СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическими тропами

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество озабочено состоянием экологии Земли. Эта планетарная проблема касается всех жителей,то есть всех нас.

Просмотр содержимого документа
«Экологическими тропами»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коношская основная школа»

















Виртуальная экскурсия

«Экологическими тропами»











Подготовила

педагог – библиотекарь

Вараксина Юлия Андреевна







п. Мирный

2016 г.

Экологическими тропами

Цель: развивать у учащихся базисные элементы экологической этики; формировать позитивную направленность к природным объектам, активной личностной позиции.

Задачи: - расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы;

- умение комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;

- воспитание экологической куль­туры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, выставка книг «Запасной планеты у нас нет».

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Место проведения: школьная библиотека.

Методические рекомендации: в мероприятии принимают участие учащиеся 6 класса и их родители.

Ход мероприятия:

Педагог – библиотекарь: Мы с вами живём в век удивительных перемен. Многие из вас с детства на «ты» с компьютером, мобильным телефоном, видеоплеером и другой бытовой аппаратурой, которая, с одной стороны, является ярким свидетельством технического прогресса, но с другой, неумолимо диктует новые и достаточно жёсткие правила жизни. Мы незаметно попадаем в своеобразную зависимость от всех этих технических новшеств, отнимающих свободное время и увлекающих в виртуальный мир. Нам кажется, что мы уже не можем без чтения и посылки эсэмэсок, бесконечного слушания музыки в наушниках, просмотра видеофильмов. А ведь нужно нажать только на одну кнопку «выкл.», чтобы освободить себя от этой паутины и шагнуть в живую природу: сквер, парк, лес… И не просто шагнуть, а шагнуть, чтобы протянуть руку помощи!

Человечество озабочено состоянием экологии Земли. Эта планетарная проблема касается всех жителей, то есть всех нас. Часто мы ведём себя как хорошие хозяева только в пределах собственной квартиры. Но задумайтесь, ведь город, село, деревня, в котором мы живём, родная страна, да и весь огромный мир – тоже наш «дом». А настоящий хозяин своего дома никогда не станет разбрасывать мусор, позаботится о свежем воздухе и чистой жизни. Но, увы, очень часто люди ведут себя не как хозяева, а как бездумные потребители природных богатств – богатств своего «дома».

Всё чаще мы слышим словосочетание «проблемы экологии», учёные предупреждают о грядущем глобальном потеплении, о концентрации в воздухе вредных веществ, о недопустимости сливания промышленных отходов в реки, озёра, моря.

Появились солнечные батареи, обогревающие дома, бесшумно передвигаются электромобили, изобретено биотопливо из целлюлозы. Создаются новые заповедники для птиц и животных. В России строятся так называемые экологические посёлки и деревни. В ряде стран активно работают общества «зелёных», всемирные фонды и организации охраны природы.

Одна из эффективных форм охраны и помощи природным богатствам – экологический туризм. Он доступен человеку любого возраста, всем тем, кто желает многое познать и открыть, ценить богатства природы и заботится о её сохранении.

У меня есть предложение. Давайте сходим в экологический поход, но это будет «виртуальное погружение». При этом у нас есть одно несомненное преимущество перед реальным походом – мы можем выбрать любой уголок земного шара, и для этого нам не надо ждать лета, собирать документы и копить деньги. Сначала определимся с маршрутом. Конечно, заманчиво махнуть на озеро Титикака в Южную Америку. Экзотика гарантирована, но много непредвиденных обстоятельств, да и шаманы вокруг чужие, а по-русски они не понимают. Так что лучше выбрать одно из российских направлений.(слайд1)

Родитель1 : Предлагаю поехать на сибирское чудо-озеро – на Байкал. Во-первых, вряд ли кто из вас там успел побывать; во-вторых, дары леса гарантированы, пресная вода тоже; в-третьих, все необходимые условия для экологического похода налицо – богатая флора и фауна. (слайд 2)

К сожалению, и эту сибирскую жемчужину экологические проблемы не обошли стороной, не зря здесь создан Байкальский заповедник. При заповеднике имеется Музей Природы . Также разработан ряд экскурсий и обустроены особые экологические тропы. В заповеднике произрастает более 1050 видов высших сосудистых растений (по данным на 2014 г.), лесами занято около 70 % территории. На территории Байкальского заповедника насчитывается более 30 рек и речек. (слайд 3)

Послушаем стихотворение М.Митюкова «Беречь Байкал – святое дело!» (слайд 4)
Ученик 1: Беречь Байкал – святое дело!

О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?


И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Никто меня не обижал,

Напротив, всякий уважал…


Но за последние полвека…

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»


Байкал один на всей планете,

Другого – просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено!


Ученик 2. Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря,

И людям преданно служить!


Беречь Байкал – святое дело:

Его судьба – у нас в руках!

Сама Природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!


