СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический квест «БИОЭРУДИТ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологический квест «БИОЭРУДИТ»»

Экологический квест «БИОЭРУДИТ»

(9классы)


Эпиграф: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце…» Р. Рыленков

Цели мероприятия:

- привлечь внимание учащихся к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных,

- пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.

Задачи:

- опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;

- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

- развивать экологическое мышление;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учётом сохранения взаимосвязей в природе.


Художественное оформление: эмблема мероприятия, лозунги, плакаты, афоризмы, пословицы экологического содержания.


Ход мероприятия


Ведущий 1. «Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, — мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками.» Джеральд Дарелл


Ведущий 2. 29 декабря 1993 г. вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде. С тех пор этот день считается Международным днём биологического разнообразия.


Ведущий 1. Основная цель конвенции - сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов.

Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к Международному дню биологического разнообразия.

Ведущий 2. Солнечный луч пробился сквозь облака, тёплый ветер принёс свежесть и запах цветов, птички звонкими трелями возвестили начало нового дня. Теплое море, шелест листвы, жужжание насекомых, лёгкие облака на голубом небосклоне, сияние звёзд на тёмном бархате ночи, листопад осенью и заснеженные сказочные деревья зимой.

Ведущий 1. Разве это не прекрасно?! Это чудо подарила нам Наша Земля! Она родила Нас, взрастила, дала пищу для еды, воду для питья, полезные ископаемые для нашей пользы, чтобы мы могли расти и развиваться, познавая мир, совершенствовать его.

Ведущий 2. Так давайте подумаем не только о себе и своим личном счастье, таком, каким мы его понимаем или каким принято его понимать. Подумаем и вспомним, что не одни мы в этом Мире.





Выступление экоотряда Ростки.

Есть в школе Партенитской эко-отряд,
Собрал он активных, пытливых ребят
Кто потрудиться с желаньем не прочь
Своими делами природе помочь.


Девиз: Чтоб дети смеялись счастливо и звонко

На чистой планете купаясь в росе

На добрую память оставим потомкам

Природу в ее первозданной красе!


Ты прекрасна в любую погоду

Пенье птиц, запах трав, родники.

Мы побеги твои мать- природа

Мы подростки, а значит ростки!


Каждой веточкой тянемся к солнцу

Просим щедрости и теплоты

Мы любовь как росу пьем до донца

Пробуждаясь в лучах теплоты.

И под небом твоим счастлив каждый

Люди, звери, цветы, мотыльки

Кров даешь, утоляешь нам жажду

Зеленеют твои ростки.

Так давайте беречь планету

Всяким трудностям вопреки

К вам приехали с миссией этой

Мы из Крыма- команда Ростки!


У каждого в сердце места есть родные,

За них он, как ангел, пойдет на алтарь,

Там горы до неба, моря голубые,

Могучие сосны - прекрасный наш край!


Нам здесь посчастливилось просто родиться,

Где винограднике птичий трезвон.

Людьми, что живут здесь, мы можем гордиться,

Природною щедростью славен район!



И как найти достойные слова

Чтоб описать любое время года

В котором наряжала как могла

Поселок наш ее величество природа!


В мороз и дождь , в любую непогоду

Когда тропинки снегом замело

Нам нравиться ходить в походы

Исследуя любимое село.


А как погода манит нас весенняя

Искать растения целебные в лугах

Под птиц недавно прилетевших пение

Природа словно яблоня в цветах.

(песня)

1.У похода есть начало,
А конца походу нет.
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет.

Припев: Ты никогда, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся,
Он переполнен тайнами
Необычайными...
Ты никогда, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся,
Он переполнен тайнами
Необычайными...


2.Аю-Даг всегда нас манит

и зовет всегда к себе

Много раз вершину взяли

«КРАСОТА» мы всем сказали.

Ты никогда пожалуйста,

на Аю-Даг не жалуйся

Он переполнен тайнами

Необычайными.


Весной лишь, только начинает таять снег

И с гор бегут несмело ручейки

Мы чистим мусор у низовья рек

Чтоб пробивались к солнышку ростки.


По твёрдым бытовым отходам

Уже давно ведётся спор:

Как овладеть таким подходом,

Чтобы внедрить раздельный сбор?

1.Сперва должны мы научиться

Куда стекло, куда –бумага,

Пластмассы и металлы класть.

Какой контейнер приспособить-

Об этом каждый должен знать.

3. «Долой все мусорные кучи!»-

Произнесём им приговор.

Наш лозунг краткий, но могучий:

«Да здравствует раздельный сбор!»

Попасть в команду к нам желают многие,

Мы боремся за чистоту природы и Земли

Важнейшая наука экология

Мы навсегда друзья твои


Чтоб миллионы лет жила планета

Чтобы потомков радовать могла,

Объединяйтесь дети континентов

В зеленые звеня колокола!

Природа бесценна, а ее охрана – дело каждого из нас!

Ведущий 1. Казалось бы, какой сложный термин – «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь.

Ведущий 2. Вы владеете уже достаточной суммой биологических и экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий и ситуаций.


