СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая программа "Природа вокруг нас"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для детей 10-14 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена на познание окружающей среды, путем наблюдений за природой и мероприятий по её защите.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая программа "Природа вокруг нас"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мошнинская основная общеобразовательная школа»

Мошковского района














Образовательная программа

по экологии

«Природа вокруг нас»















Выполнила программу:

Учитель биологии

высшей категории

Львова Татьяна Антоновна

(срок реализации 1 год,

возраст детей 10 – 14 лет)












2018г.

Пояснительная записка.

Год обучения – 1 год.

Возраст обучающихся – 10-14лет.

Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Место проведения – МКОУ Мошнинская ООШ


«Постараться мы должны

Для богатства всей Земли,

Чтоб она всегда цвела

И здоровою была.

Реки чистые, в лесах

Зверей и птичек голоса

И цветы растут в полях-

Вместе люди и Земля!

Мы играем и поём,

Светлым будущим живём.

Вместе дети собрались:

Чистый мир – здорова жизнь!»

Ни один человек не может остаться в стороне от окружающей природы, поскольку каждый из нас – часть мира природы. Все мы зависим от окружающей нас среды, а она зависит от нас. Наше выживание и выживание будущих поколений зависит от того, насколько здоровым будет мир. Каждый из нас должен чувствовать личную ответственность за сохранение, а там, где это необходимо – и за улучшение окружающей нас среды.

Только новое экологическое осознание природы может спасти человечество, реставрировать синее небо, зелёные луга и леса, отмыть облака, вернуть забытую свежесть нашим городам, возродить радостные запахи трав и живой воды. Настанет час, когда страны будут гордиться не заводами и задымлёнными горизонтами, а свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами туманов и освежающих болот.

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа составлена из расчета 70 учебных часов на учебный год (по 2 часа в неделю) и отражает содержательные компоненты обучения.



Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; это и работа с широкой общественностью, и вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, и агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц – опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Актуальность программы

Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

Понимание проблемы окружающей среды, определение путей решения этих проблем – вот, что решает экологическое образование. Оно носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека, так как человек является частью окружающей среды.

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Цель программы

  • Формировать нравственное сознание учащихся, обсуждая и оценивая реальные события.

  • Развивать интеллектуальные способности детей путём проведения творческих работ и экскурсий

  • Усиливать контакты школьников с природой, в процессе которых формируется как экологические ценностные ориентации обучающихся, так и знания о взаимосвязях человека с местной природой. Развиваются умения школьников изучать и оценивать состояние местных экосистем и участвовать в трудовых делах по их охране.

  • Обучать навыкам, необходимым в жизни (умению ориентироваться на местности и правильному поведению в природе)

Задачи программы

  • Формировать интерес обучающихся к экологическим знаниям;

  • Развивать экологическое мышление у школьников.

  • Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности.

  • Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего села и страны;

  • Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;

  • Формировать умение наблюдать не просто природные объекты и явления, а взаимосвязи человека с природой.

  • Оценивать способы природопользования;

  • Повышать эрудицию обучающихся по экологическим проблемам;

Прогнозируемые результаты:

  • Расширение системы знаний о человеке, природе, обществе в их взаимодействии и взаимосвязи.

  • Повышение интеллекта и творческих способностей детей.

  • Приобретение способности активно включаться в подготовку и проведение различных экологических мероприятий.

  • Формирование у детей субъективной уверенности в себе (усиление «Я-концепции»)

  • Формулирование и решение проблем экологии, ранее не казавшиеся актуальными.

  • Практическая реализация методов исследовательской деятельности.

  • Оздоровление детей.

  • Приобретение навыков поведения в природе.

В программе используются следующие формы и методы обучения:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии,

  • групповые практические занятия:

  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальные проекты исследовательской деятельности);

  • общешкольные мероприятия по экологии;

  • участие в природоохранных акциях.

наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);

практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения,

(самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);

словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у

обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков

коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;

интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).

