники игры: 2 команды по 5 - 6 человек из учащихся 5 - 7 классов.

Описание игры: В качестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители - Старичок - Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.

Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой - либо предмет - шишку, лист дерева и т.д.

Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.

1. Старичок – Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки, например на тему: "Осторожно первоцветы", "Внимание, муравейник", "Рубить деревья запрещено" и т.д.

2. Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.

3. Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т.п.

4. Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей, и надо распределить какими из них нельзя ловить рыбу, т.е. какие снасти браконьерские.

5. Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.

6. Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу.

7. Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.

Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и о своих друзьях: бабочка о цветах, дятел о птицах, водяной о рыбах и т.д. Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных. А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях.

Например:

В лесу родилась елочка… Что стоишь, качаясь, тонкая рябина… Во поле березонька стояла…

Примерные вопросы:

1. Какой цветок зацветает первым? (мать - и - мачеха)

2. Какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

3. Какая птица носит название танца? (чечетка)

4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (лиственница)

5. Сколько лет живет брусника? (300 лет)

6. Какая птица может бегать по дну водоема? (оляпка)

7. Кит - это рыба? (нет, млекопитающее)

8. Какая рыба вьет гнездо? (колюшка)

9. Какие растения используют для лечения мелких ран? (подорожник)

10. Растет ли дерево зимой? (нет)

 



Игра " МИСС - ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ "

Цель: Обобщить знания учащихся об осенних изменениях в природе, полученные в ходе игры - конкурса; создать условие для выявления ярких личностей; воздействовать на эмоциональную сферу учащихся путем создания дружеской обстановки; стимулировать творческую деятельность детей.

Вступление: Дорогие ребята, т.к. сегодняшний день приурочен к празднику Осени, то и тематика наших посиделок осенняя. А это значит, что все конкурсы и игры будут так или иначе касаться всего, что бывает осенью. Предлагаю жюри занять свои места, а участников выйти на сцену.

Участники готовы, ассистент им раздает жетоны с номером.

1. Конкурс "Представь себя".

2. Конкурс "Шиворот - навыворот". Я называю зашифрованное слово, кто быстрее сообразит о чем речь, поднять руку: несо (осень), сидер (редис), джод (дождь), талас (салат), кул (лук) родимоп (помидор), ищово (овощи), вокром (морковь).

3. Конкурс "Песня об осени".

4. Конкурс "Театральный". Мимикой и жестами изобразить овощ (лук, капуста, морковь) или признаки осени.

5. Конкурс "Юные повара". Перечислить компоненты входящие в салат и придумать ему название.

6. Конкурс "Художники". Нарисовать на доске с завязанными глазами огурец, морковь, помидор.

7. Конкурс "Загадок".

Наш осенний марафон подходит к концу, просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. Жюри оглашают итоги конкурса, идет награждение победителя.



Игра «РОДНАЯ ПРИРОДА»


Цель игры: Знакомство с экологической обстановкой района. Необходимость сохранения и способы преумножения природных богатств и редких видов животных и растений .

Игра разбивается на 3 этапа:

1) Организуется небольшая встреча с экологами, представителями национального парка (заповедника) или показываем видеофильм, где рассказывается о животном и растительном мире области, проводится экскурсия, поход.

2) Организуется отборочный конкурс среди учащихся, например заочная викторина на указанную тему. (Например, за неделю вывешиваются на стендах вопросы, и предлагается достаточно точно и четко ответить на них в письменной форме). Лучшие ответы отбираются, и среди них организуется очный 3 тур игры.

3) Игра проводится с помощью карточек лото, фишек, где за каждым номером закреплен вопрос. Участникам раздаются карточки лото, и ведущий с помощью ассистентов начинает вытаскивать фишки из мешочка, при этом, если у участника игры есть такие цифры, ему задается вопрос, при положительном ответе он зачитывается, а при отрицательном нет. Выигрывает тот, кто первым ответит на все вопросы, т.е. закроет одну из карточек. Либо тот , у кого будет больше всего правильных ответов на всех карточках по окончании этого тура. Причем участие в игре могут принять и зрители. Итоги игры подводит авторитетное жюри.

