Всероссийская акция «Я – гражданин России» номинация «Экологические проблемы»
Презентация на тему:
«Экологическая тропа вдоль реки Мелекески»
Презентацию составил :
ученик 10А класса Гайнуллин Адель
Руководители:
учителя биологии и химии МБОУ «СОШ №3» г.Набережные Челны ,РТ Ахметзянова Рамиля Асгатовна
Хамадеева Альфия Мансуровна.
Экологическая тропа
« В конце концов, мы сохраним только то, что мы любим…»
- Экологическая тропа-это учебно-просветительный «кабинет»в природный условиях. Главная задача - способствовать воспитанию экологической культуры человека.
Общие сведения о тропе.
- Тропа создавалась экологическим отрядом летом, при этом учитывались 3 главных критерия:
- привлекательность,
- доступность
- информативность.
Для закладки тропы были обследованы берега Мелекески
Правила проведения на тропе.
В целях сохранения природной среды каждый посетитель тропы обязан подчиняться определенным правилам:
Запрещается:
Срывать любые наземные и водные растения.
Курить и разводить костры.
Движение по тропе должно проходить без лишнего шума.
Не сорить, не оставлять автографов.
С тропы можно «выносить» только знания и умения, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.
Схема учебной экологической тропы на берегу реки мелекески
Остановка «Пойма реки» .
Реки- одно из чудес природы, лучшее украшение Земли. Наш город расположен на берегах четырех рек- Кама, Челнинка, Мелекеска и Шильна. Ширина русла реки 8 метров. В пойме раскинулся луг. Река течет с юга на северо-запад, по Восточно-Европейской равнине. Мелекеска берет начало от родника в лесу недалеко от села Новые Ерыклы Тукаевского района. В Мелекеску впадают речки: Русимка, Кувады, Суксинка, Торлы, многочисленные ручьи и родники. Длина реки более 15 км, она несудоходная, относится к малым рекам республики Татарстан. Есть предположение, что название Мелекески произошло от названия племен “меле” и “кесе”.
Остановка «Растительный и животный мир».
- Разнообразен растительный и животный мир реки и того места, где мы стоим. Из растительного мира самые значительные представители-деревья и кустарники: береза, ива, ольха, тополь, рябина, орешник, черемуха. Много влаголюбивых растений. Количество воды, которое растение пропускает через себя, оказывается огромным. Тополь обыкновенных размеров испаряет целую бочку воды только за один день.
Плавает в воде ряска, хватает за руки водное растение уруть. А вот заросли рогоза- некоторые называют его камышом из –за початки коричневого цвета, где находятся плоды-летучки.
Из представителей фауны встречается 26 видов. В районе пруда есть – утки, чайки, ящерицы, лягушки, раки, много моллюсков –катушек ,прудовиков, ракушек. Из рыб водятся – окунь, щука, плотва, лещ, ерш, и другие. Встречается ондатра- водяная крыса, которая отличается хорошим мехом.
Остановка «пруд».
Одна из главных проблем реки Мелекески и пруда – это загрязнения воды. Пруд засорен и мусором, и подводной растительностью.
Остановка « Долина реки»
- Элементами долины являются русло, пойма, террасы, коренной берег. В тектоническом отношении вся долина реки находится на русской платформе. Река образовалась около одного миллиона лет назад в результате разрушения горных пород текучими водами. Речная долина сильно изменена хозяйственной деятельностью человека.
Остановка
« Муравейник»
Подходим к горке, убираем верхний слой ила и наблюдаем за муравьями, за тем, что они делают. Это рабочие муравьи: одни тащат комочки почвы, другие листочки, третьи - муху и т.д.
У муравья нет ни жала, ни ядовитых челюстей, но укус его причиняет боль. Укусив, муравей разбрызгивает ядовитую жидкость – муравьиную кислоту. Попадая в ранку, она вызывает жжение и покраснение кожи, поэтому необходимо помнить об этом. Но муравьи и полезны. Они истребляют вредных насекомых, переносят семена растений, способствуют образованию структурной почвы.
Остановка «Родник»
Родник расположен на правом берегу реки Мелекески в 130 метрах от пешеходного моста через пруд.
На глубине 2,5 метра бьет ключевая вода, образуя ручей, которая впадает в реку Мелекеску. Спускаемся к роднику, пробуем воду на вкус, она приятная, холодная, прозрачная. Кто-то из горожан укрепил склоны, сделал лесенки. Люди за чудесной водой идут и идут…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Природные особенности территории Набережных Челнов расположенных на четырех реках, слабо используются для вовлечения городских школьниках в работу по охране водоемов.
Считаем, что работа по созданию школьной экологической тропы приобщала учащихся к экологической культуре, расширила сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, закрепила правила поведения на реке.
Работа по созданию тропы не закончена, продолжается обработка собранного материала, идет изготовление экологических щитов и знаков. В дальнейшем планируется благоустроить родник, описать почвенный разрез выявить растения – индикаторы.