Конкурс 1: «Биоэкологическая зарядка»

Вопросы для 1 команды:

  1. Дерево – символ России. (Берёза)

  2. Листья сосны. (Хвоя)

  3. Самое высокое дерево мира. (Секвойя)

  4. Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)

  5. Совокупность видов животных, обитающих на определённой территории.(Фауна)

  6. Сосновый лес. (Бор)

  7. Плод дуба. (Жёлудь)

  8. Самое быстрое животное суши. (Гепард)

  9. «Плач» берёзы весной. (Сокодвижение)

  10. Защитный экран Земли. (Озоновый слой)

  11. Токсичный туман. (Смог)

  12. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)

  13. Экологически чистое топливо. (Водород)

  14. Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)


Вопросы для 2 команды:

  1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера)

  2. Совокупность условий, в которых живёт организм. (Среда обитания)

  3. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)

  4. Совокупность видов растений, обитающих на определённой территории.(Флора)

  5. Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)

  6. Кора берёзы. (Береста)

  7. Дубовый лес. (Дубрава)

  8. Гриб, разлагающий старую древесину. (Опёнок)

  9. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)

  10. Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)

  11. Лежбище медведя. (Берлога)

  12. Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)

  13. Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики)

  14. Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)

  15. Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)


Конкурс 2: «Биоэкологическая АБВГДейка»

За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры,

а 2 команда – представителей фауны.


Варианты ответов:


ФЛОРА ФАУНА

А – акация аист

Б – берёза беркут

В – василёк варан

Г– горицвет горилла

Д – дуб дикообраз

Е – ель енот

Ж – жасмин жираф

З – земляника зебра

И – ива иволга

К– клён кит

Л – липа лось

М – малина морж

Н – незабудка носорог

О – ольха ондатра

П– полынь павлин

Р – ромашка рысь

С – сосна сыч

Т– тополь тушканчик

У– улотрикс удав

Ф – фиалка фазан

Х – хвощ хорёк

Ц – цикорий цапля

Ч – чистотел чайка

Ш – шиповник шакал

Щ – щавель щука

Э – элодея эму


Ю – юка юрок

Я– ягель ягуар


Конкурс 3: «Решаем экологические проблемы»

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление предложите вы? Своё решение обоснуйте.

Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ – использование белянкового наездника.

Задача 2.Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведёт к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.

Конкурс 4.«Красная книга»

1.Расшифруй название этой птицы. (Беркут)

2.Несколько самых интересных факты о этой птице:

  • Вид сейчас находится на грани исчезновения, птицу занесли в Красную книгу. Связано это с тем, птенчиков вылавливают. Их выращивают и ставят на службу в охоте.

  • привыкли к жаркому климату и не мигрируют, ведя оседлый образ жизни

  • Когда будущий трофей найден, птица бросается к ней со стремительной скоростью (не редко до 250 км/ч)(Балобан)

Если в небе он завис,
Птицы в страхе улетают,
Камнем падает он вниз,
Все зверушки удирают.

Жертву ловит и хватает,
Когти острые вонзает.
Рвёт добычу, как кайман,
Птица-хищник

Конкурс 5: «Чёрный ящик»

В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?

(Зеркало)

Мы завершаем наш «Биоэрудит» и ждём результаты дружеской встречи. Слово жюри…


Подведение итогов

И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки:

Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.


Исполнение песни "Просьба" (А.Пахмутова-Р.Рождественский)

Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!

Люди-исполины,

Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица




Конкурс : «Биологические шарады»

  1. С «Г» - принадлежность для болтов,

С «М» - не имеет рукавов,

С «Л» - гонит лаем лис, волков,

С «Ч» - быстрокрылый рыболов.



  1. С «Р» - название цветка,

С «К» - создатель молока,

С «Л» - с виноградовых кустов,

С «П» - обойдёмся мы без слов.



  1. На кухне отыщите вещество

И зверя сделайте вы из него.

Местами поменяйте

Буквы так,

Чтоб с мест не сдвинуть «О»

И мягкий знак.

  1. Соснами первый от ветра шумит,

Хвои смолистой в нем запах стоит.

Вертится быстро от тока второй,

Сверлит дантист им вам зубик больной.



  1. Шараду запиши, друг, так:

Две ноты, «Н» и мягкий знак.

Все – куст, его ты без труда

Найдёшь по запаху в садах.



  1. Под листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если «К» сочтёте лишним,

Смысл получите иной.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня.










Конкурс : «Литературная гостиная»

Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.

  1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)

  2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)

  3. Спаситель Мухи - Цикотухи. (Комар)

  4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

  5. «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Серый волк)

  6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)

  7. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку?(30 лет и 3 года)

  8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)

  9. Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)

  10. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? (Три пескаря)

  11. Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)

  12. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)

  13. На чем совершал путешествие за мёдом Винни-пух? (На воздушном шаре)

  14. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» (комара, муху, шмеля)


Конкурс : «Биологическое сложение»

Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.

1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства Сельдевых.

(Ива + си = иваси)

2. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник =

австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)


3.Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =

зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)


4Мгновение + переносная рация = путешествия животных.

(Миг + рация = миграция)


5.Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.

(Ока + Пи = окапи)

6.Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)





Песня "Просьба" (А.Пахмутова-Р.Рождественский)

Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!

Люди-исполины,

Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!

Песня "Просьба" (А.Пахмутова-Р.Рождественский)

Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!

Люди-исполины,

Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!



























Конкурс 3: «Решаем экологические проблемы»

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление предложите вы? Своё решение обоснуйте.





Конкурс 3: «Решаем экологические проблемы»


Задача 2.Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.





Конкурс : «Биологическое сложение»


Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.

1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства Сельдевых.



2. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник = австралийское сумчатое.




3.Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна = зубатый кит.



4Мгновение + переносная рация = путешествия животных.