СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции»»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 комбинированного вида


















План самообразования

воспитателя высшей категории

Тюкаловой Ирины Геннадьевны

2020 – 2022 учебный год


на тему:


«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции»














г. Шахунья

2020 г.

 

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.

Стремление наблюдать, прогнозировать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.


Актуальность.

 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Я ориентируюсь на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Участники: дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Создание предметно – развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.



Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.




Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.

  2. Пополнение предметно-развивающей среды для объекта «Наша метеостанция».

  3. Развивать у ребенка интерес к исследовательской деятельности «Метеоплощадка – что это?»

  4. Разработка перспективного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке.

  5. Разработка картотеки дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции.

  6. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.



Ожидаемые результаты:


У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:

  • Умение анализировать научно-методическую литературу;

  • Умение применять полученные знания на практике;

  • Умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.












Реализация плана саморазвития на 2020 – 2022 г.




Этапы

Содержание работы

Сроки

1

Подготовительно-

1.

Составление перспективного и

На усмотрение

этап.

проектировочный

календарного планирования

педагога



2.

Подбор учебно-дидактического,




художественного и демонстрационного




материала




3.

Подбор оборудования для




метеонаблюдений и материалов для




изготовления метеоприборов детьми


2

Собственно-

1.

В соответствии с определенным

Календарный год

этап.

исследовательский,

временем года реализация

(может быть 1


практический

перспективного планирования

или 2 года в



посредством: ООД, бесед с детьми,

зависимости от



творческого конструирования,

интереса



наблюдений, опытов и экспериментов в

участников



группе и на метеоплощадке, ведение

дневника наблюдений, чтения

художественной и научно-

публицистической литературы.

2. Совместные с родителями конкурсы,

проекты, досуги и экскурсии

















3

этап.


1.Презентация метеоплощадки

«Юные метеорологи»

2. Сборник «Народная мудрость» -

подборка загадок, пословиц, примет и

народных традиций.

3. Энциклопедия «Природа и погода»

4. Создание картотеки опытов и

Экспериментов.



Обобщающе-

результативный

В зависимости от

начала

реализации

проекта (важно –

по прошествии

всех 4 времен

года)


Проработанная литература:


  1. М.П. Костюченко, Н.Р Камалова. ФГОС ДО « Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», 2012г.



  1. Т.М. Бондоренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2002г.



  1. Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», 2015г.

«

  1. Н.В. Нищева « Организация опытно - экспериментальной работы в доу выпуск 1» Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2013 г.

  2. Н.В. Нищева «Организация опытно - экспериментальной работы в доу выпуск 2» Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2013 г. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».

  3. Нищева Н.В. «комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет).