СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект по биологии "Экологическая тропа «Ергаки»".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект по биологии "Экологическая тропа «Ергаки»".»

Министерство спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»



Отделение

Физическая культура

Специальность

49.02.02 Адаптивная физическая культура

Квалификация

Педагог по физической культуре и спорту

Форма обучения

Очная

Группа 191







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Учебная дисциплина:


Биология




Тема

Экологическая тропа «Ергаки»























Студент

Науменко Анастасия Артемовна










Ф.И.О.









Руководитель

Трусова Ольга Геннадьевна










Ф.И.О.











Реферат защищен/выполнен на оценку




удовлетворительно/хорошо/отлично






Руководитель







Подпись


дата








Абакан, 2019




С ОДЕРЖАНИЕ:




ВВЕДЕНИЕ 3

глава 1. экологическая тропа 4

1.1. Понятие экологическая тропа 4

1.2. История возникновения экологической тропы 7

1.3.Разновидности экологических троп 9

глава 2. Природный Парк «ЕРГАКИ» 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16







ВВЕДЕНИЕ



Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности молодежи непосредственно в природной среде, в мире природы.

Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать все возможные последствия такой деятель­ности.

Объект: Экологическая тропа.

Предмет: Экологическая тропа природного парка «Ергаки».

Цель: Изучение экологической тропы «Ергаки».

Задачи:

  1. Раскрыть суть понятия экологической тропы.

  2. Узнать, как возникла экологическая тропа.

  3. Определить разновидности экологических троп.





1. экологическая тропа





1.1. Понятие экологическая тропа



Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Для создания такого типа познавательных троп существует ряд важнейших исходных положений. Наиболее целесообразно прокладывать подобные тропы вблизи интенсивно посещаемых рекреационных районов. Это позволяет направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. Посетители могут пополнять свои природоведческие знания.

К тому же тропа должна быть доступна в транспортном отношении. Желательно, чтобы район тропы хорошо посещался местным населением. Маршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожке - тропиночной сети. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим качеством тропы является ее информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, особенно в зонах отдыха. Поэтому важно, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно показать его роль в создании или поддержании экологического состояния среды. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт.

Можно заменить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Образцы таких площадок были созданы на ботанической тропе в Латвийском национальном парке "Гауя".

Специфические экскурсионные объекты на тропе - памятники природы, например, вековые деревья, которые являются свидетелями событий далекого прошлого. Рядом - элементы антропогенного ландшафта, это могут быть транспортные магистрали (дороги, линии электропередач), архитектурные сооружения, водоисточники, заповедные территории, сама зона рекреации, как один из видов природопользования.

Все интересные объекты природы и истории обозначаются располагающимися рядом табличками - указателями; цифрами или символами. А информационные щиты, устанавливаемые через определенные расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту. Экологическая тропа оборудуется щитами, указателями и знаками.

Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого.

Тропы также различают по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации.

Подразделять экотропы по возрастным категориям населения чаще всего не имеет большого смысла. Понятно, что тропы для младшей возрастной категории (дошкольников и учеников младших классов), а так же для посетителей в возрасте более 60 лет должны быть короче и легче для прохождения, чем для молодежи и людей среднего возраста.

Однако сделать так, чтобы той или иной тропой пользовалась только определенная категория посетителей, практически нереально. Поэтому при создании экологических троп приходится ориентироваться на «усредненного посетителя», разрабатывая при этом варианты экскурсий для разных возрастных и иных категорий.



1.2. История возникновения экологической тропы



Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале 20 века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде “заповедника для пешеходов” – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др. Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиноском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и являются их составной частью. Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике.

В России еще до революции, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своёобразия. Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территории бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал

Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта — специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К настоящему времени практически вся территория Эстонии, включая национальный парк, ландшафтные заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп.

Широко известны тропы Лахема — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь посетители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым рельефом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусо) и многими другими природными объектами.

Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно- рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрослых и детей пользуется “Тропа зверей” с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками.

Создание учебных троп для нашей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.



1.3.Разновидности экологических троп



Есть еще ряд критериев для классификации экотроп, например, способ прохождения. Большинство городских троп предназначены только для пешеходов, редко для велосипедистов. При наличии соответствующих природных условий можно создавать тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды и т.д. Раз личные способы передвижения могут сменять друг друга на маршруте.

Основным критерием классификации троп природы всё-таки является их назначение: выделяют познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические. Каждый тип имеет свою специфику.

Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность в среднем 4–8 км. Одиночных посетителей по возможности объединяют в группы, и в сопровождении проводника или с путеводителем они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. На таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетите ли получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.

Второй тип – познавательно-туристские тропы. Их протяженность колеблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков.

Длительность путешествия может составлять от 1–2 дней до целого отпуска.

Как и тропы первого типа, познавательно туристские маршруты можно проходить с проводником и самостоятельно. Во втором случае тропы тщательно размечают на местности, а группы туристов не только снабжаются буклетами, но и проходят специальный инструктаж перед выходом в маршрут. Главные составляющие такого инструктажа – техника безопасности и правила поведения туристов на природе. Кроме того, каждая группа туристов должна обладать простейшими знаниями о том, как бороться с нарушителями правил охраны природы, случайно встреченными на тропе.

Третий тип – учебные экологические тропы. Это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. Вместе с тем они должны быть доступны (интересны и понятны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода.

Им может быть не только сотрудник особо охраняемой природной территории, но и учитель. Если в создании тропы принимали участие сами школьники или студенты, то весьма желательно, чтобы кто-то из них и проводил, хотя бы изредка, обучающие экскурсии по тропе. Для самостоятельных посетителей тропа оборудуется указательными знаками, информационными стендами. Подготавливаются информационные буклеты.

