СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина для подготовительной к школе группы «Знатоки Природы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
  • Закреплять в умении узнавать и различать деревья птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их описанию.
  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  • Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина для подготовительной к школе группы «Знатоки Природы».»

Экологическая викторина для подготовительной к школе группы

«Знатоки Природы».

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.

  • Закреплять в умении узнавать и различать деревья птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их описанию.

  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

  • Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Материал: мультимедиа (показ слайдов), шишки, корзинки – 2 шт., фишки – грибочки, эмблемы, медали на каждого ребёнка, запись звуков птиц (кукушки, дятла, синицы, вороны), заварочные чайники с отварами (малины и мяты), мяч, карточки «четвертый лишний».



Ход мероприятия:

Воспитатель:

День необычный сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Здесь для игры собралась детвора,

Ее начинать нам настала пора.

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому, дорогие дети, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.


Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года -

Это всё вокруг…… ПРИРОДА!

Воспитатель: Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды

«Знатоки» и «Умники».

Дети делятся на две команды.

Воспитатель: Оглашаю правила игры:

1. Вопросы выслушивать внимательно.

2. Не подсказывать, не выкрикивать.

3. Если готовы ответить, поднимайте руку.

В нашей игре-викторине несколько туров, задания будут даваться командам. За каждый правильный ответ команда будет получать шишку (показывает). В конце игры мы их посчитаем, и определим победителя. В качестве жюри я предлагаю быть нашим гостям. Желаю всем удачи!

1 тур - «Представление команд» ( девиз команды).

Воспитатель: А теперь - представления команд. Приветствуем команду «Знатоки»

Девиз: Давайте будем беречь планету - другой такой на свете нету!

Воспитатель: Приветствие от команды «Умники»

Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

2 тур - «Разминка» (блиц-опрос).

Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает еж зимой? (спит)

3. Сколько ног у паука? (восемь)

4. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

5. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

6. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

7. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

8. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

9. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

10. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)

11. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий (шиповник)

12. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)

13. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать (ромашка)

14. Камень относится к живой природе? (нет)

15. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

16. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

20. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

Воспитатель: С разминкой команды справились на Ура! Командам по шишке. А мы идем дальше.

Угадайте, о ком будет следующее задание (читает загадку):

«Снится ночью пауку

Чудо—юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали?» Это... птицы.

И так наш 3 тур «Все о птицах».

Показ слайдов:

Знатоки: Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (сова)

Умники: Эту птицу называют «лесным доктором» (дятел.)

Знатоки: За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой (сорока).

Умники: Название, какой птички говорит о том, что она подрагивает одной частью своего тела? (трясогузка)

Знатоки: Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (грачи).

Умники: Назовите лесную птицу, которая никогда не строит своего гнезда и не высиживает птенцов (кукушка)

Знатоки: Какая птица летает выше всех? (Орёл))

Умники: Какая птица обладает зорким зрением? (сокол)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте угадаем по голосу птиц. Звучат голоса птиц (знатоки — кукушки, синицы; умники — вороны, дятла)

Вывод: Все птицы полезны, и все они – наши друзья. Надо беречь и охранять птиц. Необходимо строить гнезда и кормушки. Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках.

Воспитатель: Молодцы хорошо давали ответы. Жюри оценит ваши старания.

Воспитатель: Растения (деревья, цветы) это настоящие легкие нашей планеты: они помогают дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.

И следующий тур нашей викторины называется «Все о растениях».

Знатоки: Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Умники: Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Знатоки: Какое дерево поит нас сладким соком? (Берёза)

Умники: Какие деревья называют вечно зелёными? (Ель, сосна)

Умники: Это царь-гриб. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. (Белый.)

Знатоки: Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

Воспитатель: Ребята вы знаете, что растения бывают и лекарственные. Я вам предлагаю попробовать отвар из растений на запах и на вкус и догадаться, что за растения. «Узнай, что за растение?» (листочки мяты, малины или смородины).

