СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание»

  1. Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Экологическое воспитание состоит из совокупности нравственного и эстетического воспитания, которые делают акцент на осторожном взаимоотношении с природой, на любви к ней и эстетическом отношении к ней. С помощью трудовой деятельности дети знакомятся с природоохранной работой.

Цель экологического воспитания – формирование целостности экологических знаний, мышления, воли, экологической культуры. Реализация этой системы осуществляется в рамках таких дисциплин, как биология, география, физика, химия. Биология и география изображают картину экологического состояния современной флоры и фауны.

Большое влияние на формирование экологического мировоззрения у учащихся оказывают также и предметы гуманитарного и эстетического цикла: история, обществоведение, основы государства и права. Эти предметы говорят о недостатках природоохранительной работы, способах регуляции отношений в природе. Литература, изобразительное искусство, музыка выявляют эстетическую красоту природы.

Огромную роль в развитии экологического сознания играет труд природоохранного характера, представленный работами по насаждению защитных полос, садов, в охотничьих хозяйствах, на зверофермах.

Основными критериями экологической воспитанности являются осознание учениками проблем экологии, развитие активной природоохранной деятельности и эстетического чувства к природе.

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».

Под эстетическим воспитанием в широком смысле понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

     Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально – психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю.

      Эстетическое воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение. Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

 «Конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).

    Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства. Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Насколько естественной и истинной является потребность человека в красоте, настолько же естественна и истинна его потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности дошкольника, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте ребенок часто интуитивно тянется и к добру; с первых лет жизни он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Эстетическое образование, приобщение дошкольников к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это воздействие достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и его оборудованием.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

-эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

-художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве знаний, ценностных ориентации, вкусов;

-эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

-воспитание творческих потребностей и способностей.

Школьникам доступны все виды художественной деятельности: составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.


  1. Понятие «литература» имеет два значения. Прежде всего это один из видов искусства, в котором носителем образности является слово. Литературой называют также любые произведения человеческой мысли, воплощенные в писменому слове и имеют общественное значение.

Слово «литература» латинского происхождения и означает «буква». Чтобы из всей массы литературной продукции выделить произведения, имевшие художественную ценность, начали употреблять термин «художественная литература» (эстетично стоимостная литература). Само понятие «художественная литература» появилось в XX веке. В прежние времена для обозначения произведений, которые имели художественную ценность, а не были простым средством общения или передачи мыслей, часто пользовались понятием «поэзия», хотя они и не имели стихотворной формы. С распространением художественной прозы литературные произведения (как поэтические, так и прозаические) называют «красной» или артистической литературой.

Сегодня словесные произведения, имеющие художественную ценность, преимущественно называют художественной литературой (этот термин имеет также значение оценки уровня мастерства, совершенства). Иногда художественную литературу называют собственно литературой. Понятием «литература» пользуются чаще для обозначения прозы, поскольку в отдельных случаях отнесение того или иного прозаического произведения к художественному бывает проблематичным (например, сюда относятся отдельные жанры документальной литературы, эпистолярная литература и т. п.). Исследователи используют также и срок беллетристика (фр. belles lettres), что означает красное писательство (в широком смысле - произведения художественной литературы в целом; в узком - художественная проза).

Художественная литература, кроме разделения на поэзию и прозу, делится на так называемые роды, к которым относятся три основные - эпос, лирика, драма, - и смежные родо-жанровые образования (лиро-эпос, эпическая драма, мемуары, художественная биография и т.д.).

Виды искусства условно разделяют на три типа. К первому относятся так называемые пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и архитектуру. Название пространственных они получили потому, что предметы, которые изображаются ними, мы воспринимаем в их пространственно-статическом виде, т.е. как размещены в незыблемом пространстве, словно замершие в нем.

Второй тип - это временные искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и литература. Временными они называются потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, подают свой предмет в движении, в динамичном его развитии, что происходит в течение определенного времени.

Третий тип - это так называемое синтетическое искусство, которое сочетает элементы как пространственных, так и временных искусств. Форма изображения в театре и кино реализуется как в пространстве, так и во времени. Отдельные элементы синтеза с пространственной формой изображения характерны, в свою очередь, и для некоторых видов часового искусства, в частности танца и пантомимы. Например, пантомімічна спектакль может принимать формы как статического, так и динамического изображения. Виды искусства отличаются не только способом отображения жизни, но и тем материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для художественного воспроизведения. За такими «материальными» признаками мы определяем литературу как искусство слова, в сравнении, например, со скульптурой - искусством камня, живописью - искусством краски, танком - искусство ритмических движений тела, пантомимой - искусством жестов и мимики, музыкой - искусством звуков и т.д. Каждый из видов искусства имеет преимущества перед другими в отношении возможности наиболее полного охвата различных сторон изображаемого предмета. Общее преимущество материала, которым пользуется, например, группа пространственных искусств, заключается в возможности непосредственного, зримого воспроизведение предмета своего изображения.

Термин «художественный образ» используется в искусствоведении в двух значениях. Художественным образом прежде всего называют специфическую форму отражения и познания действительности в искусстве, в отличие от тех форм изображения, которыми пользуются в науке и в повседневно-практической сфере человеческой жизнедеятельности. Художественный образ в узком смысле - это специфическая форма бытия художественного произведения в целом и составляющих его элементов в частности. Общепринятым в современном литературоведении является определение художественного образа, которое дал в свое время российский литературовед Л. Тимофеев: «Образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».

