Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Цент развития ребенка – детский сад №9
Экологический проект
в средней группе
На тему: «Огород на подоконнике».
Воспитатель:
Никитина Елена Юрьевна
Усанина Евгения Рашидовна
2022 г.
Актуальность проблемы:
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому мы поставили перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.
Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.
Продолжительность: март - апрель (краткосрочный).
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Место проведения: МАДОУ ЦРР – детский сад №9, г. Верхний Тагил.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород для посадки лука. Наблюдать за их ростом.
Цель:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.
2. Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях.
3. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод. Способствовать формированию навыка посадки луковиц на перо.
4. Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.
7. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
8. Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.
9. Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научаться сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания.
2. Дети научаться подмечать пользу и красоту зелёного лука.
3. Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.
4. Все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Проект включает в себя 3 этапа:
1. Подготовительный: определение целей и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность).
3. Заключительный: подводятся итоги, оформление проекта, наблюдение и уход за растениями.
1 этап – подготовительный.
1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия реализации проекта «Огород на подоконнике».
2 этап – основной.
1. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.
2. Практическая деятельность:
НОД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития лука (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.
Беседы: «Почему от лука плачут», «Условия, необходимые для роста лука».
Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек».
Подвижные игры: «Собери овощи в суп», «Бабушкины помощники».
Сюжетно –ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки».
Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах.
Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключение Чиполлино», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», Л. Серова «На грядке». И. Ревю «Вырос лук», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей»
Речевое развитие: «Составление рассказов по карточкам-схемам «Об овощных культурах», пересказ сказки «Три брата луковки».
Социально-коммуникативное развитие: развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитывать трудолюбие, старательности, аккуратности, бережного отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
3 этап – заключительный.
1. Обработка и оформление материалов.
2. Анализ результативности.
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
- дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали;
- в группе был создан огород на окне;
- вели наблюдения за ростом лука;
- дети стали более уважительно относиться к труду;
- все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне»
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закреплений знаний о растениях (овощах).
Итог проектной деятельности.
Дети узнали, что все растения живые и что для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука дети употребляли во время обеда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.