СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание детей 4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Экологическое воспитание детей 4 лет» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 год (долгосрочный). Он  носит комплексный характер - включает в себя опытно-исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание детей 4 лет»



Экологическое воспитание детей 4 лет


Проект «Экологическое воспитание детей 4 лет» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 год (долгосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя опытно-исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

  • образовательную деятельность,

  • опытно-экспериментальную деятельность,

  • игры, развлечения,

  • наблюдения и экскурсии,

  • работу с родителями.

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста.

При реализации проекта были использованы: музыкальные произведения, презентации «Животные жарких стран», «Животный мир России», «Растительный мир», «Экологическое воспитание детей 4 лет», «Вода- волшебница». Материал может быть использован родителями и воспитателями.











«Человек стал человеком только тогда,

когда  увидел  красоту  вечерней  зари  и

облаков,  плывущих   в  голубом   небе,

услышал   пение   соловья    и    пережил

восхищение   красотой   природы.

Потребность   в   красивом    утверждает

непримиримость    и    нетерпимость   ко

всему   пошлому,   уродливому.   Зло  и

подлинная   красота   несовместимы».

В.А.Сухомлинский

Актуальность:

Какая притягательность заключается в том, что нас окружает с детства?  Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать её богатства. Красота  родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее.

  Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой,  внести свою посильную лепту в дело  сохранения и приумножения богатств природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, красок и звуков… Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.

Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,  делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Пусть это будут тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими и цветущими травами, тихие заводи рек, широкие степи с яркими тюльпанами весной, заснеженная тундра с северным сиянием зимой и пёстрым ковром низкорослых цветов летом, высокие горы с белоснежными вершинами, скалистые берега морей… Долг живущих на земле людей – сохранить всю эту красоту и богатства природы для будущих поколений.

К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: С.Н. Николаев, Т.И.Гризик, С. А. Веретенникова, Р. И. Жуковская, П. Г. Саморукова.

Вот почему выбрана эта тема, я согласна с мнением великих педагогов и осознаю всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.

Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания о экологических объектах и влиянии на них человека, будут, бережнее к ним относится.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Цель: воспитание экологической культуры у детей 4 лет










 

Задачи

1. Создать оптимальные условия для организации экологического воспитания детей.

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Формировать любовь к природе, приобщение к красоте природы, бережному отношению.

4. Раскрыть творческий потенциал ребенка, как ключ к освоению экологической культуры.

5. Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление и воображение, представление о взаимосвязях  в окружающей среде.

6. Знакомить  с  правилами  поведения  в  природе

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,  

    наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Предполагаемые результаты:

Итогом станут следующие знания и качества у воспитанников:

  • Развития у детей устойчивого интереса к природе;

  • Сформированность у детей основ экологических знаний;

  • Дети проявляют любовь к природе, заботливое и бережное отношение к животным и растениям.

В конце года проводятся итоги, намечается дальнейшая работа с детьми, если это необходимо. На протяжении всего времени развивается и совершенствуется интеллект детей. С помощью этих приемов дети становятся более раскованными, начинают мыслить системно, умеют устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы.










Основные  направления  работы  с  детьми:

- Перспективное планирование.

- Диагностические карты.

- Конспекты занятия, трудовой деятельности, наблюдений на экологические темы.

- Месячник «Птицы – наши друзья».

- Стихи, загадки.

- Игры по экологии.

- Презентации.

- Мультфильмы.

- Музыкальные произведения.

Работа с родителями:

- Анкетирование  I и II

- Консультации на темы: «Ваш ребенок познает мир», «Экология в музыке  с самых ранних лет», «Лечение чесноком»

- Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к природе».

Подготовительный этап.

Мероприятия


Объект

Ответственные

Подборка материала по теме проекта:

  • Диагностика экологических знаний;

  • Сбор художественной литературы;

  • Музыкальная подборка песен о природе, звуки природы (шум дождя, пение птиц, шум ветра и т.д.);

  • Опрос детей;

  • Подборка дидактических, подвижных, пальчиковых игр





  • Анкетирование родителей.

  • Консультация для родителей «Осень дарит витамины»




Дети



Дети


Дети





Дети


Дети





Родители


Родители




Воспитатели




Воспитатели




Воспитатели,

музыкальный руководитель



Воспитатели


Воспитатели,

инструктор по

физической культуре


Воспитатели


Воспитатели








Основной этап.

Мероприятия

Объект

Ответственные

Беседы:

* « Как всё живое растет?»

