СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая игра "Следствие ведут знатоки"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая игра

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "Следствие ведут знатоки"»

ГОБПОУ «КОНЬ – КОЛОДЕЗСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

















С Ц Е Н А Р И Й

классного часа «Следствие ведут знатоки»,

посвященного Дню Земли







Подготовила: преподаватель БУРМИСТРОВА Л.Н.


Рассмотрено на заседании методического объединения

классных руководителей

Протокол №5 от 13 апреля 2022г.

Председатель:_________ Артамонова И.В.



с. Конь – Колодезь

2022


ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛИ:

Познавательная:

  • напомнить о последствиях равнодушного отношения к окружающей среде, о необходимости ее охраны;

  • формирование познавательных мотивов, интеллектуальной культуры.

Развивающая:

  • развитие логического мышления;

  • развитие значимых личностных качеств и способностей, творческой самореализации;

  • формирование осознанного отношения к окружающему миру.

Воспитательная:

  • воспитание личности, умеющей правильно построить отношения, как с отдельной личностью, так и с коллективом;

  • воспитание экологической культуры, любви и чувства бережного отношения к природе;

  • выработка чувства ответственности к проводимому мероприятию.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: биология – экология, экология – литература, экология – музыка.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет №42.

ВРЕМЯ: 45 минут.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игра.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация.

УЧАСТНИКИ: студенты 47 группы специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».


















СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыкальная заставка

ВЕДУЩИЙ 1: Сейчас со страниц газет и журналов мы часто слышим слово «экология», «экологическая катастрофа», «зона экологического бедствия». На улице можем услышать такое выражение: «Как там у вас с экологией?».

Слово «экология» образовано от двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище, родина и «логос» - наука, учение и все это означает, что экология - наука о нашем доме, а если дословно, наука о месте обитания.


ВЕДУЩИЙ 2: Сегодня мы совершим своеобразное путешествие по этой удивительной стране «Экология» и проведем небольшую экологическую игру «Следствие ведут знатоки». Эта игра пройдет в виде экологического турнира. Правила игры таковы: в игре принимают участие 3 команды по 5 человек; о своей готовности к ответу на вопрос или задание команды оповещают, поднимая руку. Команда, первой ответившая на вопрос или задание, получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель. Если команды затрудняются ответить на поставленный вопрос, право ответа и возможность заработать баллы предоставляется зрителям.

ВЕДУЩИЙ 1: Итак, задание №1 «Экологические ситуации» - ваша версия?

Вам будет предложено несколько экологических ситуаций; вы должны подумать и решить, почему эти ситуации возникли.

Внимательно слушаем, первая экологическая ситуация:


«Была весна.… Когда механизаторы выехали в поле, то нашли там множество мертвых птиц – дроф, перепелов, куропаток».

Почему погибли птицы? Ваша версия.

(Птицы (зерноядные) могли погибнуть от отравленного зерна, разбросанного в качестве приманки для грызунов на полях. Смерть также наступает и от поедания отравленных мышей).


Вторая экологическая ситуация:

«Киты плавали в водах океана, здесь же веселились дельфины. Но беда пришла неожиданно: по неизвестным причинам морские животные выбрасывались на берег. Люди возвращали их в воду, но животные погибали».

Почему погибали морские животные? Ваша версия.

(Речь идет о полиэтиленовых пакетах, которые морские животные могут проглотить, приняв их, например, за медуз. Забиваются трахеи, кишечный тракт).


Третья экологическая ситуация:

«Здесь была цветущая полянка: весной цвели ландыши, медуница, летом произрастали душица, зверобой. Но сейчас это голое место: цветов давно уже нет, да и травы почти не видно, одна черная земля».

Что произошло на лесной полянке? Куда исчезли растения? Ваша версия.

(Неумеренный сбор лекарственных растений, вытаптывание).