Техническая база для эффективной деятельности:

1) различные материалы: цветная бумага, цветной картон, природный материал, файлы, папки, альбомы, ватманы, фотографии, дискеты, плѐнка, аптечка, карточки с тематическими кроссвордами, редкие и исчезающие растения и животные Новосибирской области, таблицы круговорота веществ, набор дисков;

2) инструменты: ножницы, линейки, карандаши, микроскопы, фломастеры, клей;

3) аппаратура: компьютер, проектор, экран, фотоаппарат, видеокамера, видеофильмы и фотографии о природе НСО;

4) помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.


Документы и материалы, с учѐтом которых составлена программа:

1. Конвенция о правах ребѐнка.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ).

3. Конституция РФ.

4. Федеральный закон «Об образовании».

5. Концепция модернизации российского образования.

6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470).

7. Национальная доктрина образования в РФ.

8. Санитарно – эпидемиологические требования

к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03.



Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Теоретиче ская часть

Практичес кая часть

Всего

1

Экология – это наука о нашем доме.

Инструктаж по Т.Б.

1

1

2

2

Человек – часть природы.

1

1

2

3

Экологический календарь. Работа с календарём экологических дат.

1

3

4

4

Экскурсия «Малые реки Сибири»

0,5

1,5

2

5

Значение экологии в жизни человека:

- проблемы экологии

- охранять и защищать

2

4

6

6

Конкурс «Большой России малый уголок»

1

3

4

7

Акция «Чистый двор - чистое село»

Фоторепортаж.

0,5

3,5

4

8

Создание информационного вестника о природе:

- работа в библиотеке

- работа в кабинете биологии

- выпуск плакатов, листовок, газет.

2

8

10

9

Работа мастерской «Лесные фантазии»

- конкурс чтецов

- конкурс стихов собственного сочинения, рассказов, частушек и т.д.

2

8

10

10

Подготовка и празднование

«День Земли»

1

5

6

11

Ролевая игра «Следствие ведут знатоки природы»



0,5

1,5

2

12

Кроссворды, викторины на экологическую тему.

0,5

1,5

2

13

В лесном царстве.

0,5

1,5

2

14

Фенологические наблюдения

1

3

4

15

Игра «Хочу всё знать»

0,5

1,5

2

16

Подготовка научно-исследовательской работы.

1

5

6

17

Конференция по экологии.


2

2


Итого:

16

54

70

Содержание программы.

  1. Тема 1. (2ч.) Введение (организационное занятие). Знакомство с детьми, с планом работы кружка. Беседа «Что такое экология?», /В связи с тем, что возрастает важность знаний об экологии, в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значение в повседневной жизни людей. /Инструктаж по ТБ, выбор актива. (Приложение №1)

  2. Тема 2. (2ч.) Человек – часть природы. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятие включает яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Выпуск газеты «Беречь человека – значит беречь природу» (приложение №2)

  3. Тема №3 (4ч.) Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий. Раскрыть свой творческий потенциал. Занятия помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. (Приложение №3)

  4. Тема №4 (2ч.) Экскурсия по теме «Малые реки Сибири» предполагает изучение живой и неживой природы и их тесной взаимосвязи. Определение обитателей рек: растений и животных. Определение у воды: прозрачности, температуры и т.д. Охрана водных ресурсов.

  5. Тема №5. (6ч.) Это занятия – практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значение которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы. (Приложение №4)

  6. Тема №6 (4ч.) Этот конкурс включает информацию об истории своей малой Родины, которая отражается в классных уголках и выпуске стенгазеты общешкольной.

  7. Тема №7 (4ч.) Воспитательная задача акции состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. /Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить/.Подготовка фоторепортажа, листовок, призывающих к экологической культуре сельских жителей. (Приложение № 5)

  8. Тема №8 (10ч.) Эта тема – учит детей оформлять, изготавливать стенды в защиту природы, выпускать плакаты, газеты, листовки на тему «Помогите выжить животным и птицам», «Новогодняя ѐлка», «Берѐзка», «Подорожник» и т.д. (Приложение № 6)

