Экологический проект
для дошкольников
«Люблю берёзу русскую!»
Авторы проекта:
Хачирова Э. А. - кл. руководитель
Зибров Виктор - родитель
Обучающиеся ШРР "Золотой ключик"
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Предмет исследования: берёза.
По количеству участников: групповой (подготовительная группа).
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского парка, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело–мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Красивый, ухоженный участок – детский парк, воспитывает в дошкольниках чувство прекрасного, любовь к родному краю, городу, школе. Детский парк – место, где дети проводят много времени после уроков, отдыхая летом. Программа внеурочной деятельности включает в себя массовые мероприятия, проводимые на территории детского парка для учащихся, родителей.
Озеленение планеты – очень важное дело. Само дерево – символ мира, это напоминание о хрупкости природы и необходимости ее защиты.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Воспитание уважения к труду и творчеству старших и сверстников формирование трудолюбия, социально значимых качеств личности.
- Формирование умения видеть, и создавать красоту природы, труда и творчества.
- Развитие чувства ответственности за свои дела.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
- Формировать первоначальные навыки коллективной работы.
Реализация проекта.
1. Сформулированы проблемные вопросы вместе с детьми:
Из специальной литературы мы узнали:
- Берёзка живая или нет?
- Кто сажает растения в городе? Для чего?
- Как посадить берёзу?
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки)
- Подготовка эмблемок, ленточек
- «Подготовка рисунков на тему: «Люблю берёзу русскую»
2. Посещение библиотеки.
3. Обращение к Главе администрации правобережного района по данному вопросу.
4. Десять берёз решили высадить в детском парке. Определили место посадки деревьев.
БЕРЁЗА.
Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее всего, потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедро отзывчивой и доброй душе русского человека. Березка стала символом России. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Берёза растет в нашей стране повсюду. Берез более 140 видов.
В нашей стране 70. Чаще всего встречаются берёза повислая или бородавчатая, береза пушистая или опушённая.
Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.
И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Изветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте.
Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет.
Как посадить берёзу.
Берёзы жаро- и зимостойки, светолюбивы (желательно солнечное или слегка затенённое местоположение), отличаются быстрым ростом; многие виды хорошо переносят городские условия, малотребовательны. Для берёз подходит любой тип почвы, но нежелательна уплотнённая почва. Размножают берёзы семенами, а формы - прививкой и черенками.
Плод берёз – мелкий, односемянной орешек с перепончатыми крылышками. Семена берёзы высевают в период побурения серёжек сразу же после сбора, поздней осенью или в холодный парник весной. Оставленные для весеннего посева семена хранят в закрытой стеклянной ёмкости. Семена берёзы слегка присыпают землёй, прикатывают; на поверхность гряды укладывают ровным слоем солому или тонкие ветки, через которые проводят полив. После появления всходов покрытие осторожно удаляют, а всходы притеняют щитами.
Пересадку берёз лучше проводить ранней весной и в возрасте не старше 5-7 лет (более старшие деревья плохо приживаются), осенняя пересадка берёз чревата большим процентом гибели. При посадке саженцев не рекомендуется заглублять корневую шейку. Корни берёз залегают неглубоко, поэтому требуют полива в засуху.
Посадить березу просто - необходимо выкопать саженец (маленькое деревце в лесу), затем выкопать яму, диаметром примерно в 0.5 метра, глубиной сантиметров 40-60. Залить водой и можно добавить перегной и все. Лучше садить осенью либо ранней весной. расстояние от дома не столь важно (3-5 метров достаточно).
Выбор места для посадки берёз.
Готовим ямки для берёз.
Процесс посадки берёз.
Полив берёз.
Дети завязывают на берёзки ленточки с желаниями.
Дети рассказывают стихи про берёзы.
Работа закончена.
Заключение.
Бесланские дошколята сделали новый вклад в озеленение города.
20 марта в школе раннего развития «Золотой ключик» очень ярко и весело, с музыкальным оформлением прошло мероприятие, посвящённое озеленению детского парка.
Очень большую поддержку и помощь в озеленении территории оказали родители детей.
Дети на должном уровне показали свою любовь к природе, каждый из ребят сделал свой вклад в озеленение нашего детского парка. На территории детского парка маленькие садовники высадили берёзы, чем сделали ещё краше любимое место. И в будущем каждый из ребятишек непременно будет ухаживать за каждым из посаженных собственными руками растений.
Дети выполнили творческое задание, заданное накануне посадки берёз. Выучили наизусть стихи про берёзы и сделали рисунки.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
4. Укрепление сотрудничества родителей со школой.
Конец формы
Этой акцией я хотела донести до детей то, что именно они являются будущим нашего города - именно в их силах благоустроить город.
Наши берёзы спустя два месяца.
Мои дорогие ребятишки!
Вы будете расти и взрослеть,
А вместе с вами будут расти ваши саженцы,
Делая еще уютнее и красивее наш город!