СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический час "Покормите птиц зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить знания детей по теме зимующие птицы. вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

Просмотр содержимого документа
«Экологический час "Покормите птиц зимой"»

Экологический час «Покормите птиц зимой»

Образовательные области: социум

Раздел: Экология.

Тема: «Зимующие птицы»

Словарная работа: корм, кормушка, голодно.

Билингвальный компонент: птицы құстар, воробей- торғай,

Цель: закрепить знания детей по теме зимующие птицы. вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

1. Закрепить понятие «зимующие птицы». Формировать экологическое представления детей об окружающем мире.

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

3.  Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д.;

4. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

5. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Оборудование:Разрезные картинки. Еда для птиц. Игры «Зимующие птицы», «четвертый лишний». Иллюстрации зимующих птиц. Правила кормления птиц.

1.Организационная часть.

Психогимнастика "Солнышко»

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что еще нас согревает и улучшает наше настроение.

Дети: солнышко.

Воспитатель: Правильно, солнышко.

Давайте представим,что наши руки это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети образуют круг)

Дети: Солнышко,солнышко мы твои лучи!

Быть людьми хорошими ты нас научи.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.

Ребята, тема нашего занятия спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица).

Воспитатель: на нашей зеленой планете живут чудесные создания, которые летают и поют и землю нашу свято берегут. Скажите, дети, можно жить без птиц на свете? Дети: нет!

Воспитатель: вот послушайте, что случится, если птицы на земле вдруг пропадут.

Дети: Букашки, жучки, червячки

на деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотания,

Чик - чириков воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

- Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе много. Только в Казахстане их насчитывается более 600 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в тёплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнёзда и к ним они вернутся весной. Ребята, как называются такие птицы? (перелётные). Назовите перелётных птиц.

Стихотворение «Приглашение». Ладонщиков

Грач на березовой ветке

Признался синичке-соседке:

— Ты славная птичка-синичка,

Словно родная сестричка.

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг.

Поверь мне, что я тебе друг.

— На юг я совсем не хочу! —

Синичка сказала грачу, —

В дружбу я верю, и все же

Не полечу никуда.

Нам Дима зимой поможет

Перенести холода.

Он и заботлив, и весел,

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушку повесит

Под елкой иль под сосной.

- На уроке мы будем говорить о птицах, которым трудно приходится зимой. О птицах, которым мы можем помочь. Как называются эти птицы одним словом? (зимующие). Назовите их.

Дети называют птиц, которых знают.

-  Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.(объяснить слово) Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

- Ребята, давайте подумаем, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. Птицам голодно, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

-Чтобы птицам зимой помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся, вы можете узнать сами, угадав их по описанию:

Загадки

1. Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят!

Всем известны эти птицы,

Называются … (Синицы).

- Из-за сине - голубой окраски перьев этой птице дали название – синица. На зиму они не улетают в тёплые страны, но в поисках пищи перелетают с места на место. Там где корма много синицы задерживаются. Синицы очень прожорливы. Они съедают за сутки столько пищи, сколько весят сами. Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Не отказываются и от домашней пищи. Особенно любят несолёное сало, творог, масло. И всё-таки много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживает всего 1-2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

- Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.

Д/И «Собери картинку»

Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах.

Дети называют собранную птицу.

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.(Снегирь) 

- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север, а еще от слова «снег»- он ныряет в снег и купается.

- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)

Игра «Четвертый лишний»

Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и

Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.

Синица, воробей, сова, снегирь.

Сорока, синица, ласточка, голубь.

Физминутка

Воспитатель: а сейчас мы отдохнем, поиграем в игру: «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:

- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Что неправильно, почему (Мухи – это насекомые).

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

- Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Воспитатель: Молодцы, ни разу не ошиблись!

Задание «Найди зимующих птиц».

3. Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит. (Воробей).

-А на казахском языке слово «воробей» будет» торғай», повторите,

С этими птицами мы знакомы давно. Мы их видели везде, и зимой и летом. Они не улетают в тёплые края с приходом зимы. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно. Но голод и холод заставляет их держаться поближе к жилью человека. Воробьи совсем не прихотливые птички. Они едят всё подряд, что есть на кормушке. Собирают упавшие крошки на снегу и земле, проверяют кормушки у домашних животных. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).

- А кто знает, почему воробья так зовут?

- Целые воробьиные стаи собираются на складах, где лежит собранный урожай зерна. А воробьи его воруют. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя не прошеных гостей. Отсюда и название – воробей.

Задание: - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

(зёрнышками, пшеном, хлебными крошками, салом, семенами, ягодами,

остатками пищи, личинками, семенами шишек.)

-А сейчас мы будем птиц угощать.  

-У каждой птицы есть свое любимое лакомство. Сейчас подберите к птицам карточки с тем лакомством, которое больше всего любит эта птица.

Игра «Покорми птиц»

4.Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит

А только лечит

(Дятел) 

- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка) - Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых.

- Люди называют дятла санитар леса, как вы думаете почему? (Он спасает дерево от вредителей) . Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, снегирь, синица).

- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

Какую пользу приносят птицы? И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей.

-Послушайте, что мы должны помнить, когда подкармливаем птиц зимой.

Правила подкормки птиц.

• Кормить  лучше в одно и то же время.  Птицы будут сами прилетать к этому времени.

• Корма класть нужно немного, он может замёрзнуть.

• Синички любят сало, но оно должно быть свежим, а не солёным.

• Пшено и хлебные крошки любят все птички.

• Только хлебные крошки должны быть от пшеничного хлеба.

• А ещё птицы любят арбузные, дынные семечки, овёс и рябину.

Итог.

- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? - Что нового узнали? Что было интересного? Как же им помочь пережить зимнее время? От чего птицы погибают зимой? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. И у каждого из вас, ребята, около дома появится кормушка.(объяснить слово)

А. Яшин «Подкормите птиц зимой».

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.