Культура и экология: точки соприкосновения
Шапкина С.В. (преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ ВО « ЛПТТ имени А. К. Лысенко»)
Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.
Антуан де Сент-Экзюпери
Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.
Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.
Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.
Существует ли взаимосвязь между природой и культурой? Есть ли у них точки соприкосновения? Очень точно ответил на эти вопросы академик Д. Лихачев, сказав, что «в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, нравственная. Убить человека может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй.» «Мы можем очистить реки, моря, озера; в силах человека восстановить лесные массивы, сохранить и увеличить поголовье исчезающих видов животных, растений. Главное не перешагнуть ту грань, за которой человечество будет ожидать пустота».
Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Восстановить их невозможно. О проблеме утраты культурных ценностей писал Н. Рерих в 1929 году: «Без охраны достижений культуры человечество вернется к временам варварства, как во времена татаро-монгольского нашествия». Он подготовил и опубликовал на разных языках мира проект заключения международного договора об охране культурных и научных ценностях в военное время, в последствии названный Пакт Рериха. Этот договор стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области. В истории человечества подобных документов не было. С историей Воронежского края связаны судьбы многих поэтов и писателей. Это А. Кольцов, И. Никитин, И .Бунин, А. Платонов, С. Маршак. Их судьбы являются примером глубокой , искренней любви к Родине.
Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете. Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума.
Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экологического кризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса парниковых газов, разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров.
Всем известно, что 80 % всех инфекционных заболеваний передается через воду, загрязнение воздуха ядовитыми газами вызывает рак, загрязнение и опустошение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой. Для решения этих экологических проблем ценность представляют два аспекта культуры. Это стратегия неразрушающего природопользования и экологическое воспитание. «Не рви цветы в степи- это глаза твоих предков».
Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. В Красную книгу Воронежской области занесены 382 вида животных и 373 вида растений, грибов и лишайников. Перед нами стоит большая задача-охрана и сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения этих видов растений и животных.
Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на государственном уровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.
Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.
Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические. Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.
Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.
Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.
Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экологических правил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.
Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экологическим благополучием.
Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и мышления человека.
Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий. Иначе неизбежный результат- оскудение биологического разнообразия, потеря природных комплексов, их деградация, увеличение природных катастроф, проблемы в экономике страны.
Природа залечивает раны, нанесенные ей пожарами, вырубкой, ядовитой пылью, сточными водами. Наша задача- сохранить и увеличить природные богатства страны ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на земле.
Список использованной литературы
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.
Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2007.– 384 с.
Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 2001. – 291 с.
Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.
Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 2002. – 615 с.