Разработка открытого внеклассного мероприятия на тему
«Экологическая викторина «Эти забавные животные»
Цели: развивать у учащихся познавательный интерес к окружающей среде; пополнить знания о животном мире.
Задачи:
- формирование приемов умственных действий
- активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование технологической триады личностно ориентированного образования задание – диалог – игра с опорой на личностный опыт;
- развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений;
- формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;
- развитие навыков рефлексии;
- расширение кругозора в предметных образовательных областях;
- развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения);
- экологическое воспитание.
Ход игры:
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
Сегодня мы с вами проведём игру – конкурс « Эти забавные животные». Мы узнаем много интересного о них, поиграем в игры, поучаствуем в конкурсах, примем участие в викторинах. Расскажем, как нельзя себя вести по отношению к братьям нашим меньшим. Чтобы по окончанию игры каждый из вас мог сказать «Я в ответе за всё живое на планете».
Правила игры
Происходит борьба каждой команды. Чтобы попасть в теремок и забрать приз, нужно решить задания, предложенные животными. Поучаствовать в викторинах, играх и т.д. За каждый правильный ответ выдаётся 1 ОМ, выиграет та, участники которой наберут больше всех Омов.
1.Вступление
(звучит музыка «В мире животных» и демонстрация презентации «Животный мир нашей планеты»)
а) чтение стихотворения
Ах, какой же мир огромный!
В нём животных разных полно!
Леопарды, тигры, львы
И жирафы, и слоны,
Зебры, зубры и лемуры,
Крокодилы в толстой шкуре,
Обезьяны и еноты,
Ламантины, бегемоты.
Есть животные в лесу.
Вы найдёте там лису,
Зайца, белку, барсука,
Волка - «Серые бока».
Окунемся в море с вами.
Там поплаваем с китами.
Встретим мы медуз, кальмаров
Средь чудеснейших кораллов.
В небе распевают птицы –
Это ласточки, синицы,
Жаворонки, воробьи
И скворцы, и соловьи,
Перепелки и кукушки –
Все собрались на опушке!
Перечислить невозможно
Мир живущих на Земле.
Сохранить его нам нужно
И тебе, дружок, и мне!
-Однажды, прогуливаясь по лесу, на полянке я увидела теремок. Он не низок, не высок. Там зверята живут и ребят к себе в гости ждут. А чтобы попасть в теремок, нужно выполнить задания мышки-норушки, лягушки-квакушки, зайчика-побегайчика, лисички-сестрички и серого волка и другие интересные задания. За каждый правильный ответ - 1 ОМ (окружающий мир). Но вначале разделимся на команды и придумаем названия каждой из них.
(дети делятся на команды и придумывают названия)
Первое испытание – мышкины загадки.
Оценка жюри: за каждый правильный ответ – ОМ .
вопросы 1 команды
- Какой зверёк спит всю зиму вниз головой (Летучая мышь)
- Эта кошка – царь зверей. Назови её скорей.(Лев)
-Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
- Кто меняет молоко на сено? (Корова)
- Какой лесной зверёк сушит на деревьях грибы? (Белка)
вопросы 2команды
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
***
Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
***
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепёшкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
***
У него большие уши.
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик. (Осел)
***
Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
Мишкины игры
Игра «Испытание соперников»
Правила игры: Участник из одной команды читает описание животного или птицы, участники другой команды угадывают и наоборот.
Оценка жюри: за каждый правильный ответ – ОМ .
1 команда
а) Лесной великан, его рост превышает 2 метра, а весит он 200кг. Кормится растительной пищей. Его рога имеют плоскую часть, которая называется «лопатой». Имеет свойство –раз в год терять эту роскошь.(ЛОСЬ)
б)Сильный хищник. Питается оленями, кабанами, антилопами и др.
Имеет красивую полосатую окраску. Родственник домашней кошки. (ТИГР)
в)Удивительно красивая птица. Имеет белое оперение, клюв красный. Бывают особи и черного цвета. Отличаются верностью и преданностью в супружеской паре.(лебедь)
2 команда
а)Эта плутовка жительница лесов и степей. Её добыча – мелкие грызуны, птица. Славится ценным мехом. (лиса)
б)Ловкие, шустрые лесные зверьки. Совершают прыжки длиной 3-4 метра. Основной корм – орехи, грибы. (белка)
в)У этой птицы красивое яркое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна. Верх головки красный. Клюв прочный и острый. Питается личинками и жуками, которых достаёт из коры деревьев. (дятел)
Чтобы выполнить второе испытание, сначала послушайте лисьи истории.
-Каждый из вас имеет самый знаменательный день в году – день своего рождения. У зверей и птиц, в своём животном мире, есть тоже такие дни. Они называются экологические праздники.
Презентация мероприятия «Эти забавные животные»:
слайд1
27 февраля – Международный день полярного медведя
1 апреля - Международный день птиц
26 мая – День снежного барса на Алтае
26 августа – Международная ночь летучих мышей
30 ноября –Всемирный день домашних животных
2 слайд:
В мире установлено огромное количество памятников животным. Наверное, самый знаменитый памятник собаке установлен в Париже, на р. Сене. Это памятник сенбернару Барри – статуя собаки с прижавшимся к ней ребёнком. Надпись гласит: «Барри, спасшему сорок человек и убитому сорок первым».