* « Кошка и собака – наши милые друзья »

* « Колобок удивляется (подготовка диких зверей к зиме)»

* « Как живут растения зимой»

* « Как узнать растение (дерево, куст, траву)»

* «Зима полна серебра»

* «Красная Шапочка рассказывает о птицах »

* «Вода нужна всем »

* «Овощи и фрукты. Встреча с Вини – Пухом »

* « Весна – красна »

* «Удивительный лес. Жизнь диких зверей весной»

* «Таинственный мир насекомых »

* «Земля – наш общий дом»


Чтение художественной литературы:

* Н.Сладков «Жалейкин и лягушка», «Жалейкин и дятел»,

* Н.Некрасова отрывок из поэмы «Дед Мазай и зайцы».

* М.А.Кузнецова, А.С. Резникова «Сказание о лекарственных растениях».

* Е.Чарушин «Утка с утятами»

* Ю.Дмитриев  «Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята».

* К,Д,Ушинский «Проказы старухи – зимы»

* А. Яшин «Покормите птиц»

* К.Чуковский «Мойдодыр»

* Г.Скребицкий  «Четыре художника».

* Б.Заходер «Про всех на свете»

* В,Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Продуктивная деятельность:

* Лепка «Листик рябины»

* Аппликация « Снеговик »

* Лепка «Овощи и фрукты для друзей Незнайки».    

* Рисование «Весенний дождик», «Травушка-муравушка»


Музыкальные произведения:

* Русские народные песни и мелодии «Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Кукушечка», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», «Гуси», «Осенью».

* Музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева «Осенняя песенка»

* Музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина «Осень»

* Музыка Ю. Матвеева, слова А. Блока « Зайчик»

* Музыка П.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

* Музыка О. Берта, слова В. Антоновой «Снежинки»

* Музыка Н. Метлова, слова М. Клоковой «Зима прошла»

* Музыка М. Красева, слова Н. Френкель «Дождик»

* Музыка Э. Грига «Бабочка»

* Музыка М. Глинки «Жаворонок»

* Музыка М. Щеглова, слова народные «Две тетери»

* Музыка Н. Потоловского, слова народные «Жук»

* Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова «Птенчики»


Игровая деятельность:

* Дидактические игры: «Узнай по вкусу, что лежит в волшебном мешочке», «Найди такой же листочек», «Кто, чем питается», «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает», «Кто как кричит?», «Третий лишний»,

«Мойдодыр», «Кто живет в лесу?», «Назови детенышей», Д/игра «Когда это бывает?», «Какого растения не стало?»

* Подвижные игры: «Вокруг себя обернись и в зверя лесного превратись», «На бабушкином дворе»,

«Хорошо – плохо», « На птичьем дворе», «Птичка – невеличка», «Ручеёк».


Познавательно-исследовательская деятельность:

* Прогулка «Травушка – муравушка»

* Посадка фасоли

* Прогулка « Рябина и рябинка – это один вид растений»

* Трудовое занятие «Способы ухода  за комнатными растениями»

* Прогулка «Наблюдение за воробьем и синицей»   

* Вода – помощница. Опыты с водой, снегом.

* Посадка лука в уголке природы.

* Прогулка « Кто такие насекомые?»

* Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

* Месячник «Птицы – наши друзья».


Просмотр мультфильмов, презентаций:

* Мультфильмы: «Лунтик», «Даша путешественница», «Маша и медведь», «Приключения кузнечика», «Крошка Енот».

* Презентации: «Животные жарких стран», «Животный мир России», «Растительный мир», «Пернатые друзья»


Дети




























Дети


























Дети











Дети






































Дети























Дети























Дети

Воспитатели




























Воспитатели


























Воспитатели










Воспитатели,

музыкальный руководитель




































Воспитатели























Воспитатели, младший воспитатель





















Воспитатели



Заключительный этап.

Мероприятия

Объект

Ответственные

  1. Диагностика экологических знаний детей.

  2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

  3. Огород на окне.



  1. Развлечение «Кафе Ромашка»



  1. Создание презентаций «Экологическое воспитание детей 4-5 лет», «Вода- волшебница»

Дети


Родители



Дети, родители


Дети



Педагоги,

родители

Воспитатели


Воспитатели



Воспитатели



Воспитатели,

Музыкальный

руководитель


Воспитатели








Список литературы

  1. Бобровская, Н. В., Лампман, В. Е., Битютская, Н. П., Сысоева, В. В., Губко, Е. В., Желтикова, И. А., Тырышкина, О. В. Планирование воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период. Комплексный проект «Весёлый летний марафон» [Текст] / Н. В. Бобровская» [и др.] – Изд. 2-е – Волгоград : Учитель, 2012. – 57 с.

  2. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.

  3. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.

  4. Лыкова, И. А., Шипунова В. А. Непоседа-ветерок. Дидактическая сказка о безопасности в природе. [Текст] / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 18 с.

  5. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.

  6. Машкова, С. В., Суздалева, Г. Н., Егорова, Л. А., Березняк, Я. К., Макаренко, Т. А., Магомедова, Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград : Учитель, 2010. – 185 с.

  7. Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.

  8. Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320с.