Воспитатель: Молодцы и с этим задание вы справились.

Кто еще обитает в наших лесах? Ответ детей: животные, звери.

Следующий тур  «Всё о животных».

Задание от соперников.

Умники: Этот зверек похож на белку, только меньше ее. Уши у него короткие, без кисточек. На спине и по бокам черные полосы. Кто это? (бурундук)

Знатоки: Хищница, внешне похожа на кошку, но гораздо крупнее. Свою добычу подстерегает в засаде (рысь)

Умники: Это большое, сильное животное, он только кажется неповоротливым из-за густой шерсти. На самом деле он очень ловкий, он быстро бегает, лазает по деревьям и даже плавает в реке (медведь)

Знатоки: Этот лесной зверек с пушистым хвостом очень быстрый и проворный. Ловко умеет прыгать по веткам деревьев (белка)

Умники: Назовите животное леса, которое отбивается от хищника задними лапами (заяц).

Знатоки: Это лесное животное активно в ночное время суток. Защищаясь от врага, может свернуться в клубок (еж)

Умники: Этого лесного хищника называют «санитаром леса» (волк)

Знатоки: Его называют «лесным великаном», у него ценные рога (лось)

Замечательно вы и с этим заданием справились!

Игра с мячом «Земля, вода, воздух, огонь ».

Дети становятся в круг, в середине воспитатель. Он бросает мяч любому из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, воздух. На слово «земля» — назвать, кто обитает в этой среде; на слово «вода» — название рыб, на слово «воздух» — название птиц; огонь - повороты вокруг себя.

Воспитатель: А сейчас переходим к следующему заданию, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

тур - «Подбери слово».

1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)

2. Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)

3. Лось могучий, т.е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)

4. Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)

5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)

6. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)

7. Морозная зима, а лето … (жаркое)

9. Окунь – это рыба, а синица это … (птица)

Воспитатель: Прекрасно сыграла команда «Знатоки». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

1. Зима – холодная, а лето … (жаркое)

2. Заяц – дикое животное, а кролик ... (домашнее)

3. Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное)

4. Подберезовик – съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый)

5. Клубника крупная, а малина ... (мелкая)

6. У волка хвост длинный, а у медведя … (маленький)

7. Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)

8. Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)



Воспитатель: следующий тур: «Экологические задачи»

1.Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.

2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.

-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.

-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.

3.Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

-Давай поймаем ее, - попросил Витя.

-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.

-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?

Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.

4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?

Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.

Физкультминутка «Прогулка в лес»

Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе,)

Встанем, глубоко вздохнем. (руки через стороны вверх - вдох, опустить вниз-выдох)

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)

За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)

И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)

Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)

Ногами топаем. (Притопы на месте.)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали.

Воспитатель: Ну, немного размялись и сейчас мы продолжим нашу викторину.

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)

Тур: «Всё о насекомых»

Воспитатель: А здесь я хочу предложить с этим конкурсом справиться капитанам команды, ответы надо нарисовать.

Умники: Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Знатоки: Ой, что за насекомое,

Пока что незнакомое?!

Вперед ползет, не пятится,

На нём в горошек платьице. (Божья коровка)

Воспитатель: Пока наши художники выполняют задания, я хочу вам зачитать объявления животных, которые забыли под ними подписаться.

  1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)

  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)

  3. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)

  4. Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве. (Белка)

Воспитатель: Так, посмотрим, как девочки справились со своей задачей. Молодцы!!! Я думаю что, корзинка каждой команды пополнилась шишкой.

Предлагаю игру «Четвертый лишний». Работаем в паре, вы должны угадать лишнюю картину и объяснить почему.





Марк:

Наша Земля и щедра и богата:
Степи и горы, леса и поля –
Все это дом наш родимый, ребята,
Нашу планету обидеть нельзя!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна всем нам с вами!


Воспитатель: Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.

Вывод:

Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете. Сегодня вы свои знания о природе показали на отлично.

Нас в любое время года, Учит мудрая природа. Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и саду — Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ, Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)




.