В основе художественного образа как специфической формы отражения действительности лежит первичный или так называемый чувственный образ. Чувственный образ в художественном произведении - это то, что в нем непосредственно, конкретно отражено со всеми подробностями - совокупностью тех индивидуальных предметных признаков (нахождения в пространстве и времени, форма, величина, цвет, способ действия и т. п.), которые очерчивают его в нашем сознании.

Конкретно-чувственная основа, с одной стороны, отличает художественный образ от такой формы отражения, как схема, в которой отражена жизнь теряет свои живые черты и схематизується, с другой стороны, роднит его с той обычной формой отражения действительности, которой мы пользуемся в быту, в нашем повседневном общении. Высказывая какие-то мысли, мы зачастую не абстрагируемся от их конкретно-чувственного содержания, а держим в памяти и стараемся выложить его в виде живого представления. От обыденных форм представления и воспроизведения действительности художественный образ отличается своей эмоциональностью и обобщенностью своего содержания. Художественный образ - это не копия действительности, не вузькофактографічне, натуралистическое ее воспроизведения, которое имеет место, скажем, в газетных репортажах или произведениях документального характера. В искусстве чувственный образ ценен не тем, что он прямо и максимально полно отражает действительность, а тем, в какой мере он способен олицетворять общий, а не конкретно-фактологический - содержание. 

Подобно художественного образа понятие отличается от обыденных представлений степени обобщенности своего идейного содержания. Однако в отличие от художественного образа, в котором предмет отображение воспроизводится чувственно, понятие, отражая предмет, абстрагируется, то есть отходит от его единичного, конкретно-чувственной формы. Если в художественном образе общее, то есть совокупность тех существенных отличительных черт, характеризующих определенный класс объектов, подается в форме индивидуального, конкретно-чувственного, - в форме самой жизни, то в понятии общее предстает в форме мысли, а точнее в форме ряда логически взаимосвязанных мыслей о существенные и отличительные признаки отображаемого предмета. Например, в энциклопедиях подаются примерно такие объяснения явления грозы, то есть понятие: «Гроза - это явление в атмосфере, когда в облаках или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. При грозе бывают сильные ливни, иногда с градом, сильные ветры». Тут описываются основные признаки грозы и объясняются ее причины. Эти признаки в равной степени определяют десятки и сотни гроз, поскольку в них выражена сущность явления. Но мы не чувствуем здесь особенностей именно этой грозы. Мы не видим формы и цвета облаков, полыхания молний, не видим леса и поля во время дождя, не слышим грома, не чувствуем, как воспринимает грозу человек. Здесь нет живой картины, нет конкретной грозы, нет ее индивидуальных, конкретно-чувственных особенностей. Но ученый и не ставил перед собой такой цели. Наблюдая разные грозы, он выявляет их общие черты и формулирует понятие грозы, сознательно отходя от индивидуальных, конкретно-чувственных форм этого явления природы. Совсем по-другому подходит к отображению грозы художник. Представим это на примере описания картины грозы в новелле С. Васильченко «Дождь».

«...Где-то далеко, за темной полосой леса, отозвался гром. Легко и радостно вздохнул хуторской парк с вековыми дубами, тихо зазвенели маленькие стекла в низенькой хате-землянке, что притулилась одинокая до барского парка. Пошла волна, аж засвистела, по полях засохшего ржи. Что-то надвигало грозное. Потемнело, завітрило, закрутила пыль. Громыхнуло ближе, словно кто свалил на помост древесину, загрохало и покотилось в небе.

Ветер приутих. Между письмом зашелестів густой, ровный дождь. А на небе завязалась гуркотнява: бросало колоддям, ломала, крушила и эхом раскатывался гук над облаками по широких небесных просторах.

Тихо шумела трава под брызгами, взахлеб глотала воду сухая земля, пирскало и плюскотіло ветви на дереве.

Вип'яли ланы против облаков широкие грудь и онемели: сыпьте, облака, давайте, до живого промочіть мое страстное сердце...

Облако сеяла и сеяла, - щедро, не жалея».

Художественный образ отличается от понятия не только формой выражения идеи отображаемого предмета, но и ее содержанием.

  1. Современная экологическая ситуация носит глобальный характер и затрагивает всё человечество, так как в обществе наблюдается тотальная экологическая безответственность.

В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики» (Концепция среднего общеобразовательного образования).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС начальной общей школы.

Экологическое образование является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся, так как всецело направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде.

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. А младший школьный возраст - это период когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику.

Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств».

Цель экологического образования: вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы. А также формирование и развитие способности понимать и оценивать конкретные действия и ситуации.

Существует два способа познания мира: научный и художественный. Художественный способ - это переживание содержания, сопереживание персонажу.

Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. Л.С. Выготский определял чтение художественной литературы как «отсроченное поведение». Действительно, читая произведение, ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.

Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. Произведения этих авторов формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, глубоко воздействуют на чувства детей.

Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В произведениях Е.Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина авторы служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать.

К. Паустовский своими поэтическими произведениями внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.

Стихотворения С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению к окружающей нас природе.

Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развивают умение наблюдать, внимание ребёнка. Также развивается эмоциональная сторона личности: сострадание , сопереживание представителям растительного и животного мира.

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Огромную роль играет экологическое воспитание, которое формирует нравственно – экологическую позицию взаимодействия личности с окружающей средой. А чтение художественной литературы о природе – одно из условий, при выполнении, которого экологическое воспитание обеспечивает эффективное развитие экологической культуры личности.