СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический урок"Раздельный сбор мусора,утилизация бытовой техники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический урок в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Экологический урок"Раздельный сбор мусора,утилизация бытовой техники"»

Экологический урок «Раздельный сбор мусора, утилизация бытовой техники»

Актуальность проблемы: доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящие время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.

Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса у изучению экологии.

Задачи: познакомится с классификацией отходов и способами избавления от них; сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; научится работать в группе по созданию проекта.

Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направленна на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.



Учитель. Сегодня нам в школу принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий)

На фотографиях мы видим огромное количество бытовой техники.

Как она оказалась под открытым небом?

Нам предстоит разобраться со многими сложными вопросами на уроке.

Что делать с мусором – «вечная тема»…

В настоящие время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов разбитых автомобилей. Если весь накапливающий за год мусор не уничтожать, не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Можно называть несколько причин увеличения количества мусора:

-рост производства товаров массового потребления одноразового использования

- увеличение количества упаковки;

-повышение уровня жизни, позволяющее пригородные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно, сколько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО примерно одинаковый, его главные составляющие

– бумага,

-стекло,

-органические остатки (пищевые и садовые отходы),

-пластмассы,

- ткани,

-металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор

-старая мебель,

-вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

В целом переработка каждого вида отходов не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Пищевые отходы можно перерабатывать и производить удобрения для полей; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России.

Социальный видео ролик "Сохраним чистоту нашего дома"


Есть три основные варианта обращения с ТБО.

    1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные загрязненные воды, а в атмосферу попадает метан, ядовитый газ.

    2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, большое количество образующейся золы приходится тоже захоранивать.

    3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с мусором, при котором не увеличивается их объем и снижается расход новых материалов.


 Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в городах нашей страны. Вы наверное тоже видели контейнеры для раздельного сбора отходов со специальными наклейками для сбора пластика, бумаги, стекла и металла. Вступить в ряды защитников окружающей среды очень просто. Для этого нужно знать, как сортировать и куда девать отсортированный мусор и бытовые отходы. Допустим, желтый контейнер предназначен для пластика. В него смело можно бросать пластиковые бутылки без крышек, стаканы, канистры и тарелки, баночки и тюбики от косметических средств. Синий мусорный контейнер – бумажный. В него можно выбросить собранную макулатуру, кроме использованных обоев, скотча, фотобумаги и полиэтилена. Зеленый контейнер можно использовать для выброса остального мусора, включая предметы личной гигиены, пищевые отходы и многое другое.

Существует два основных способа грамотного обращения с отходами:

(кто нам может рассказать об этом?)

1 ученик:1 способ- ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Это очень важный способ, который многие из нас часто используют, даже не задумываясь об этом. В саду люди часто используют для украшения своих участков кусочки ткани, пластиковые бутылки, баночки, даже отработанные шины автомобилей и другие ненужные вещи. Это значит, что не нужно покупать новые материалы и тратить деньги, а кроме того, тратить сырье и энергию, необходимые для их изготовления. Из предметов, которые могли оказаться в мусорном ведре, можно сделать настоящее произведение искусства!

2 способ- ПЕРЕРАБОТКА (УТИЛИЗАЦИЯ). Если вещь нам уже не нужна даже для повторного использования, то из нее можно сделать новую вещь. Вторичное сырье - это материалы и изделия, которые после первоначального полного использования (износа) могут применяться повторно в производстве как новый материал. Основные виды вторичного сырья – макулатура (бумага, картон), металлолом, стекло, текстильные отходы, полимерные материалы и т.д. Бумагу и пластик, стекло и металл можно перерабатывать много раз, то есть постоянно делать из старых вещей новые, тогда не придется рубить все больше деревьев, добывать дополнительно нефть и руду. То есть мы будем сохранять чистоту и природные богатства нашего окружающего мира, а также энергию и воду.

3 ученик:А об утилизации старой бытовой техники-разговор особый! Непереработанные отходы старой техники наносят непоправимый вред окружающей среде. Даже не содержащую опасных веществ электронику желательно отправить на переработку. Пластик, из которого сделаны корпуса пылесосов, холодильников и чайников, разлагается в природе около 50 лет. Стальная подошва утюгов, металлические нагревательные спирали сохраняют форму несколько веков.

Это опасно для окружающей среды!

Металл – вещества, вызванные процессом окисления и распада также плохо влияют на почву и живые организмы.

Электроника – схемы создаются из низкокачественных сплавов пластика и разнообразных отходных материалов, в процессе распада выбрасывают в почву огромное количество ядовитых веществ, список которых составляет практически всю таблицу Менделеева.

Пластик и полиэтилен – имеют большой период распада, обычный пакетик разлагается в течение 1-2 лет, пластиковая тара для пищевых продуктов – 15–20 лет, более крупные пластиковые предметы практически не разлагаются.

Проводка – состоит в основном из резины, пластика и металлов, совместный распад которых, помимо выделения из основного ряда, способствует появлению комбинированных ядовитых веществ.

Резина – еще один продукт, созданный из отходных материалов, который практически не разлагается, но вдобавок загрязняет почву и воздух.

Учитель: Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш город был чистым? (предложения детей).  Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы все берегли нашу планету. Объясните дома мамам и папам, зачем нужно сортировать мусор, чтобы сделать из него новые вещи, полезные людям.

В России раздельный сбор отходов и профессиональная утилизация старой техники пока не получили должного распространения. Например, в Японии за тем, чтобы все было рассортировано правильно, следят рабочие, обслуживающие мусоровоз. Машина по сбору мусора, в том числе бытовой техники, приезжает в определенные дни. В России пока нет подобной системы,но в нашей школе по инициативе …….на прошлой неделе проводилась замечательная акция,в которой мы с удовольствием приняли участие.Это третья по счету экологическая акция,проходящая в нашем классе!

Литература.

  1. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружаюшая среда: учебное пособие/ Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина. _ М.: Новая школа, 1997.

  2. Мансурова С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум/ С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. – М.: Владос, 2001г.

  3. Миркин Б.М. Город без отходов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова// Биология в школе. – 2005. - № 3

  4. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/В.А. Самкова// Биология в школе. – 2000.- № 5,7.