Четвертая экологическая ситуация:

«Это был необычный дождь: то зеленые струи воды, то красные, а лужицы на земле переливались разными цветами радуги, но чаще всего ржавого цвета. На деревьях появлялись бурые или черные пятна, а на реке рыба всплывала вверх брюхом».

Почему погибла рыба? Что за необычный дождь прошел над лесом? Ваша версия.

(Кислотный дождь).


Пятая экологическая ситуация:

«В штате Огайо в США вдруг вспыхнула и загорелась река, от нее осталась небольшая грязная лужа. Огонь был такой, что сгорело две железнодорожные эскады, переброшенные через реку».

Что же послужило причиной гибели реки? Ваша версия.

(Река была загрязнена отходами, но в большей степени - нефтепродуктами.)


Шестая экологическая ситуация:

«В реке резко возрос состав болезнетворных видов, что создало благоприятную среду для вирусных очагов. Воду нельзя использовать для водопоя, так как это вызовет уменьшение поголовья скота в стаде хозяйства и на личных подворьях. Купание в реке не безопасно. Рыба активно заражается гельминтами и становится не пригодной для лова и употребления в пищу человеку, участвует в цепи распространения гельминтов среди животных».

Что произошло? Ваша версия.

(Животноводческий комплекс, который специализируется на разведении крупного рогатого скота, расположен на берегу небольшой реки, сбрасывает навозные стоки в реку).


ВЕДУЩИЙ 2: Задание №2 «Среда обитания, её факторы»

Вы знаете, что существует четыре среды обитания. Давайте их назовем: наземно-воздушная, водная, почвенная, организм животных, растений или человека.

В любой среде действуют факторы неживой и живой природы, как экологи говорят – абиотические и биотические.

Сейчас Вам будут предложены вопросы, подумайте, ответьте на вопрос и скажите о каком факторе идет речь.

Итак, внимательно слушаем вопросы:

  1. Когда птицам страшнее: в голод или в холод? (Когда они сыты, им не страшен холод. Фактор: температура.)

  2. Почему у кактуса вместо листьев иголки? (Чтобы уменьшить испарение. Фактор: влажность.)

  3. Почему у сосны, растущей в лесу, голый ствол? (Сосны светолюбивы. Затененные ветки постепенно отмирают. Фактор: свет.)

  4. Почему березок называют «доброй няней ели?» Почему гибнет березка, когда ель начинает ее перерастать? (Ель теневынослива, ее подрост прекрасно защищен от знойных лучей, от заморозков под кроной светолюбивой березки. Перерастая, ель затеняет «свою няньку» и она погибает. Фактор: свет.)

  5. Почему в середине качана листья белые? ( К этим листьям не доходит свет, а без него не образуется зеленый хлорофилл.)

  6. Почему комнатные растения мельче своих лесных сородичей? (Хотя в комнате светло и тепло, но здесь нет ни ветра, ни естественной силы солнца, ни притока свежего воздуха.)


ВЕДУЩИЙ 1: Итак, любой живой организм занимает какую-то среду обитания и попадает под влияние ее экологических факторов, а поэтому вынужден определенным образом приспосабливаться к жизни в этой среде.

Давайте вспомним приспособленности организмов к среде обитания, попытаемся найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему страус может жить в пустыне? (Имеет длинные ноги и шею, это позволяет далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближающихся хищников. Свой корм находит на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи и поэтому ноги этих птиц обычно хорошо развиты, они спасаются не улетая, а убегая от опасности.)

  2. Почему верблюжья колючка имеет длинные корни и листья колючки? (С помощью длинных корней верблюжья колючка достает из глубоких слоев почвы воду, а листья - колючки уменьшают испарение.)

  3. Почему божья коровка такая яркая? (Она выделяет желтую едкую жидкость, которую не переносят птицы. Своеобразная защитная реакция.)

  4. Почему тюленю не холодно лежать на льдине? (Спасает толстый слой жира.)

  5. Почему цветы душистые, яркие? (Душистые, яркие цветы привлекают насекомых - опылителей.)