Образцы заданий для участников 3 тура:

1) Из растений, чей портрет выбит на монете?

2) Стоят, воды ногой касаясь

Как будто чувствуя ожог

Смеются ветками качая,

И зябко им и хорошо.

Стоят как девочки босые

И боязливы и легки

Стоят вот так по всей России

У каждой широкой реки.

(Березки)

3) Чьих плодов нужнее нет на земной планете? (Пшеница)

4) Самый крупный представитель семейства куньих в наших лесах? (Барсук)

5) Небольшой хищный пушной зверек, замечательный охотник. В год он уничтожает до 3 тысяч мышевидных грызунов. (Ласка)

6) Самый крупный представитель отряда хищных в лесах Европы и Азии, а дети у него рождаются весом в 400 - 500 гр., т.е. меньше веса матери в 400 раз. (Медведь)

7) Самый известный речной строитель. Имеет ценный мех. Самый крупный из грызунов (вес до 3 кг). (Бобр речной)

8) Самый крупный представитель семейства оленей. (Лось)

9) Наиболее распространенная и известная птица. Предвестник весны (Грач)

10) Птица, имеющаяся на гербах большинства городов, расположенных на Волге. (Чайка)

11) Самая крупная среди наших хищных птиц (вес около 6 кг). Хорошо поддаётся дрессировке. С ней можно охотится даже на волка. (Беркут)

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРУГОСВЕТКА "


Цель: знакомство детей с различными наиболее интересными представителями животного и растительного мира, проверка умения пользоваться справочной литературой, проверка знаний повадок животных и голосов птиц.

Участники игры: в игре могут принимать участие до 5 команд по 5 - 6 человек в каждой, возраст участников 12 - 15 лет.

Продолжительность игры - 1 час. Игра проводится в виде путешествия по станциям. Если место проведения школа или дом творчества, то станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу. Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия - прохождения станций игры.

Правила игры:

Всем командам объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, где указано, где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.
На станциях каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в Маршрутный лист ставится + красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в консультационный пункт - библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, то команда отправляется вновь на этот этап и получает +, но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждого вопроса. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных +, 2 синих + приравниваются к одному красному.


Станции:

1. Животный мир.

  • Что означает название животного "гиппопотам"? (В переводе с греческого это значит "речная лошадь")

  • Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на "черных" страницах Красной Книги? (Морская корова, тарпан, тур)

  • Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна)

  • Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы)

  • Спят ли рыбы? ( Да, с наступлением рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми)


2. Растительный мир.

  • Что такое микология? (Это наука о грибах)

  • Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)

  • Что такое паприка? (Красный перец)

  • Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму)

  • Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. (Саксаул)


3. "Гиннес - шоу"

  • Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 т)

  • Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса - 3,5 кг)

  • Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет - 175 лет)

  • Какое животное является самым "горластым" из всех? (Крокодил. На втором месте - бегемот, на третьем - лев)


4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам. Например:

  • Энтомология (Наука о насекомых)

  • Серпентарий (Это питомник для содержания ядовитых змей)

  • Мониторинг (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов)

  • Смог (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)


5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных +.
Сначала дается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет чей это голос, то получает три +, если нет, то дается одна подсказка (например, место обитание птицы) и угадав, команда получает только два +, если вновь команда не может угадать, тогда дается третья подсказка (например, цвет оперения) и команда получает один +. Если команда вообще не смогла угадать, значит ни одного + она не получает.
Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя. Кстати, недавно Дарвиновский музей выпустил комплект: аудиокассета с голосами птиц и книга с описанием. Приобрести его можно в музее по адресу: Москва, ул. Вавилова , 57.

6.Зоотеатр.
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:

  • Улетающие на юг журавли

  • Добывающие еду аисты

  • Утка с выводком

  • Муравьи на охоте

















15