Экологический проект «Рябинка»
2 младшая группа (3-4 года)
Успенская Ольга Геннадьевна
Воспитатель
МБОУ «ЦО №38»
г. Тула
Цель проекта
Приобщать детей к природе родного края
Задачи проекта
Образовательные задачи
- Научить различать и называть рябину.
- Показать особенности строения дерева (ствол, ветки, листья, ягоды).
- Дать элементарные представления о связях растений с животным миром и человеком.
- Расширять кругозор детей.
Развивающие задачи
- Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.
- Развивать сенсорные ощущения детей.
- Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Воспитательные задачи
- Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
- Прививать бережное отношение к рябине как к живому объекту.
- Воспитывать желание оберегать и защищать природу.
- Вызывать радостное настроение от красоты природы.
- Формировать эмоциональную отзывчивость.
.
Актуальность проекта
Проект «Рябинка» как средство экологического воспитания и образования младших дошкольников.
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта
Исследовательско-игровой; фронтальный; среднесрочный.
Состав участников
Дети 2 младшей группы .
Проблемный вопрос,
поставленный перед детьми
«Что мы знаем о рябине?»
Предметно-развивающая среда,
способствующая осуществлению проекта
Экологические пространства
на территории детского сада: - экологическая тропа; - площадка природы; - рябиновая аллея; - кормушки для птиц.
Эколого-предметная среда в группе
Уголок природы: плакаты «Рябина», дидактические игры, картинки, иллюстрации, фотографии, природный материал, кукла Экология, игрушечные птицы, кукла Ягодка рябинки, персонаж проекта Снегирь.
Книжный уголок: художественная и энциклопедическая литература, иллюстрации с изображением рябины, картотеки стихов, загадок, примет.
Уголок изодеятельности: силуэты листьев различных деревьев для раскрашивания, трафареты с изображением листьев деревьев, раскраски «Рябина», «Деревья», «Птицы», «Снегири», фотографии, открытки, Театрализованный уголок: маски-шапочки рябины, красные платочки, сарафаны, подбор музыкальных произведений.
Цикл практических дел
Наблюдения
Труд в природе
Чтение художественной литературы
Беседы
Заучивание стихотворений о рябине
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий
Просмотр фото- и видеоматериалов
Дидактические игры
Подвижные игры, физкультминутки
Изобразительная деятельность
Музыкальная деятельность
Этюды, игры-превращения
Наблюдения
Рябина осенью
Спросить у детей с каким деревом они уже познакомились (с березой).
Рассмотреть с детьми новое дерево – рябину. Закрепить понятия: ствол, ветки, листья. Рассмотреть ствол, отметить его цвет, толщину. Отметить строение листа, его цвет: на палочке как будто много маленьких листиков, но это один лист.
Предложить посмотреть на березу и рябину, отметить, что есть у рябины, но нет у березы (ягоды). Рассмотреть их: красные, круглые, гладкие (дать детям погладить ягоды), дать попробовать на вкус (горькие). Прочитать стихотворение И. Токмаковой «Рябина».
Рябинка зимой
Рябина – красивейшее дерево. Рассмотрите внешний вид рябины в зимнем уборе. Дотроньтесь до ее шероховатого ствола, посмотрите вверх – на ветках рябины сохранились ягоды, полюбуйтесь ими. Как называется это дерево? (Рябина.) Что есть у этого дерева, а у других нет? (Ягоды.) А зимой у деревьев нет? (Листьев.) Что деревья зимой делают? (Спят.) Раздать детям ягоды. Плоды у рябины круглые, холодные, горькие на вкус. На красных ягодах лежит снег. Зима припорошив снегом яркие ягоды, делает рябину прекраснейшим растением нашего участка. Очень нарядное растение. Посмотрите какая коричневая кора, с красивой рябью. Погладьте аккуратно ствол рябины. А из свежих ягод отжимают сок, очень полезный при разных болезнях, например, простуде .
Труд в природе
Вместе с детьми обрезание веточек у рябины. Рыхление земли, подсыпание ее к корням дерева. Подгребание листьев к стволу рябины. Подгребание снега к стволу дерева. Объяснение значения этих действий для растений .
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий
Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений
Листопад. Листопад.
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро голый станет сад.
В. Мирович
– Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
И. Токмакова
Белые цветы рябины,
Гроздья красные рябины.
Между тем и этим лето
Пролетит, как миг единый.