  6. Почему ночные цветы бывают белыми? (Чтобы их видели ночные насекомые)

  7. Почему тигр в «полосочку?» Что это ему дает? (Затаится, особенно удается в зарослях камыша на закате дня.)

  8. Почему после вырубки леса пропадают лесные травы, разбегаются животные, улетают птицы? (Все эти организмы приспособлены к определенным условиям среды и только в лесу. Животные здесь находят корм, птицы выводят птенцов.)

  9. Почему у медведицы рождается маленький по весу детеныш? (Рождение происходит зимой, когда мало корма.)

  10. Почему крапива жжется? (На листьях и стеблях есть волоски с едкой жидкостью – это муравьиная кислота. Волоски попадают на кожу, а жидкость в ранку, что вызывает жжение. Поэтому крапиву почти никто не ест.)

  11. Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3 - 4 суток оставляет одних. Почему зайчонок не погибает, почему его не чует никакой зверь? (У зайчихи жирное молоко и поэтому зайчонок долго бывает сытным, он почти не пахнет; на его теле нет потовых желез, они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя; его может покормить другая зайчиха.)

  12. Почему в аудитории, где есть зеленые растения легко дышится? (Зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)


ВЕДУЩИЙ 2: Есть в экологии такое понятие «антропогенный фактор». «Антропос» означает в переводе человек. Хозяйственная деятельность человека может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на природу и очень часто приводит к негативным необратимым последствиям в ней.


ВЕДУЩИЙ 1: Задание №3 «Эксперты»

В этом конкурсе принимают участие по одному обучающемуся от команд. Прошу желающих выйти, необходимо иметь при себе ручку или карандаш.

Представьте, что вы химик - эксперт. Вам принесли воду на анализ. В воде имеются как механические, так и химические загрязнители, которые вызывают отравление живых существ водоема.

Каждому из Вас я даю листочек, на котором представлен список загрязнителей; Вы должны вычеркнуть механические загрязнители и оставить только химические загрязнители.

Задание понятно? Выполняйте.


Пока участники выполняют задание, давайте попробуем превратить выражение в известную пословицу или поговорку.


  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

  2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

  3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

  4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит).

  5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

  6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).

  7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа - не волк, в лес не убежит).

  8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).

  9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться).

  10. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).


А теперь проверим, как наши участники справились с этим заданием. Был дан следующий список загрязнителей: песок, нефть, ил, водоросли, свинец, удобрения, сероводород, бензин, остатки мертвых организмов, нитраты, бумага, навоз, аммиачная вода, пестициды.

Нужно было оставить только химические загрязнители, а механические вычеркнуть.

Правильный ответ: нефть, свинец, удобрения, сероводород, бензин, нитраты, аммиачная вода, пестициды.


ВЕДУЩИЙ 2: Задание №4 «Назови вид хозяйственной деятельности человека».

В этом конкурсе принимают участие по два обучающихся от команд. Прошу желающих выйти, необходимо иметь при себе ручку или карандаш.

Представителям команд я даю листочек, на котором перечислены места, где человек занимается хозяйственной деятельностью, где может причинить ущерб природе. Ваша задача назвать виды ущерба, причиняемые природе в этих местах.

Задание понятно? Выполняйте.

А теперь проверим, как наши участники справились с этим заданием.

Лес - рубка, сбор трав и цветов, пожар, отдых.

Река - плотина, орошение, ГЭС.

Звери - охота, браконьерство.

Турист - отдых, вытаптывание, пожар, шум, мусор.

Зона отдыха - беспокойство, отдых, шум, вытаптывание, пожар, мусор.

НЛМК - сернистый газ образует «кислотный дождь».

Луг - косьба, вытаптывание, пастбище.

Целина вспашка.


Пока представители команд выполняют задание, мы проведем экологическую викторину, которая позволит заработать дополнительные баллы.

Итак, вопросы викторины:

  1. Почему кора березы белая? (Кора у березы очень тонкая, а белый цвет помогает отражать солнечные лучи).

  2. Почему на пушных зверей охотятся зимой, а не летом? (Зимой у них развивается подшерсток, что увеличивает ценность меха, а к лету животные линяют).

  3. Почему болотное растение сфагнум (торфяной мох) можно использовать как вату, вместо йода? (Сфагнум хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

  4. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни личинок насекомых, землероек, предохраняет корни от вымерзания).

  5. Почему к весеннему шмелю надо относиться очень осторожно? (Зимуют только самки, дающие потомство).

  6. Почему медуниц называют «цветок - хамелеон» (Сначала все ее цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветы. Отцветая, цветки меняют окраску).

  7. Почему листья с ветвей у верхушек опадают последними (Они самые молодые, дольше живут).

  8. Почему говорят: «Два рыхления заменяют один полив» (Рыхление улучшает дыхание корней и рост растения. Конечно, рыхление полностью заменить полив не может).

  9. Почему барсука считают самым «чистоплотным» животным (Около его норы всегда чисто. Туалеты - глубокие ямки барсук устраивает в нескольких местах от норы. Когда ямка заполняется, барсук делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски).

  10. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Почему он так сделал (Он «принимал» муравьиные ванны, птица, таким образом, освобождается от паразитов: муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой).

  11. В лесу часто можно наблюдать такую картину: идет ежик и несет на себе дикие яблоки и груши. Говорят, что ежик делает запасы на зиму. Но известно, что еж - насекомоядное животное. Почему такое странное поведение (Еж действительно не делает запасов на зиму. Дикие яблоки и груши имеют в себе много яблочной и лимонной кислот, которые необходимы ежику для очищения кожи от паразитов, они погибают от стекающего по иголкам сока).

  12. Почему стрекозу называют самым «прожорливым» хищником на планете? (Стрекоза за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама).

  13. Почему ласточки прилетают раньше, чем стрижи? (Ласточки могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где охотятся стрижи, насекомые появляются позже).

  14. Почему клест выводит птенчиков зимой? (Много корма: еловых и сосновых семян в шишках).

  15. Почему тушка мертвого клеста долго не разлагается даже в тепле? (Из-за корма, в семенах много смолистых веществ, которые как бы «бальзамируют» его).

Молодцы, а сейчас проверим, как представители команд справились с заданием.


ВЕДУЩИЙ 1: Задание №6 «Догадливый инспектор»

Сейчас я прочту вам небольшой текст, внимательно послушайте.


«Задержанный показал, докладывал инспектор, что тот апрельский день он провел за городом, гуляя со своей собакой. Он хорошо помнит, что именно в этот день встретил в лесу лося. У зверя были удивительно красивые рога. Помнит, что набрал букет ландышей, васильков, ромашек, отдохнул под цветущей липкой, а когда возвращался домой, очень спешил, так что он сам и его собака сильно вспотели…». «Все ясно, - сказал Иванов, - задержанный лжет по всем пунктам, да и собаки у него никогда не было…».

На чем основано заключение майора?

Ответ: лоси не могут иметь в апреле рога, т.к. они их сбрасывают в конце зимы; ландыши цветут в мае, васильки и ромашки - в середине лета, а липа - в июле. Собаки в жару высовывают язык, но не потеют, так как нет потовых желез.


ВЕДУЩИЙ 2: Задание №7 «Найди ошибку».

Соревнуются капитаны. Задание: необходимо внимательно прочитать рассказ «Прогулка в лесу» и найти в нем экологические ошибки.

Пока капитаны выполняют задание, давайте послушаем знаменитое музыкальное произведение Сен-Санса «Умирающий лебедь».


Рассказ «Прогулка в лесу».


За неделю в группе только и было разговоры о будущей прогулке в лес. Но неожиданно заболел классный руководитель, и мы решили поехать сами.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли сухие, жаркие, но в лесу жары не ощущалось. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались белые грибы, подосиновики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто просто выкручивал, а кто просто вырывал их. А все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палкой. Особенно доставалось поганкам и мухоморам. Они же ядовитые!