  9. Тема №9 (10ч.) Творческая тема. Работа мастерской «Лесные фантазии», разработка лесных знаков, конкурс чтецов, частушек, песен и т.д. Проба пера – конкурс сочинений, сказок, маленьких рассказов, «Бал цветов», работа мастерской «Всѐ из ничего» - изготовление поделок из отходов. Выставка. Проведение тестов «Я и моя оценка», «Я и моѐ окружение», «Я глазами друга», «Оценка друга» - тренинг. (Приложение №7)

  10. Тема №10 (6ч.) Это театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся обобщить знания по экологии, сердцем услышать самое главное. (Приложение № 8)

  11. Тема №11 (2ч.) Знакомство с различными растениями и животными, развитие смекалки, зрительной памяти и внимания. (Приложение №9)

  12. Тема №12 (2ч.) Поиск экологических решений: задач, кроссвордов, викторин. Развитие интеллекта, расширение экологических знаний.

(Приложение №10)

  1. Тема №13 (2ч.) Развивающая задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

  2. Тема №14 (4ч.) Наблюдения за погодой, за её изменениями, изучение примет, предсказаний и т.д.

  3. Тема №15 (2ч.) в игре «Хочу всё знать» используются полученные экологические знания в течение всей программы.

  4. Тема № 16 (6ч.) Выбор темы научно – исследовательской работы. Подготовка и написание научно – исследовательской работы.

  5. Тема №17 (2ч.) Конференция. Награждение. Итоги.

Литература:

1. Алексеев, С.В.Экология. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.

2. Дидактические материалы Экология России. - М.:АО МДС, Юнисам, 2005.

3. Козлова, Т.А, Мягкова, А.Н, Сонин, Н.И. Экология России. Рабочая тетрадь. Часть первая. - М.: АО МДС, 2006.

4. Криксунов, Е.А, Пасечник, В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2004.

5. Программно-методические материалы "Экология (5-11 класс)" М.: Дрофа,2002

6. . Чернова, Н.М., Галушин, В.М., Константинов, В.М. Основы экологии. – М.: Дрофа, 2004.

7. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Волгоград. Издательство «Учитель»2001г

8. Интернет-ресурсы: http://www.nbra.ru/index.php?id=94&Itemid=27&option=com_content&view=article;


Приложение №2


"Человек — он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнем,

Человек — он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя. Версты и время.

И от атомных бурь он ослеп.

Человек — он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночества? Встреч?

Человек — он ведь тоже природа...

Так давайте природу беречь."

                          

С. Островой.

Приложение №3


Экологические даты календаря.

ЯНВАРЬ

1 января - Всемирный День мира

11 января - День заповедников и национальных парков

ФЕВРАЛЬ

2 февраля - Всемирный День водно-болотных угодий

19 февраля - Всемирный День китов и морских млекопитающих

25 февраля - День Рождения Ассоциации заповедников и национальных парков Северо - Запада России

МАРТ

14 марта - День действий против плотин. День действий в защиту Рек, Воды и Жизни.

15 марта - Всемирный День действий против охоты на бельков

21 марта - Весеннее Равноденствие

22 марта - Всемирный День Воды (Водных ресурсов). Международный день Балтийского моря

23 марта - Всемирный День Климата (Метеорологический День)

АПРЕЛЬ

1 апреля - Международный День птиц

4 апреля - Всемирный День крыс

7 апреля - Всемирный День охраны здоровья

15 апреля - День экологических знаний

с 15 апреля по 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности

18-22 апреля - Марш Парков

19 апреля - День подснежника

19-26 апреля - Весенняя Неделя Добра

22 апреля - Всемирный День Земли

24 апреля - Всемирный День защиты лабораторных животных

Четвертая суббота апреля - День Биолога

МАЙ

3 мая - День солнца

12 мая - День экологического образования

15 мая -15 июня - Единые Дни защиты малых рек и водоемов

20 мая 1980 - Подписана Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (Канберра)

22 мая - Международный День биологического разнообразия (с 2000 г.)

