Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
«У ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки. без чувственного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и
нежному. »
В. А.Сухомлинский.
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных. эстетических. интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
На сегодняшний день огромное значение имеет экологическое образование детей : экологическая грамотность. Бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Так же, экологическое образование детей большой потенциал их всестороннего развития.
Работая над проектом в наше время, дети учатся ставить цель подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Ведь не зря основной из задач Ф ГОС является воспитание ребенка социально адаптированного, умеющего ставить пред собой вопросы и с легкостью на них отвечать.
Нами были разработаны следующие проекты: «Комнатные растения для детей (младшая группа), Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» (младшая группа), Проект исследовательско - творческий направлен на изучение диких животных в осенний период времени,«Зимующие птицы нашего края»(младшая группа), «Вода – волшебница» ( младшая группа), «Подорожник (средняя группа).
Комнатные растения.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления с миром цветов. Воспитывать познавательное отношение к природе.
Развивать добрые чувства, ответственность за благополучие живых организмов, которые нуждаются в их покровительстве.
Задачи проекта:
Формировать представления о комнатных цветах, их значимости в жизни человека.
Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к цветам.
Уход за комнатными растениями
Результаты реализации проекта:
- Создали в группе необходимые условия по ознакомлению детей с многообразием комнатных растений:
- Оформили альбом «Комнатные растения».
- Подобрали стихи, загадки.
- Дети стали более бережнее относиться к растительному миру.
Зимующие птицы нашего края.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах Хакасии и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта: Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями Научить детей правильно подкармливать птиц. Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Изготовление кормушек для птиц
Наблюдение за птицами зимой
Чистка кормушек.
Выставка иллюстраций о зимующих птицах нашего края сделанная совместно с родителями .
Результаты реализации проекта.
- Расширился кругозор детей о зимующих птицах Хакасии (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях .
Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для младшей группы детского сада. Цель проекта: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе. Задачи проекта: Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. Учить детей различать овощи, растущие в нашей местности по цвету, форме и величине. Побуждать детей участвовать в драматизации знакомых сказок.
Хороводная игра «Урожай»
Подвижная игра «Огуречик»
П/И «Собери грибы»
Д/И « Выложи овощ»
П/И «Солнышко и дождик»
Игра – драматизация «Репка»
Аппликация «Яблочки на тарелочке»
Занятие по познавательному развитию «Овощи и фрукты»
Спортивно – экологический КВН с участием родителей « Мы дети солнца – живём на лучшей из всех планет»
Поделки «Осенние фантазии»
Итоговое мероприятие «В осеннем лесу»
Предполагаемые результаты:
Дети больше узнали о природе. её сезонных изменениях (осенью). Детям более интересно узнавать т.к. будет всё происходить во время игр, наблюдений , бесед, занятий. Дети воспринимают информацию с удовольствием .
Проект групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий направлен на изучение диких животных в осенний период времени. Цель : пополнение и обогащение знаний детей по лексической теме: «Дикие животные » Задачи: Расширять знания детей о диких животных. Расширить представление о жизни этих животных в осенний период; Формировать навыки художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх; Способствовать развитию памяти, восприятия; Воспитывать эстетические чувства.
Мини – музей «Животные Хакасии».
Рассматривание иллюстраций
П/И «У медведя во бору»
П/И «Мишка лежебока»
Д/И «Чей детёныш»
Повадки животных.
Драматизация сказки «Теремок»
Итоговое занятие «Как звери к зиме готовятся»
« Осенью в лесу».
Результаты реализации проекта:
- Знание детьми диких животных и их детенышей; особенности их поведения осенью.
- В свободной деятельности широко применяют показ сказок, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
- Расширился словарный запас детей.
- Тесный контакт с родителями. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание участвовать в жизни группы.
Проект «Вода – волшебница» во второй младшей группе .
Цель проекта. Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.
Задачи проекта.
Расширять представления детей о свойствах воды.
Формировать представления о значении воды в жизни человека;
обогащать и активизировать словарь.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
Научить детей выполнять простейшие опыты ,последовательно выполняя указания воспитателя.
Игра «Прятки» Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Первый эксперимент. В стаканчик с прозрачной водой дети опускают ложку. Почему ложку видно? Вода прозрачная. Второй эксперимент. Дети опускают ложку в подкрашенную воду. Что происходит? Ложки не видно. Вода подкрашена, непрозрачная. Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны, а в непрозрачной предметы не видны.
Цель: Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя. Подвести детей к пониманию свойств воды: • вода прозрачная, она не имеет цвета; • в воде растворяются соль, сахар, гуашь; • сквозь каплю воды мы можем видеть руку.
Поисковая деятельность: «Вода жидкая, не имеет формы».
. Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса». Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха .
. Игры-забавы «Мыльные пузыри»
А еще мы сами превратились в капельки воды и попытались повторить весь путь воды: побывали в тучке, спустились на землю с дождем, пожурчали в ручейке, протекли по широкой реке, покачались на волнах моря, а потом нас припекло солнышко и мы опять вернулись на небо к маме-тучке.
Итоговое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда».
Результаты реализации проекта:
- У детей сформировалось представление о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
- Формирование познавательного интереса,
обогащение словарного запаса .
- Воспитание бережного , осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Экологический проект в средней группе на тему «Подорожник»
Цель проекта : содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи :
Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о существовании у растений научного и народных названий.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.
Результаты реализации проекта.
Научили дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали подорожник , отметили его роль как лекарственного растения; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к природе, которая нас окружает, потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, как можно использовать лекарственное растение – подорожник и почему необходимо бережно относиться к природе.
Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности .