Экологический час «Покормите птиц зимой»
Образовательные области: социум
Раздел: Экология.
Тема: «Зимующие птицы»
Словарная работа: корм, кормушка, голодно.
Билингвальный компонент: птицы құстар, воробей- торғай,
Цель: закрепить знания детей по теме зимующие птицы. вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
1. Закрепить понятие «зимующие птицы». Формировать экологическое представления детей об окружающем мире.
2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
3. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д.;
4. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
5. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование:Разрезные картинки. Еда для птиц. Игры «Зимующие птицы», «четвертый лишний». Иллюстрации зимующих птиц. Правила кормления птиц.
1.Организационная часть.
Психогимнастика "Солнышко»
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что еще нас согревает и улучшает наше настроение.
Дети: солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко.
Давайте представим,что наши руки это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети образуют круг)
Дети: Солнышко,солнышко мы твои лучи!
Быть людьми хорошими ты нас научи.
Ход занятия:
1.Вступительная часть.
- Ребята, тема нашего занятия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Воспитатель: на нашей зеленой планете живут чудесные создания, которые летают и поют и землю нашу свято берегут. Скажите, дети, можно жить без птиц на свете? Дети: нет!
Воспитатель: вот послушайте, что случится, если птицы на земле вдруг пропадут.
Дети: Букашки, жучки, червячки
на деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотания,
Чик - чириков воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
- Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе много. Только в Казахстане их насчитывается более 600 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в тёплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнёзда и к ним они вернутся весной. Ребята, как называются такие птицы? (перелётные). Назовите перелётных птиц.
Стихотворение «Приглашение». Ладонщиков
Грач на березовой ветке
Признался синичке-соседке:
— Ты славная птичка-синичка,
Словно родная сестричка.
Мне жалко тебя покидать,
Но время уже улетать.
Тут холодно будет зимой.
Давай-ка синичка, с тобой
Отправимся вместе на юг.
Поверь мне, что я тебе друг.
— На юг я совсем не хочу! —
Синичка сказала грачу, —
В дружбу я верю, и все же
Не полечу никуда.
Нам Дима зимой поможет
Перенести холода.
Он и заботлив, и весел,
Я верю, что снова зимой
Для нас он кормушку повесит
Под елкой иль под сосной.
- На уроке мы будем говорить о птицах, которым трудно приходится зимой. О птицах, которым мы можем помочь. Как называются эти птицы одним словом? (зимующие). Назовите их.
Дети называют птиц, которых знают.
- Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.(объяснить слово) Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
- Ребята, давайте подумаем, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. Птицам голодно, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
-Чтобы птицам зимой помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся, вы можете узнать сами, угадав их по описанию:
Загадки
1. Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются … (Синицы).
- Из-за сине - голубой окраски перьев этой птице дали название – синица. На зиму они не улетают в тёплые страны, но в поисках пищи перелетают с места на место. Там где корма много синицы задерживаются. Синицы очень прожорливы. Они съедают за сутки столько пищи, сколько весят сами. Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Не отказываются и от домашней пищи. Особенно любят несолёное сало, творог, масло. И всё-таки много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживает всего 1-2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
- Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.
Д/И «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах.
Дети называют собранную птицу.
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.(Снегирь)
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север, а еще от слова «снег»- он ныряет в снег и купается.
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Синица, воробей, сова, снегирь.
Сорока, синица, ласточка, голубь.
Физминутка
Воспитатель: а сейчас мы отдохнем, поиграем в игру: «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Что неправильно, почему (Мухи – это насекомые).
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
- Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Воспитатель: Молодцы, ни разу не ошиблись!
Задание «Найди зимующих птиц».
3. Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит. (Воробей).
-А на казахском языке слово «воробей» будет» торғай», повторите,
С этими птицами мы знакомы давно. Мы их видели везде, и зимой и летом. Они не улетают в тёплые края с приходом зимы. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно. Но голод и холод заставляет их держаться поближе к жилью человека. Воробьи совсем не прихотливые птички. Они едят всё подряд, что есть на кормушке. Собирают упавшие крошки на снегу и земле, проверяют кормушки у домашних животных. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).
- А кто знает, почему воробья так зовут?
- Целые воробьиные стаи собираются на складах, где лежит собранный урожай зерна. А воробьи его воруют. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя не прошеных гостей. Отсюда и название – воробей.
Задание: - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
(зёрнышками, пшеном, хлебными крошками, салом, семенами, ягодами,
остатками пищи, личинками, семенами шишек.)
-А сейчас мы будем птиц угощать.
-У каждой птицы есть свое любимое лакомство. Сейчас подберите к птицам карточки с тем лакомством, которое больше всего любит эта птица.
Игра «Покорми птиц»
4.Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит
А только лечит
(Дятел)
- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка) - Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых.
- Люди называют дятла санитар леса, как вы думаете почему? (Он спасает дерево от вредителей) . Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, снегирь, синица).
- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
Какую пользу приносят птицы? И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей.
-Послушайте, что мы должны помнить, когда подкармливаем птиц зимой.
Правила подкормки птиц.
• Кормить лучше в одно и то же время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
• Корма класть нужно немного, он может замёрзнуть.
• Синички любят сало, но оно должно быть свежим, а не солёным.
• Пшено и хлебные крошки любят все птички.
• Только хлебные крошки должны быть от пшеничного хлеба.
• А ещё птицы любят арбузные, дынные семечки, овёс и рябину.
Итог.
- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? - Что нового узнали? Что было интересного? Как же им помочь пережить зимнее время? От чего птицы погибают зимой? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. И у каждого из вас, ребята, около дома появится кормушка.(объяснить слово)
А. Яшин «Подкормите птиц зимой».
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.