24 мая - Европейский День парков

25 мая - День нерпенка

ИЮНЬ

1 июня - Всемирный День защиты детей

5 июня - Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России

8 июня - Всемирный День Океанов

15 июня - День создания юннатского движения

17 июня - Всемирный День по борьбе с опустыниванием и засухой

22 июня - Летнее солнцестояние

23 июня 1999 - День основания Российского музея леса

ИЮЛЬ

4 июля - Международный День дельфинов - пленников

11 июля - День действий против рыбной ловли

  АВГУСТ

2 августа - День оленя

9 августа - Всемирный День коренных народов

Четвёртое воскресенье августа - День Байкала

16 августа - Международный День бездомных животных

СЕНТЯБРЬ

8 сентября - День журавля

11 сентября 1961 - День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF)

15 сентября - День рождения Гринпис

16 сентября - Международный День охраны озонового слоя

15 сентября -15 октября - Месячник охраны природы

21 сентября - Международный День мира

3-е воскресенье сентября - День работников леса

21 сентября - Международная Ночь летучих мышей

20 сентября - Международный День риса;

21 - 27 сентября - Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)

23 сентября - Осеннее Равноденствие

27 сентября - Международный День кроликов

Четвертое воскресенье сентября - День Амурского тигра и леопарда

Последняя неделя сентября - Всемирный День Моря

ОКТЯБРЬ

1 октября - Всемирный вегетарианский День

2 октября - Всемирный День сельскохозяйственных животных

3-10 октября - Неделя в защиту животных

4 октября - Всемирный День защиты животных

5-6 октября - Всемирные Дни наблюдения птиц

5 октября - День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы

6 октября - Всемирный День охраны мест обитаний

10-16 октября - Всемирная Неделя дождевых лесов

Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий

14 октября - День работников заповедников

Последняя неделя октября - Дни Волги

31 октября - Международный День Черного моря

 НОЯБРЬ

1 ноября - День образования Российского экологического союза

15 ноября - День вторичной переработки

20 ноября - Всемирный День ребенка

24 ноября - День образования Всероссийского общества охраны природы

29 ноября - День образования Всемирного общества охраны природы

30 ноября - Всемирный День домашних животных

 ДЕКАБРЬ

3 декабря - Международный День борьбы с пестицидами

5 декабря - Международный День добровольца

5 декабря 1996 г. - Байкал включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО

10 декабря - Международный День акций за принятие Декларации прав животных

11 декабря - Всемирный День гор

22 декабря - Зимнее солнцестояние

24 декабря 1988 года был создан Международный Социально-экологический союз (МСоЭС)

29 декабря - Международный День биологического разнообразия (до 2000 г.)

 

Приложение № 4

Профессия эколог

Описание профессии:

Понимание того, что природные ресурсы не бесконечны и горы мусора всё растут и растут, пришло около 40 лет назад. Появилась необходимость в квалифицированных кадрах, которые могли бы каким-то образом предотвратить загрязнение воздуха и регулировать деятельность промышленных заводов.

Э кологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег.

Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.

Если содержание вредных веществ выше критического уровня, выявляют причины, составляют прогноз развития ситуации.

Специалисты изучают последствия запуска космических ракет, контролируют деятельность вредных производств, следят за утилизацией радиоактивных отходов.

Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. Но, как и везде, значительную часть времени отнимает оформление различной документации. Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также изучает влияние природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат.

Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологической опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, масштабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатывает комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализации, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами. Через средства массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значение природоохранной деятельности.

Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий.

Лаборант-эколог

1. Общая характеристика профессии

Изучает состояние воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияние продуктов питания на здоровье людей. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, определяет свойства вещества. По итогам исследований проводит расчеты. Результаты заносит в журнал.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тонкое цветоразличение, обонятельная и осязательная чувствительность, точная координация кистей рук, хорошая зрительная память, аккуратность, педантичность.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям с заболеваниями: органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; органов пищеварения; почек и мочевыодящих путей; нервной системы; кожи с локализацией на кистях рук.

4. Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: основы общей, аналитической и физической химии; правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований; методы анализа и методики проведения расчетов по их результатам; государственные стандарты на анализируемые вещества; правила наладки лабораторного оборудования.

Должен уметь: налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование; проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества; оформлять лабораторную документацию.

5. Родственные профессии

Лаборант медицинского анализа, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант химического анализа.