И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

- В 1999 году принят закон «Об охране озера Байкал», но этот закон не означал прекращения работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, который продолжает сброс промышленных стоков в озеро. Только за последние 20 лет здесь проведено более 300 международных экспедиций с участием более 1500 ученых из различных стран. Но ученые нашему виртуальному передвижению не помеха…

Педагог – библиотекарь: - Теперь мы с вами «летим» в Водлозерский национальный парк, который находится на территории Карелии и Архангельской области. (слайд 5)

А что такое национальный парк? (ответы детей). Как гласит энциклопедический справочник, это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Другими словами, в них категорически запрещена охота на животных, уничтожение растений, загрязнение мусором, но при этом в парки допускаются тысячи людей, путешествующих с научно-познавательными, культурными и экологическими целями. Там и вы можете развести костер и поставить палатку в специально отведенных местах, но при этом обязаны оставить после себя порядок и чистоту.

Национальный парк “Водлозерский” образован в 1991 года в целях сохранения уникального природного комплекса озера Водлозеро и бассейна реки Илекса и создания условий для развития организованного отдыха. Этот район характеризуется полной сохранностью природных ландшафтов и всех типичных для зоны средней тайги природных комплексов. (слайд 6)

Национальный парк расположен на территории Пудожского района Республики Карелия и Онежского района Архангельской области. На его территории находятся 5 жилых деревень с населением около 500 чел. На территории парка встречается около 50 видов растений Карелии и Архангельской области, являющиеся редкими и охраняемыми на региональном уровне. В Красную книгу Российской Федерации внесены мелкое водное растение полушник щетинистый, два вида орхидных — пальцекорник Траунштейнера и калипсо луковичное, а также два вида лишайников — лобария легочная и бриория Фремонта. Территория парка служит убежищем для 43 редких и/или уязвимых видов животных, 19 из которых включены в Красные книги Российской Федерации и/или Карелии. (слайд 7)

Ученик 3:Все в тайге хорошо, (слайд 8)

Все здесь нравится нам.

Что с того, что мешок

Тянет шею к ногам?

Что с того, что мокра

Серой наледи хлябь?

Хорошо нам в тайге

По тропинке шагать.

От кордона к избушке

Ни присесть, ни поесть.

Мошкары по макушку

И царапин не счесть.

А мы любим тайгу

И мы любим зверей,

Одного не пойму,

Что мы любим сильней.

Я одно лишь хочу:

Запах кедра понять.

Я одно лишь хочу:

За природу стоять.


Родитель 2:- А сейчас мы с вами отправимся на самое большое озеро в Архангельской области. Кто знает, как называется это озеро, и где оно находится? (ответы детей) Это озеро Лаче, которое находится в Каргопольском районе. (слайд 9)

Лет девяноста назад озеро было глубоким – в некоторых местах глубина доходила до десяти – двенадцати метров. Вследствие интенсивной рубки леса в верзовьях рек, впадающих в озеро, оно резко обмелело. В озеро Лаче впадает 12 рек, но лишь одна река Онега берет отсюда свое начало. (слайд 10)

Юго-западную часть акватории озера занимает Лачский заказник — государственный природный заповедник, созданный с целью сохранения природного комплекса озера и Каргопольского леса. На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность, в том числе охота и лов рыбы сетями. Не допускается и неорганизованный пеший или водный туризм.

Лачский заповедник — это невероятно красивое место. Здесь можно окунуться в мир нетронутой природы, чистого воздуха и кристальной воды. Биоразнообразие заповедных земель очень богато. Кроме распространенных видов животных и растений, в заказнике есть и редкие, занесенные в Красную книгу Архангельской области. Из числа животных в заповеднике охраняются некоторые виды птиц: лебеди, кряквы, гоголи и другие. (слайд 11)

Ученик 4: Сологуб Федор Кузьмич. (слайд 12)

Спокойно озеро, широко,
Как чаша полная водой,
Зарёй подернуто с востока,
Хранит пленительный покой.

Одета дымкой розоватой,
Не шелохнётся осока
Туманом скрыта, словно ватой,
Вдаль убежавшая река.

Прилив бодрящей, свежей сырости
Отрадно душу веселит:
Казалось, где б тревоге вырасти, —
А всё ж она томит,

Томит отравой сладко-горькой
Слезами кроет даль,
И я, любуясь алой зорькой,
Сам не пойму, о чём печаль?

