МБДОУ «Детский сад 101» г. Дзержинск
Экологический проект «Удивительный мир насекомых»
Подготовила: Комиссина О.В.
Дзержинск, 2024
Проект «Удивительный мир насекомых»
Продолжительность проекта: июнь 2024 г.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы, воспитатель.
Тип проекта: познавательно- творческий, групповой.
Актуальность проблемы: Лето — очень хороший сезон для общения детей с природой. Дети наблюдают за насекомыми во время прогулки.
Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. С помощью беседы выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Цель проекта: расширить представления детей о мире насекомых.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
- знать о вреде, которую приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши и др.).
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
ОО «Познавательное развитие»:
Беседы: «Удивительные насекомые;
«Правила поведения в природе»;
«Опасности в природе»;
«Ядовитые грибы и растения».
Цель: Создание условия для закрепление и уточнение у детей основ безопасного поведения в природе.
- Беседа «Польза и вред насекомых»
- Наблюдение за насекомыми
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
- Знакомство со строением насекомых
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.
- Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»: «Разрезные картинки», «Вредный – полезный», «Четвертый – лишний», «Лото», «Где спрятались насекомые?», «Найди отличия».
«Путешествие в мир насекомых»;
«Опасности вокруг нас»;
«Лекарственные растения»;
«Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя».
Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Ситуативная беседа по экологическому воспитанию
- Устные сообщения детей о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
- Игра «Крестики нолики» с камнями, которые разрисовали дети
- Беседы по безопасности: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Насекомые: польза и вред», Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
ОО «Речевое развитие»:
В.Степанова «Стрекоза», В.В. Бианки «Хвосты», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Н. Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- чтение и разучивание стихов о насекомых
- Словесные игры: «Назови ласково», «Один -много», «Закончи предложение», «Какой, какая, или подбери признак», «Игра в слова».
Экологические сказки: «Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка».
ОО «Физическое развитие»:
- подвижные игры «Бабочка», «Мед и пчелы».
- Игра малой подвижности «Мяч бросай - насекомых называй»
- Пальчиковая гимнастика «Жук-портной», «Сороконожки», «Пчела»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
ООД Рисование с использованием аппликации «Мир насекомых».
Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке яркие выразительные образы насекомых.
- Рисование «Божья коровка».
- Лепка «Насекомые».
- Прослушивание и узнавание музыкальных произведений Н.Римский-Корсаков «Полет Шмеля», Р. Шуман «Бабочки».
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2005.
2. Артемова Л.В.. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6–8 лет– 48 с.: ил. – Обл. М.: Просвещение2015.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.Л., Щетинина В.В. Неизвестное рядом. – М.: Издательство «Сфера», 2010.
6. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7лет. – М.: ОНИКС, 2007.
7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981.