Приложение № 6

































































Приложение №7





У меня есть кошка по кличке Маша. Она очень добрая и ласковая. Живёт Маша у нас давно. Ей нравится, когда я глажу её по спинке.

Маша любит играть. Иногда она играет с моими ногами, а иногда и с волосами, когда я сажусь на диван. У неё шерсть тигрового цвета, длинный хвост и маленькие уши. У Маши такие милые глаза зеленоватого цвета, очень мягкие розовые лапки, что так и хочется её обнять.

Наша кошка умница, она не лазит по столам, а ест и пьёт из своего блюдца. Когда я ей делаю игрушку и привязываю к ручке серванта, она весело играет и вытягивает свои коготки, а когти у неё острые, как иголки.

Иногда она меня царапает, но я на неё не обижаюсь.

Я люблю свою кошку Машу, не смотря ни на что.



Автор работы: Дубовская Алёна,12 лет.



















Приложение № 9





























































Приложение № 10

Викторина.

1. Какое растение дает самый лучший мед? (Липа.)
2. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
3. Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел.)
4. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
5. Никто не пугает, а она дрожит. (Осина.) .
б. Где раки зимуют? (В норках рек, прудов.)
7. Какая самая крупная летающая птица? (дрофа, лебедь.)
8. Самая маленькая птица. (Колибри.)
9. Самое быстро бегающее животное. (Гепард.)
10. Кто больше всего ест? (Мотылек.)
11. Какая птица кричит, как драная кошка? (Иволга.)
12. Кто строит себе дом под водой? (Паук-серебрянка.)
13. Хищное растение. (Росянка, венерина мухоловка.)
14. Самые долголетающие птицы. (Черные крачки.)
15. Самое маленькое плотоядное животное. (Горностай.)
16. Самое быстроплавающее морское животное. (дельфин,)
17. Зверь, который вьет гнездо на траве и в кустах. (Мышь малютка.)
18. Самая тонкая нить в природе. (Паутина.)
19. Косой ли заяц? (Нет.)
20. Сделай животного из розы. (Роза коза.)
1. Самая большая змея. (Анаконда.)
2. Кто сильнее: тигр или лев? (Тигр.)
3. Какая змея плюется? (Кобра.)
4. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)

5. У кого самый длинный язык? (Муравьед.)
6. Какого цвета хамелеон? (Разного.)
7. Самая высокая трава злаковых. (Бамбук.)
8. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние.)
9. Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло.)
10. Чем блеет бекас? (Хвостом.)
11. Сколько ног у паука? (Восемь.)
12. Птицы, ночующие в снегу. (Тетерев, рябчик.)
13. Птица, имеющая название танца. (Чечетка.)
14. Растение, носящее название глаза птицы. (Вороний глаз.)
15. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)
16. Что ест зимой жаба? (Спит.)
17. Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка.)
18. Какой зверь после еды чистит и полощет зубы? (Тигр.)
19. У каких птиц перья покрыты чешуей? (Пингвины.)
20. Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)

1. Всегда ли рак движется назад? (Нет.)
2. Из древесины какого дерева делают Спички? (Осина.)
3. У кого шея имеет больше позвонков — у жирафа или воробья? (Одинаково.)
4. Какая птица не имеет крыльев? (Киви-киви.)
5. У какого животного цвет жира зеленый? (Крокодил.)
6. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
7. Цветы каких растений раскрываются ночью и очень ароматны? (Душистого табака.)
8. Умеют ли слоны плавать? (Да.)
9. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный.)
10. Какая лесная птица резко меняет окраску весной? (Белая куропатка.)
11. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)
12. У каких птиц самцы желтые, а самки зеленые? (Клесты.)
13. Что вниз растет? (Сосулька.)
14. Когда цветет сирень? (Весной.)



викторина 2

1. Как дятел держится на дереве? (Два цепких пальца направлены вверх, и два – вниз.)

2. Одну из самых красивых лесных птиц зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой. Что это за птица? (Иволга, она издает такие разные звуки.)

3. Какая птичка-малютка имеет волчий аппетит? (Королек – самая маленькая птица наших лесов. За день съедает столько же пищи, сколько весит сама.)

