МБОУ «Селезневская средняя школа»
Велижского района
Смоленской области
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
«Еловая»
Разработал:
учитель географии, биологии
Солодников Д.В.
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях экологического образования на территории Селезневского сельского участкового лесничества создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа «Еловая» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором посетители получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного, животного и водного мира, видовые ландшафтные композиции.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий и внеклассных мероприятий проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава учащихся.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе посетители наблюдают за живыми и неживыми объектами, собирают ягоды и грибы, отдыхают. Педагоги МБОУ «Селезневская средняя школа» проводят на тропе экскурсии, тематические внеклассный мероприятия. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождения; лесной массив на северо-западной окраине д. Селезни
Год закладки: 2008
Протяженность: 800 метров
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, отдых посетителей в разные времена года
Краткое описание границ маршрута:
Начало маршрута от стенда «Экологическая тропа», затем движение по лесу: стенд «Карта-схема экологической тропы», «Правила поведения на экологической тропе», «Природный компас», «Птичья столовая», «Это знать интересно», «Болезни леса», «Река Западная Двина», «Веселый муравейник», «Первоцветы», муравейники, долина реки Западная Двина, уголок леса с беседкой для отдыха, санитарная зона.
ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
Использовать прогулки для общения детей и взрослых с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления на свежем воздухе
Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
Способствовать развитию экологической воспитанности населения: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности посредством проведения игр, исследований, наблюдений, урока-экскурсии, театрализованных занятий и других видов деятельности.
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
Правила поведения на экологической тропе.
Посетители знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Проводящий экскурсию обращает внимание на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила поведения.
2. Природный компас. На пне изображены стороны горизонта. На этой остановке посетители получают знания о способах ориентирования в лесу. Наглядный примеры: лишайники и грибы на стволе дерева, спилы деревьев.
3. «Птичья столовая». На деревья размещены скворечники и кормушки изготовленные школьниками.
Дети и взрослые наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, скворечнику в разное время года, слушают их пение.
Учителя беседует с детьми о птицах-санитарах леса, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе.
4. «Это интересно знать». На стенде размещены спилы деревьев, которые растут на территории этого леса. Это – береза, клен, тополь, сосна, ольха, дуб, ель, осина.
5. «Болезни леса».
6. «Река Западная Двина». Краткая характеристика гидрологического объекта. Описание ихтиофауны.
7. «Веселый муравейник»
Посетители рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагоги предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями.
8. «Первоцветы»
Рассматриваются луговые и лесные цветы (перелеска голубая, ветреница дубравная, ветреница лютичная, хохлатка полая и др.).Ведутся наблюдения за изменениями в их ростом, цветением и развитием. Перечисленные растения занесены в Красную книгу Смоленской области.
9. «Уголок леса» с полянкой для отдыха.
Объект включает разные породы деревьев леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.)
10. Гордостью Велижского района является Сертейский археологический комплекс. Это уникальный памятник археологии Смоленщины.
В составе комплекса более 50 памятников каменного и раннего железного века. Здесь обнаружены уникальные свайные поселения III тыс. до н.э., где жили племена, которые занимались не только рыбной ловлей, охотой и собирательством, но и земледелием и скотоводством.
Сертейский археологический комплекс имеет огромное значение для изучения древнейшей истории Российского государства.
11. Санитарная зона. В специально отведенном месте на территории экологической тропы расположена санитарная зона, на которой установлен контейнер для сбора мусора
В дальнейшем можно дополнять тропу новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов нужно стремиться к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.