Специализированные экотропы разрабатываются и для людей с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие). Этот вид экотроп в настоящее время получает все большее распространение во многих странах мира.

Уличные тротуары, входы в метро, другие городские планировочные элементы, дверные проемы в городском транспорте постепенно приспосабливают для того, чтобы ими могли пользоваться люди с физическими недостатками (устраивают пандусы параллельно лестницам, увеличивают ширину входа в здание, чтобы могла проехать инвалидная коляска). Точно так же при проектировании экотроп всегда рассматривается вопрос о том, сможет ли она целиком или какая-то ее часть быть доступной для людей с ограниченными физическими возможностями.




2. ЗАПОВЕДНИК «ЕРГАКИ»



Природный парк «Ергаки» - это особо охраняемая природная территория краевого значения. Управление парком осуществляет краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция природного парка «Ергаки». Основная задача дирекции парка - сохранение природных комплексов и объектов, природных образований и ценных представителей растительного и животного мира в сочетании с созданием условий для отдыха посетителей и сохранения рекреационных ресурсов.

Природный парк «Ергаки» расположен на территории Ермаковского и Каратузского районов. Общая площадь парка «Ергаки» составляет 342873 гектара. Посетив парк в 2018 году, были очень приятно удивлены. Парк стал на столько доступным, что семьи с детьми в возрасте от 3-5 лет могут пройти маршрут. Служащие парка сделали мостики через горные ручьи, есть организованные места для отдыха, а так же лестницы в трудно проходимых местах. Все это сказалось и на общем количестве людей , посетивших парк за последние годы. «Ергаки» являются одним из самых живописных участков Саяно-Шушенского биосферного государственного заповедника. 









Рис.1. Хребет Саян


Маршрут мы начали из визит-центра, в нем мы зарегистрировались и получили маршрутные листы. В 10:00 мы отправились в путь. Дорога пролегала через невероятно красивые места. Воздух был настолько чист, что первое время кружилась голова. Через некоторое время мы дошли до первой точки отдыха. Все время пока мы поднимались, от усталости мы не оборачивались назад и когда мы остановились, то нашему взору открылась невероятно чудесная картина. Макушки вершин, покрытые снегом (круглый год) блестели на солнце, луга усыпанные цветами и синее море тайги. Чувство гордости за нашу страну, природу и людей переполняло наши сердца. После небольшого отдыха мы отправились дальше по маршруту. Пройдя, плотные заросли сибирской сосны, мы поднялись на первый пункт нашего маршрута «Озеро радужное».

Оно находится у подножия Спящего Саяна (уникальное творение природы, цепь скал, которая очень напоминает спящего человека) Это озеро наполняется водой от таяния ледников. Вода в нем кристально чистая и очень холодная. Пока мы отдыхали руководитель нашей группы рассказал прекрасную легенду о спящем Саяне.

« Когда-то очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места.







Рис. 2. «Спящий Саян»

Долгие года он жил и берег богатства природы. Не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени. Пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности - длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства». От озера «Радужное» наш маршрут направлялся к «Висячему камню». Это то место ради которого идут все туристы. Необычное явление этого места завораживает своей масштабностью и зрелищностью.




Рис. 3. Висячий камень


«Висячий камень» является еще одной достопримечательностью Ергак. Это огромный камень, если посмотреть на него снизу, кажется, что он сейчас сорвется и с грохотом свалится вниз в озеро Радужное. Непонятно как он держится, его положение и совсем небольшая площадь соприкосновения с основной скалой всем своим видом показывают неустойчивость положения. Но это совсем не так. Держится он крепко, несколько раз группы людей 30-40 человек пытались столкнуть его вниз, но безрезультатно. Он настолько огромен, что люди рядом с ним кажутся муравьями. Здесь реально ощущается мощь и сила природы. Есть еще одна легенда, которая гласит: «Спящий Саян проснется, когда упадет Висячий Камень и брызги из озера Радужного, над которым камень нависает, обрызгают Саяна. Он проснется и встанет… Только ни одна из легенд не говорит, что же будет, когда проснется этот богатырь, огромный как гора».

Висячий камень был финальной точкой нашего маршрута. Мы уселись на край утеса и наслаждались просторами. Солнце все больше наклонялось к закату. Подходило время отправляться обратно на базу в визит –центр. Обратно ноги несли нас сами. Дорога все время петляла меж деревьев. Тишина поглотила нас. Каждый шел со своими мыслями. Я могу только догадываться, о чем думал каждый из нас. Шум горных ручейков доносился до нас. Но меня не покидала мысль, что я обязательно вернусь в эти места еще раз, ведь наш маршрут не единственный в этом парке. Специалисты разработали большое количество экологических троп, как для летнего периода, так и для зимнего.

К вечеру мы вернулись на базу. Солнце уже совсем спряталось за гряду Саян. Сумерки и холодный туман спускались с гор. Наша группа, уставшая и счастливая села в автобус и направилась домой.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Люди усваивают здесь не толь­ко научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются ус­ловия для сочетания мысли, чувства и действия.

А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.                     Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у людей трудолюбие и уважение к труду. Люди не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе заня­тий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отно­шений человека с природной средой.

После завершения работы над практической частью проекта были выполнены все задачи. А именно: 1. Была раскрыта суть понятия экологической тропы. 2. Были найдены разновидности экологических троп. 3. Так же было определенно, как возникла экологическая тропа и какие есть в России, а именно природный парк «Ергаки».












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. – М., «МДС», 1996.

  2. Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.

  3. Трапп, С. Маршрутные тропы, стенды и знаки соединяя людей и места / С.Трапп, М. Гросс, Р. Циммерман.- М.: Заповедник, 2006. -130 с. 

  4. "Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.

  5. Сайт эколого-просветительского центра «Заповедники» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.wildnet.ru