4. Почему для привлечения птиц в сад в нем сажают кусты боярышника? (Ветки боярышника усеяны острыми шипами – колючками; защищая себя, растение защищает и тех, кто прячется в его ветвях.)
5. Какие птицы остаются на зимовку? (Синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка.)
6. Каких перелетных птиц вы знаете? (Щегол, ласточка, грач, скворец, жаворонок, стриж, кукушка.)

Примерные вопросы викторины:

1. Какие птицы не садятся на землю?
(Ласточки, стрижи.)
2. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища?
(Кошкин дом”, Маршак.)
З. Какой пес носил на лапе часы?
(Артемон, Толстой “Буратино”.)
4. Как звали человека, который хотел создать каменный цветок?
(Данила, Бажов “Каменный цветок”.)
5. Что, согласно народным приметам, обещают пузыри на лужах?
(Затяжной дождь.)
6. Строят ли птицы гнезда в местах зимовок?
(Нет.)
7. Какой кот постоянно носит очки?
(Базилио, Толстой Буратино.)

8. Как называется собачье общежитие?
(Псарня.)
9. В какой книге действие происходит в Цветочном городе?
(Носов “Незнайка и его друзья”.)
10. Назовите любимый розыгрыш пустыни.
(Мираж.)
11. Где ночуют белые куропатки?
(Под снегом.)
12. Кто же мог такое написать: “А у нас сегодня кошка родила вчера котят (Маршак “А что у вас?”)
13. Назовите породу Белого Бима с черным ухом.
(Сеттер.)
14. Какой цветок помогает искать клады?
(Цветок папоротника, но это только поверье.)
15. Какое время года любил Пушкин?
(Осень.)
16. Издает ли аист звуки?
(да, он щелкает клювом.)
17. Какого кота знают все американские дети?
(Тома, мультфильм “Том и джерри”.)
18. Как звали собаку, принесшую славу Родиону Газманову?
(Люси.)
19. Из-за какого цветка была война?
(Из-за розы, война Алой и Белой розы.)
20. Кто такой баргузин?
(Ветер.)
21. В какой стране кошка считается священным животным?
(В Египте.)
22. Кого цыпленок считает своей матерью?
(Того, кого увидит первым.)
23. Какое имя носил Шарик, будучи человеком?
(Полиграф, Булгаков “Собачье сердце”.)
24. Какое растение раскрыло законы наследственности?
(Горох.)
25. На каком транспорте путешествовала Мэри Поппинс?
(На ветре перемен.)

Конкурс-праздник «День птиц»

Конкурсная программа посвящена Международному дню птиц, который ежегодно отмечается 1 апреля.

Цели:

- экологическое воспитание учащихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний, эрудиции.

Ведущие – учитель и два помощника-старшеклассника. Помощники ведут программу, задают вопросы, следят за ответами, раздают жетоны.

Оборудование:

- жетоны в виде птиц;

- изображения различных птиц;

- записи пения птиц.

В игре участвуют две сборные команды учащихся школы.

Ведущий.

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку,
Прогоняем зиму
Прочь. В.Берестов. «Песенка весенних минут».

1-й помощник.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Видно, очень теплые
Ноги у весны. И. Токмакова. «Весна».

2-й помощник.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей.
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней! (Е.А. Баратынский)

Звучит вальс «Сказки Венского леса» И.Штрауса.

Ведущий. Опять весна на белом свете! И дышится как-то по-особому, и на душе светло! А знаете, ребята, зачем мы сегодня собрались? Сегодня – необычный день. Сегодня – день птиц. Весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые своим пением поднимают нам настроение.

Историческая справка

Ведущий. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.

1-й помощник. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 году – сова, в 2006 году – чайка.

2-й помощник. Международному дню птиц и посвящена наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого вы заранее разделились на две команды.

Ведущий. Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о беспредельной их любви к Матери Природе, её почитании. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связанных с миром животных, в том числе птиц.

1-й помощник. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы. Итак, слушаем вас!

Представление команд. Защита названий команд (например, «Орлята», «Совята» и т.п.).

Конкурс «Разминка»

Ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает жетон.

