Эколого-экономическая игра «Экологический баланс».
Цель игры: воспитание бережного отношения к природе, формирование у учащихся представлений о взаимосвязи хозяйственной деятельности людей с изменениями в окружающей природной среде, ответственности за свою деятельность, за принимаемые решения, за осуществленный выбор.
Научить учащихся соизмерять свою деятельность с интересами и потребностями общества и природы; формировать гуманистическую ориентировку.
Содержание игры.
1. Подготовительный этап.
Целесообразно подготовить деловую документацию, которая потребуется фирмам для осуществления финансовых и других расчетов. Основной документ каждой фирмы – расчетный счет, где отражается финансовое состояние фирмы после окончания очередного календарного года.
Расчетный счет
Фирма __________________________________________
№ п/п | приход | расход | остаток монет |
статья | сумма монет | статья | сумма монет |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
Каждая фирма ведет «Балансовую ведомость экологического состояния», где фиксируются изменения, касающиеся использования и состояния окружающей среды, степени её пригодности для жизни человека.
Балансовая ведомость экологического состояния
Календарный год | Природные ресурсы | Пригодность для жизни человека |
воздух | вода | Полезные ископаемые | леса | почва | Биологические ресурсы |
первый | | | | | | | |
второй | | | | | | | |
третий | | | | | | | |
четвертый | | | | | | | |
пятый | | | | | | | |
Расчетный счет и балансовая ведомость оформляются по одному экземпляру на фирму.
Названия фирм и сферу их деятельности может предложить педагог-координатор или дети-участники игры выбирают их самостоятельно.
2. Начало игры. Знакомство участников с целью и правилами игры.
На фоне инструментальной музыки из кинофильма «Телохранитель» чтец декламирует стихотворение, сопровождающееся слайдами.(слайды2-9)
Жестокий мир, жестокий век…
Ну что творишь ты, человек?
Леса под корень, нефть – в реке,
И в озере и в ручейке.
В лес не войдешь – там всякий хлам.
Ты – человек? Иль просто хам?
И как ты мог природы дикой
Царем назвать себя великим?
Прекрасный, чудный лик земли
Мы истоптали, извели.
Молчат деревья, лес молчит,
Лишь грустно старый кедр скрипит.
Все меньше птиц, зверей вокруг
Так что же делать будем, друг?
Планета чистой быть должна.
Тебе и мне она нужна!
Нужна затем, чтоб просто жить,
Учиться, верить и любить.
Учитель:
Печальную эстафету принимает от нас новое тысячелетье. Набатным колоколом звучит слово «экология» сегодня. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Предлагаю всем присутствующим сыграть в эколого-экономическую игру «Экологический баланс».
Основная цель игры – (слайд 10) каждой фирме получать прибыль, не допуская значительного ухудшения состояния окружающей среды. На счете каждой фирмы изначально имеется 50 млн. монет.
Состав фирмы: (слайд 11-12)
Президент-организатор работы всей фирмы
Главный бухгалтер - ответственный за ведение финансовой документации
Главный экономист-разработчик планов приобретения необходимых природных ресурсов
Главный эколог-наблюдатель за состоянием окружающей среды
Члены совета фирмы
Решения, принимаемые фирмами: (слайд 13)
Использование одного вида ресурса приносит 20 млн монет прибыли, при этом расход составляет 10 млн монет.
Восстановление одного вида ресурса приводит к расходованию 5 млн монет.
Отказ от использования ресурса никак не сказывается на расчетном счете фирмы.
Ведение дела фирмами: (слайд 14)
Самостоятельное принятие решений
Ведение переговоров с другими фирмами
Заключение сделок с другими фирмами
Ведение документации
Презентация фирм (краткая характеристика предприятия; используемые ресурсы, готовая продукция).(слайд 15-19)
3. Ход игры.
В течение 3-х минут (одного календарного года) участники фирмы решают вопросы использования, восстановления или отказа от использования того или иного природного ресурса, необходимого для развития их предприятия. (слайд 20-21) Одновременно игроки следят за прибылью и влиянием деятельности своего предприятия на состояние окружающей среды.
По окончании каждого календарного года, учитель фиксирует результаты влияния деятельности предприятия на состояние окружающей среды, указывая степень её ухудшения или улучшения.
Организаторы вправе оштрафовать фирму за чрезмерное загрязнение окружающей
среды или премировать за вклад по охране окружающей среды.( в размере 5 млн.
монет).
В ходе игры становится очевидно, что предприятия самостоятельно без взаимных
соглашений друг с другом, не могут соблюдать экологический баланс и получать при
этом стабильную прибыль. Поэтому директора фирм вынуждены заключать договора
по восстановлению природных ресурсов с другими фирмами.
Если игра заканчивается успешно (экологический баланс нарушен в пределах ПДК 50-75%), то нужно обязательно похвалить ребят за их продуманные, взвешенные решения. Подчеркнуть, что если бы взрослые на реальном производстве учитывали необходимость сохранения экологического равновесия (баланса природы и производства), то не было бы такого тяжелого состояния экологии, которое наблюдается сейчас во многих промышленно развитых странах. Обсуждение хода и результатов игры следует проводить после каждого календарного года.
По истечении 5 лет педагог подводит общий итог игры.
4. Заключение.
На фоне инструментальной музыки чтение стихотворения учащимся, сопровождающееся слайдами с изображением живописных мест природы.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас ,береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»