СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     

   «Экологическое воспитание дошкольников»

                                                             (из опыта работы)

      Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Главная цель экономического воспитания – формирование начал экономической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

     Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.

     Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял, человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

     Поведение маленького ребенка в природе подчас бывают сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я даю детям не только знания о природе, воспитываю бережное отношение к ней, но и учу ориентироваться в окружающей природной среде и обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями. 

     Дети получают представление о том, что земля – наш общий Дом и человек часть природы; знакомятся с глобусом – моделью Земли; экосистемами: лес, луг, водоем; получают первоначальные экономические знания, элементарные сведения об экономических законах. На некоторых примерах дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды и связывают ухудшение экономических условий с ухудшением здоровья человека. Вместе с детьми мы думаем: чем же можно помочь природе? (не делать плохого обитателям леса и поляны – это уже хорошо; ухаживать за питомцами уголка природы – это тоже хорошо; подкармливать зимой птиц – замечательно).

     В течение года дети рисуют экологические плакаты на самые разные темы («Добрые ладошки», «Боль природы»), принимают активное участие в практических делах по благоустройству и озеленению территории ДОУ. (экоигра «Самая большая мусорная куча» - привести участок в порядок, после чего получить реальное удовлетворение от труда). Они узнают и о последствиях неправильного поведения человека в природе через экологические сказки, проблемные ситуации и т.д.

     Все обучение и воспитание детей проходит на объектах ближайшего природного окружения. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями в группе создана достаточно богатая эколого-развивающая среда: уголок живой природы, мини-лаборатория, огород на окне, календарь природы, дидактические игры, методические  пособия, на участке экологическая тропа, огород (отдельная грядка), цветник.

     Старших дошкольников знакомлю с животными из Красной книги, с животными которые вымерли: морские коровы, странствующие голуби. При этом продолжаю учить детей ответственному и бережному отношению к природе: не трогать птичьи гнезда, не разорять муравейники и т.д. (игра «Узнай правила») но и не забывать об отношениях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

     Взаимодействие с родителями осуществляла дифференцировано. Использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации), так и не традиционные (деловая игра, дискуссии). Для родителей оформляю тематические ширмы: «Кошка и собака – верные друзья», «Осторожно яд» и др..

     Чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, использую экологические сказки, которые помогают подбирать и ставить музыкальный руководитель («Теремок», «Таня и овощи», «К Утке в гости», «Колобок наоборот»). Постановка экологических спектаклей представляется весьма эффективным средством работы с детьми: позволяет в игровой форме давать детям элементарные знания, которые надолго остаются у них в памяти.

     Так же с детьми ходим в эколого-оздоровительные походы в лесопарковую зону. Там дети идут по маршруту экологической тропы, знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картинке, вспоминают и выполняют правила поведения в природе, правила обращения с незнакомыми растениями, животными. В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся в лесу  «Найди и позови», и др..

     Отрадно, что дети адекватно реагируют на плохие поступки людей в природе (сбор березового сока, мусор в местах отдыха) выражают желание навести порядок, помочь раненому дереву. Свои впечатления от встречи с лесом дети отражают в рисунках, которые потом оформляются в альбом «Я вижу мир».

     Дети активные участники экологических праздников «День Земли», «Праздник, посвященный В.Бианки», «Люблю березу русскую». Родители каждый год участвуют в «Празднике Урожая», готовя со своими детьми поделки из овощей для выставки и костюмы для представления. Проводим акции «Елочка-зеленая иголочка», «Неделя дружбы с природой».

     Из беседы с родителями воспитанников выяснила, что дети осторожнее ведут себя в природе, стараются не повредить природе, бурно реагируют на негативные поступки в природе, делают замечания нарушителям.

     Три матери есть у каждого из нас.

Первая – это Мама. Вторая – это Родина. Третья – это Природа. С материнской неутомимостью миллионы лет природа создавала условия, в которых может жить человек. И человек в большом долгу перед природой, он должен стремиться делать землю щедрой, красивой, бережно относиться к ней и ее обитателям.