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет – в птицу

Может превратиться. (Яйцо.)

«Гуль-гуль-гуль»,- мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь… (голубей).

1-й помощник.

Белый голубь – символ мира –

Пролетит сквозь дым и тьму.

В Будапеште и в Каире,

В Пакистане и в Алжире

Люди рады все ему.

Пароход идёт по Волге,

Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою – стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полёт.

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну…

Погоди, когда поймаю,

Подарю тебе одну. (Чайки.)

Как-то вышел я с ружьишком на охоту

И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги – настоящие ходули! –

В воду тёмную болотную шагнули.

А потом, как эти птицы полетели,

Им во след и вы бы тоже поглядели.

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли).

2-й помощник.

Журавли ведь это были на болоте –

Вот кого я нынче видел на охоте.

Эта птица не простая:

Днём его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днём любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают,

Как зелёные шары. (Филин).

«Он умом богат»,-

Это в шутку говорят.

А на самом деле он

Не особенно умён.

Тем лишь только и приметен,

Что окраской разноцветен,

Напускает важный вид,

Что услышит – повторит. (Попугай).

Что за домик на берёзе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга. (Скворец).

В камышах она живёт,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! – и нет одной квакушки. (Цапля).

Не за морем птица эта –

Возле нас с тобой живёт.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьёт. (Аист).

Подведение итогов конкурса.

Викторина – 1

1-й помощник. Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найди правильный!

Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.

Вопросы:

1. Для чего дятел «барабанит»?

- клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

- музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

- череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)

3. Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

- освобождается от паразитов;

- разыскивает пищу.

(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

4. Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

- соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

- утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

- журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

7. Какая птица является чемпионом по нырянию?

- утка;

- гагара;

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

- павлин;

- гусь;

- журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс пословиц и поговорок о птицах

Задание – закончить фразы. Ведущий, читает пословицы, по одной для каждой команды.

1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).

2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).

4. Гусь свинье… (не товарищ).

5. Всякая птица своё… (гнездо любит).

6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).

Викторина – 2

1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).

4. Какая птица самая большая в мире? (Страус).

5. Какая птица может летать вперёд хвостом? (Колибри).

6. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клёст).

7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).

8. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки).

Конкурс «Живые синонимы»

2-й помощник. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Задание 1-й команде:

1. Могучий, как… (орёл).

2. Вольный, как… (птица).

3. Мудрый, как… (ворон).

4. Вороватый, как… (сорока).

5. Важный или спокойный, как… (гусь).

6. Важный или надутый, как… (индюк).

7. Верность… (лебединая).

8. Любовь и нежность… (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).

10. Длинноногий, как… (журавль).

11. Большеглазый, как… (филин).

12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у… (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у… (сокола).

3. Нос с горбинкой, или… (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или… (утиный).

5. Шея красивая, или… (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).

7. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).

8. Болтать или трещать, как… (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).

10. Ворковать, как… (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Веришь – не веришь»

1-й помощник. А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да).

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (Нет).

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица – королёк? (Нет).

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет).

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да).

За каждый правильный ответ капитаны получают жетоны. Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Узнай по портрету»

1-й помощник. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовёт.

Конкурс актёрского мастерства

2-й помощник. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.

Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:

- пение кукушки (для одной команды);

- крик петуха (для другой команды);

Задание выполняет один игрок. В этом конкурсе обе команды получают по жетону.

Музыкальный конкурс

2-й помощник. А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу.

Помощники включают фонограммы пения различных птиц (соловей, кукушка, жаворонок, голубь и т.д.). Жетон получает команда, которая первой правильно назовет певца.

Подведение итогов игры. Пока команды подсчитывают жетоны, звучит песня «Аист на крыше» (музыка Д.Тухманова, слова А.Поперечного). Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).

Ведущий. Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Гимн Природе. Мелодия песни «Солнечный круг»

Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить.


Говорим при всём народе

Чтоб продлить природы век

должен помогать природе

Друг природы – человек

Чтобы мирно мчались годы

Расцветал за веком век

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

П тицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Успехов всем в содружестве с природой!