Педагог – библиотекарь: На правом берегу реки Пинега расположен Пинежский заповедник. Он основан в 1974 году. На территории Пинежского заповедника различают три вида рельефа: плоскую заболоченную равнину, возвышенное холмистое плато и, уникальную карстовую равнину, где открыто 53 пещеры. Здесь находятся 83 карстовых озера. По заповедной территории протекает быстрая и порожистая река Сотка. Растительность богата в видовом составе, зарегистрировано 428 видов высших сосудистых растений и 200-250 видов мхов и лишайников, много реликтовых и уникальных видов. Наиболее интересен массив (1734 га) двухсот-трехсотлетнего леса из сибирской лиственницы- это одна из последних в Архангельской области корабельных рощ. Со времен Ивана Грозного архангельская лиственница заготовлялась на экспорт. К 1917 году лиственница в Архангельской области была практически уничтожена. Животный мир типично таежный; из млекопитающих характерны белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось. В заповеднике очень много рябчиков, довольно много глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь. На реке Сотке обитает оляпка (обитатель горных водоемов), по ее скалистым берегам гнездятся вороны и канюки. В среднем течении реки Сотки и в ее притоках расположены нерестилища семги, сига и хариуса, обычны щука, окунь, гольян. Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных - травяная лягушка. (слайды 13,14, 15,16)

Ученик Свое пренебрежение к природе
Мы на себе уже все ощущаем.
И постепенно к мысли мы приходим,
Что слабо мы природу защищаем.

Хотя бы в заповедниках остаться
Даем мы право птицам и животным.
Хотя бы в рамках этих резерваций
Они живут привольно, беззаботно.

Пускай же территорий будет больше,
Где жить не страшно зверю, птице, людям.
Ведь на планете жизнь всего дороже.
Давайте за нее бороться будем.

Родитель 3. На территории Коношского и Ерцевского участковых лесничеств Коношского лесничества расположен Коношский заказник. Он образован с целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности речного бобра и лося, среды их обитания и поддержания общего экологического баланса. На территории заказника преобладают лиственные насаждения, в том числе березовые, осиновые. Хвойные насаждения занимают около 40 %. Средний возраст сосен 119 лет, елей – 102 года, берез – 54 года, осин – 60 лет. На территории Коношского биологического заказника обитает белка – летяга, занесенная в Красную книгу Архангельской области. (слайд 17)

Ученик
Шагая вперед, часто не замечаем,
Что жертвуем тем, что природа дала.
Жестоки и злы в том нередко бываем,
Где жертвой желаний природа легла.

Стоп! Хватит! Пожалуйста, остановитесь!
Земля наша стонет от наших же рук.
Мы дров наломали. Зверюшки, держитесь:
Мы вас сохраним и избавим от мук.

Педагог – библиотекарь: - 24 ноября 2015 года был создан Илешский государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник, который расположен в Верхнетоемском и Красноборском района, на границе с республикой Коми. Он поможет сберечь крупный массив лесов, а также много «краснокнижных» видов животных и растений. Это дикий лесной северный олень, беркут, филин, белка-летяга; башмачок настоящий, леукорхис беловатый и уснея длиннейшая. Запретов на посещение заказника нет. Ограничивается только промышленное использование природных ресурсов: добыча древесины, полезных ископаемых, коммерческое охотничье хозяйство.

- О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…


Опять Пушкин, и опять же с гением не поспоришь. Но уверенно добавим, что радость открытия нового, чудные мгновения увиденного и пережитого приносят нам не только «просвещенья дух», но и «путешествий дух»…

И поэтому от души желаю вам получать от экологических походов и поездок много таких впечатлений и познаний, которые обогатят вашу жизнь свиданиями с прекрасным.

Теперь наш экологический поход можно считать законченным.









































Список литературы

1. Аргументы и факты № 7 -2016.

2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. – М.: Агропромиздат, 1987.

3. Детская энциклопедия № 7 – 2011.

4. Поклон реке и лесу. Архангельск, Сев. – Зап. кн. изд – во,1977.

5. Храмцов В.С. Благодать // Аракчеев Ю.С. В стране Синих махаонов. – М., 1985.



Электронные ресурсы

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-zapovednikov-parkov/2.htm

http://eco29.ru/oopt/arh-obl/zakazniki-arh/konoshskiy

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=5344

http://travel-siberia.ru/np/npbur/981-bajkalskij-zapovednik.html

http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/entsiklopediya-ozer/2708-o

http://hcvf.ru/

www.biodiversity.ru


.




Просмотр содержимого презентации
«Экологическими тропами»

Экологическими тропами

Экологическими тропами

Озеро Байкал

Озеро Байкал

Водлозерский национальный парк

Водлозерский национальный парк

Водлозерский национальный парк

Водлозерский национальный парк

НАИБОЛЕЕ ОХРАНЯЕМЫЕ ВИДЫ белокрылый клест гуменник усач бриория Фремонта лобария легочная калипсо луковичное полушник  щетинистый пальчатокорник Траунштейнера

НАИБОЛЕЕ ОХРАНЯЕМЫЕ ВИДЫ

белокрылый клест

гуменник

усач

бриория Фремонта

лобария легочная

калипсо луковичное

полушник щетинистый

пальчатокорник Траунштейнера

Пинежский заповедник

Пинежский заповедник

Коношский заказник

Коношский заказник

Уфтюго-Илешский государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения

Уфтюго-Илешский государственный природный

комплексный (ландшафтный) заказник

регионального значения

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель…   А.С.Пушкин

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

А.С.Пушкин