3 слайд:
Казанская порода кошек была широко известна в XVII - XVIII веках. Она прославилась своими крупными размерами и необычайной ловкостью. О кошках шла такая слава, что в 1745 году императрица Елизавета приказала изловить самых крупных представителей этого рода и привезти их в Петербург. Киски стали не только украшением дома, но и отличными спасателями от грызунов. Их потомки до сих пор «работают» в Эрмитаже. А в конце XIX века 45 особей этого благородного рода были выкуплены и вывезены для охраны Лувра. Увы, в Казани уже не осталось ни одного представителя Казанской породы. Но памятник Казанской кошке есть.
3 слайд:
Памятник в Бердянске "Бычку-кормильцу", рыбке, спасавшей жителей города от голодной смерти в лихолетье.
4 слайд:
Памятник пиявке установлен на территории Международного центра медицинской пиявки в Удельной за ее огромный вклад в борьбу за здоровье человека.
5 слайд:
Удостоился памятника и обыкновенный воробей. В Бостоне, США, памятник этой птичке поставили в благодарность за спасение садов и посевов от нашествия гусениц. Также памятник воробью есть в Беларуси в городе Барановичи и в Санкт-Петербурге - знаменитый герой песенки Чижик-Пыжик.
- А теперь я предлагаю вам побыть скульпторами и самим возвести (устно) памятники предложенным мною животным (на выбор) . Ваша задача – одному участнику из команды обосновать, за что вы возводите памятник животному. Победит в этом испытании тот, у кого будет наиболее полный ответ.
1-ый памятник – кенгуру
2-ой – павлину
3-ий – петуху
Оценка жюри: 1 ОМ
Мишкины игры
Игра «Кто больше соберет шишек»
Чтобы пройти третье испытание, нужно внимательно слушать волчьи факты.
Правила игры: Я читаю все факты, а потом, проверим, как вы внимательно слушали – я их спрошу не по порядку.
Оценка жюри: 1ОМ за каждый правильный ответ
Общие вопросы
- Самый чистоплотный зверь – барсук.
-Зимой жаба спит и ничего не ест.
- Почти всё время крот проводит под землёй.
- Только ёж новорождённый не имеет колючек и не колется.
- Кузнечик стрекочет ногой о крыло.
- У бобра и зайца зубы растут каждый день.
- Самая маленькая птичка в мире колибри.
- Каждую зиму лось теряет рога.
-Самый длинный язык у дятла.
- Бобр – животное, которое строит свой дом на реке.
1 команда
-Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)
-Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
-Какой ёж не колется? (новорожденный)
-Самая маленькая птичка в мире? (колибри)
-Что теряет лось каждую зиму? (рога)
2 команда
-Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
-У каких животных каждый день зубы растут? (бобра, зайца)
-У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
-Животное, которое строит дом на реке? (бобр)
-Какое животное почти всё время проводит под землёй? (крот)
-А сейчас я проверю кто из вас всех быстрее, смелее и находчивей
Иследующее испытание _ «Лягушкины ушки». Нужно узнать, кому принадлежит тот или иной голос.
Правила игры: кто больше из участников команд узнает и назовёт кому принадлежит голос – 1 ОМ
(прослушивание голосов птиц и зверей)
Мишкины игры
Игра «Рассади зверей по домикам»
Правила игры:
-На ватмане изображены разные домики для зверей и птиц с прорезями и рядом предложены птицы и звери. Ваша задача – найти каждому свой дом.
Оценка жюри: за каждого правильно определённого животного или птицу – ОМ .
Просмотр презентации
- Прежде чем перейти к следующему испытанию давайте просмотрим небольшую презентацию из цикла «Знаете ли вы…» на тему «Интересные факты о животных»
(презентация «Интересные факты о животных»)
Предлагаю вам четвёртое испытание – «Зайкины уроки». Нужно прослушать стихи и сказать, можно ли так делать или нет и почему.
Оценка жюри: 1ОМ за каждый правильный ответ
вопросы 1 команды
Выпал птенчик из гнезда, трогать нам его нельзя! (Правильно)
Муравейник мы найдём, понаблюдаем и уйдём. (Правильно)
Мы ежонка увидали, и домой его забрали. (Неправильно)
Если ловим мелкую рыбёшку, то мы её бросаем кошке. (Неправильно)
вопросы 2 команды
Гнездо в траве мы увидали и с птенцами поиграли. (Неправильно)
В лес собачек мы возьмём, спокойней птичкам будет в нём! (Неправильно)
Мы цветочки собираем, сачком бабочек гоняем. (Неправильно)
Мы улиток охраняем, прудовиков не обижаем. (Правильно)
- Ребята, а что случится, если мы не будем выполнять все правила поведения в дикой природе? (многие животные будут истреблены, что приведёт к экологической катастрофе).
краткая справка о Красной книге.
-Молодцы! Вы все знаете правильные ответы.
Таким образом, мы собрали список ценных советов поведения в лесу. И чтобы их всегда помнить, я вам приготовила памятки.
(раздача памяток)
2.Подведение итогов.
-Итак, мы с вами долго шли – устали, но все –таки подошли к теремку. И, пока вы отдохнёте и ознакомитесь с материалом в памятках, жюри определит победителей. По правилам игры, чья команда набрала больше Омов, та забирает подарки из правого уголка теремка. А команда, набравшая меньше Омов, забирает подарки из левого уголка.
Б.Заходер «Про всех на свете»
Все-все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем – то
Не очень дружны-
Мы всё – таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто -нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
3.Определение победителей и их награждение.
- Слово предоставляется членам жюри.
4.Заключительная часть.
-Благодарю всех за внимание, жюри за объективную оценку, участников команд за активное участие. Запомните девиз, который вы пронесёте через всю жизнь -
Берегите братьев наших меньших!
«Я в ответе за всё живое на планете».