«Экологическое воспитание дошкольников»
(из опыта работы)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Главная цель экономического воспитания – формирование начал экономической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял, человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Поведение маленького ребенка в природе подчас бывают сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я даю детям не только знания о природе, воспитываю бережное отношение к ней, но и учу ориентироваться в окружающей природной среде и обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Дети получают представление о том, что земля – наш общий Дом и человек часть природы; знакомятся с глобусом – моделью Земли; экосистемами: лес, луг, водоем; получают первоначальные экономические знания, элементарные сведения об экономических законах. На некоторых примерах дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды и связывают ухудшение экономических условий с ухудшением здоровья человека. Вместе с детьми мы думаем: чем же можно помочь природе? (не делать плохого обитателям леса и поляны – это уже хорошо; ухаживать за питомцами уголка природы – это тоже хорошо; подкармливать зимой птиц – замечательно).
В течение года дети рисуют экологические плакаты на самые разные темы («Добрые ладошки», «Боль природы»), принимают активное участие в практических делах по благоустройству и озеленению территории ДОУ. (экоигра «Самая большая мусорная куча» - привести участок в порядок, после чего получить реальное удовлетворение от труда). Они узнают и о последствиях неправильного поведения человека в природе через экологические сказки, проблемные ситуации и т.д.
Все обучение и воспитание детей проходит на объектах ближайшего природного окружения. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями в группе создана достаточно богатая эколого-развивающая среда: уголок живой природы, мини-лаборатория, огород на окне, календарь природы, дидактические игры, методические пособия, на участке экологическая тропа, огород (отдельная грядка), цветник.
Старших дошкольников знакомлю с животными из Красной книги, с животными которые вымерли: морские коровы, странствующие голуби. При этом продолжаю учить детей ответственному и бережному отношению к природе: не трогать птичьи гнезда, не разорять муравейники и т.д. (игра «Узнай правила») но и не забывать об отношениях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Взаимодействие с родителями осуществляла дифференцировано. Использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации), так и не традиционные (деловая игра, дискуссии). Для родителей оформляю тематические ширмы: «Кошка и собака – верные друзья», «Осторожно яд» и др..
Чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, использую экологические сказки, которые помогают подбирать и ставить музыкальный руководитель («Теремок», «Таня и овощи», «К Утке в гости», «Колобок наоборот»). Постановка экологических спектаклей представляется весьма эффективным средством работы с детьми: позволяет в игровой форме давать детям элементарные знания, которые надолго остаются у них в памяти.
Так же с детьми ходим в эколого-оздоровительные походы в лесопарковую зону. Там дети идут по маршруту экологической тропы, знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картинке, вспоминают и выполняют правила поведения в природе, правила обращения с незнакомыми растениями, животными. В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся в лесу «Найди и позови», и др..
Отрадно, что дети адекватно реагируют на плохие поступки людей в природе (сбор березового сока, мусор в местах отдыха) выражают желание навести порядок, помочь раненому дереву. Свои впечатления от встречи с лесом дети отражают в рисунках, которые потом оформляются в альбом «Я вижу мир».
Дети активные участники экологических праздников «День Земли», «Праздник, посвященный В.Бианки», «Люблю березу русскую». Родители каждый год участвуют в «Празднике Урожая», готовя со своими детьми поделки из овощей для выставки и костюмы для представления. Проводим акции «Елочка-зеленая иголочка», «Неделя дружбы с природой».
Из беседы с родителями воспитанников выяснила, что дети осторожнее ведут себя в природе, стараются не повредить природе, бурно реагируют на негативные поступки в природе, делают замечания нарушителям.
Три матери есть у каждого из нас.
Первая – это Мама. Вторая – это Родина. Третья – это Природа. С материнской неутомимостью миллионы лет природа создавала условия, в которых может жить человек. И человек в большом долгу перед природой, он должен стремиться делать землю щедрой, красивой, бережно относиться к ней и ее обитателям.