СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются аспекты экологического воспитания на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Экологическое воспитание школьников на уроках русского языка


В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Огромную роль в экологическом образовании играют уроки русского языка, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.

Содержание работы на уроках русского языка определяется потенциальными возможностями дидактических материалов-текстов: а) упражнений из учебников, б) специально подобранных материалов с учетом задач экологического воспитания и образования.

Анализ школьных учебников, входящих в перечень учебных пособий и рекомендованных к использованию, позволяет сделать следующие выводы:

действующие учебные пособия по русскому языку содержат дидактические материалы экологического характера;

количество упражнений, способствующих экологизации русского языка, незначительное;

тексты, представленные в упражнениях, являются иллюстрацией языкового явления и не предусматривается работа по теме, идее произведения и др.

Класс 5 (10-11)

Русский язык: учебник для 5 класса / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.

Русский язык: Грамматика.Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов.

Количество упражнений экологической направленности – 34 (11, 49, 69, 76, 342, 367, 581 и др.), 26 (26, 156, 234, 172, 187, 305 и др.).

Характер заданий

Чтение и списывание текста, рассмотрение ключевых слов текста, составление плана текста, творческие работы по данному тексту. Чтение и интерпретация текста, определение типа и стиля речи, работа над авторским стилем и др.

Присутствуют элементы рассуждения по проблеме, затрагивающейся в тексте.

Разнообразить методическую палитру уроков русского языка можно, используя упражнения сборника «Русский язык.7-9. Сборник упражнений дл 7-9 классов общеобразовательных учреждений.» -М., Издательство: Международный социально-экологический союз, 2010.- 111 с. Сборник рекомендован к использованию в общеобразовательных учреждениях Самарской области научно-методическим экспертным советом министерства образования и науки Самарской области. Предлагаемые задания основаны на фактических современных научных данных, что позволяет осуществлять реальную экологизацию обучения и повысить интерес к предмету. Например, при изучении правописания суффиксов выполняем задание:

Спишите, вставляя буквы. Обозначьте орфограммы.

В 2008 году постро…н плавучий «солнечный остров», вырабат…вающий электрическую энергию

Также в сборнике есть тексты для диктантов, изложений, сочинений.

На уроках русского языка должна проводиться работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тематические группы слов, в том числе и из предметной области "Экология", расширят лингвистические представления учащихся.

5 класс: атмосфера, горизонт, флора, фауна, гербарий, пейзаж, обитатель и др.

9-10 класс: антропосфера, природные ресурсы, биоразнообразие, экосистема и др.

В курсе русского языка необходимо использовать задания по конструированию текста. Задание для учащихся 6 класса: расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Отправной точкой беседы на уроках развития речи (8-10 классы) может стать высказывание великих людей о природе, о человеке и природе. Рассуждения учащихся будут уместны в системе работы по подготовке к сочинению и изложению с творческим заданием.

Кроме этого, на уроках русского языка использую дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе. Используя упражнения на основе текстов известных авторов почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.

Творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 5 классе. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов-Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).

Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю такое домашнее задание: Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет.

При изучении публицистического стиля языка возможна беседа об экологических проблемах района. В качестве домашнего задания рекомендую подбор материалов из местной газеты об экологии Клявлинского района.

Примерный список проблем:

-Несанкционированные свалки бытовых отходов.

-Состояние водоемов.

-Бездомные животные.

-Низкая культура людей.

Затем учащиеся сами пишут статью на экологическую тему.

Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды.

Результаты работы.

Духовный мир моих учеников постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса.

Список литературы:

  1. Гузева Н.Ю. Орфографический практикум. – Биробиджан,2000. 24 с.

  2. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. 176 с.

  3. Журнал "Педагогический вестник ЕАО" № 1, 2007 г

  4. Третьякова И.Н. Проектная и исследовательская деятельность в экологическом образовании и воспитании учащихся // Сохранение здоровья и экологическое воспитание детей: Приоритетные направления в деятельности педагогов образовательных учреждений ЗАТО Северск (из опыта работы) / Под ред. Е.В. Вто- риной. - Томск: Дельтаплан, 2006. - С.91.

  5. Экологическое образование: концепции и методические подходы. – М.: "Агент-ство Технотрон", 1996. 136 с.

Ресурсы интернета

http://xreferat.ru/112/2691-1-zelenyiy-pokrov-mira-v-opasnosti.html

http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?13817