В. Берестов
Деревья
Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
К. Назаров
Ягоды рябины
Нанизаны гроздья рябины,
Как бусы на нити ветвей.
Холодною осенью серой
Посмотришь и станет теплей.
Они как ларцы, где богатства
Свои, витамины хранят.
Для птах и зверюшек лекарства,
Для деревца яркий наряд.
Василиса Светлая
Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
– Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
Наливная, спелая рябина, Не грусти, краснея под окном. Ты зимой холодною и длинной Станешь птицам праздничным столом. Н. Васильев
Рябинушка
Ты рябинушка, моя стройная,
Ты красавица, тонкоствольная,
Осень теплая на дворе стоит,
Гроздь рябинушки, как гранат горит.
Ветви тонкие наклонилися,
До земли они опустилися,
Будто ты на ветвях,
Коромысло несешь,
Словно по воду ты,
Как девица плывешь.
На рябинушке ягоды рдеют,
И сорвать их никто не посмеет,
Хоть изящна она и хрупка,
До морозов уж больно горька.
Галина Киселева
Зима заметает дорожки,
Холодной позёмкой шурша.
Горят на рябинке серёжки.
Ах, как она в них хороша!
И даже под снежной косынкой
Огнём своим ярким горят
Серёжки и бусы рябинки –
Из ягод весёлый наряд.
Мороза она не боится,
Косынку под ветром стряхнёт.
И тут же над ветками птицы,
Порхая, ведут хоровод.
Им ягоды эти по вкусу.
А как же наряд? Посмотри –
Как будто красивые бусы,
На ветках сидят снегири.
М. Мишакова
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
Н. Шумов
Октябрь! Осень зрелая
За окнами домов,
Висит рябина спелая,
Красивая, нет слов.
Стоит зелёно-красная,
Вся в утренней росе,
Счастливая и ясная,
Завидуют ей все.
Осенняя красавица,
Не страшен ей мороз,
Стоит, переливается
Пурпуром своих кос.
Автор: Г. Быков
Гроздья рябины - все в шапочках снежных.
Гроздья рябины - все в шапочках снежных -
Свесились с веток легко и прилежно…
Ночью снег падал, с небес осыпался
И на рябиновых гроздьях остался,
Нежно собою укрыл их, украсил…
Алые ягоды в белом прекрасны…
Трогают видом и душу, и сердце…
Ах, красотою такой я согрелся!...
Александр Забродин
Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!
В. Сибирцев
Платье потерялось, а пуговки остались. ( Ягоды рябины.)
Дидактические игры и упражнения
Разрезные картинки. Одна картинка с изображением рябины разрезана на 5-10 частей, а другая служит образцом. Ребенок должен из частей сложить картинку.
Найди ягоды рябины. Воспитатель в группе (или на участке) прячет ягоды рябины(красные шарики). Дети их находят и приносят педагогу.
Дидактические игры и упражнения
Четвертый лишний. Ведущий кладет перед детьми 4 картинки, три из которых относятся к общему понятию. Тот, кто первый определит лишнюю, то есть не подходящую к остальным картинку, получает фишку.
Выложи из мозаики кисть рябины, дерево. Найди лист рябины. Чудесный сундучок. Найди и назови. Что изменилось? Найди в букете такой же листок. Найди пару. Найди листок, как на дереве. Загадайте, мы отгадаем.
Упражнения по ФЭМП. Чего больше – рябинок или птичек? Сделай, чтобы рябинок и птичек стало поровну. Посчитай рябинки. Найди короткую дорожку к рябинке. Что выше – сосна или рябина, береза или рябина? Встань спереди рябины, сзади, слева, справа и т. д.
Подвижные игры
Раз, два, три – к дереву беги. Раз, два, три – к рябине беги. Мы разноцветные листочки, мы летим, летим, летим. Рябинки качаются. Снегири клюют ягодки рябины. Найди свое дерево. Птички на рябинке. Кто быстрее принесет упавший лист рябины. Такой листок, лети ко мне!
Изобразительная деятельность
Рисовани е
Аппликация
Лепка
Заключительный этап (продукт проекта)
Изготовление альбома «Рябинки».
Проект «Рябинка» способствовал получению элементарных представлений о взаимосвязях в мире природы, воспитанию эмоционально положительного, бережного отношения к миру природы, воспитанию эмоциональной отзывчивости на красоту природы.