Привал. Быстро наломали ветки и разожгли костер. Заварили чай в котелке, закусили и пошли дальше. Перед уходом Патрик выбросил все банки и пакеты, сказав: «Микробы разрушат». Горящие углы подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой- то птицы. Подержали теплые яички и положили обратно. Солнце поднималось над горизонтом. Становилось жарче. На опушке нашли маленького ежика. Мы решили, что его бросила мама, взяли с собой, в школе пригодится.

Порядком устали. В лесу много муравейников. Патрик решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали собираться тучи, стало вокруг темно и началась гроза! Засверкала молния, загремел гром… пошел довольно большой дождь. Но нам не было страшно, т.к. мы спрятались под большим деревом, до которого успели добраться.

Оживленные и радостные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. Вдруг через дорогу стала переползать какая-то змея. «Ой, гадюка!» - закричал Патрик и ударил ее палкой. Мы подошли к убитой змее и увидели два желтых пятна. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно гадюка, все вредные!» - сказал в ответ Патрик.

С охапкой полевых цветов мы подходили к станции.


Ошибки:

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.

  2. Вырывать грибы, выкручивать не следует; также не надо сбивать все незнакомые и ядовитые грибы, т.к. нарушается сообщество «Гриб-дерево», грибами лечатся лесные звери (лось, например, мухоморами).

  3. Для костра берется сушняк, ветки не ломать, не срубать молодые деревца.

  4. Костры запрещается разводить в сухую, жаркую погоду; на время такой погоды посещение леса запрещается.

  5. Пакеты не разлагаются до 200 лет, металлические банки до 100 лет.

  6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

  7. Трогать яйца нельзя - птица может не сесть на яйца.

  8. Брать птенцов или детенышей нельзя: они погибнут в городе, даже если вы их после увезете в лес, они все равно погибнут.

  9. Не следует что-либо проталкивать в муравейник, тревожить их.

  10. Под одиноким деревом нельзя стоять во время грозы, можно погибнуть.

  11. Змеи - санитары леса.

  12. Не следует охапками рвать быстро вянущие лесные цветы, также полевые. Пусть цветы лучше украшают леса и луга.


ВЕДУЩИЙ 1: Выполнив это задание, мы еще раз убедились в том, что к природе, нас окружающей, нужно относиться бережно и с любовью, лишь тогда она сможет долгое время радовать нас своей красотой; и в заключении послушайте, пожалуйста, следующие строки:


Обучающиеся читают стихотворения


Собакина Т.

Шутить с природою не надо,

Священ для нас ее приют.

Не превращай ее в эстраду,

Где пьют, и пляшут, и поют.

И впрямь ведь лютики поникли,

Ромашки спрятались в пыли -

Их давят, топчут мотоциклы,

Их лихо губят «Жигули».

Ревут моторы, стонут шины,

Визжат смертельно тормоза.

Летят, смердят, звонят машины,

Все сокрушить собой грозя!

Лес - обессиливший подранок.

Он не от зноя занемог,

А от пустых, консервных банок,

Что вгрызлись в листья, в землю, в мох.

Лес обессилил от уродов,

Самодовольных и тупых,

От их объедков и отходов,

От топоров бездушных их…


А. Ионкин

Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую,

Не исчерпай ее до дна.

И помни истину простую:

Нас - много, а она - ОДНА!


В. Шефнер

О, человек! Храни природу -

Ее снега, ее дожди.

И за нее в огонь и в воду

Иди без трепета. Иди!

Нет ничего ее дороже!

И беззащитней нет притом.

И если ты ей не поможешь,

То кто же ей поможет, кто?


ВЕДУЩИЙ 2: А теперь подведем итоги нашей игры, сколько жетонов заработала каждая команда, капитаны посчитайте. Итак, победили ________. Поздравим их.