Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида
План самообразования
воспитателя высшей категории
Тюкаловой Ирины Геннадьевны
2020 – 2022 учебный год
на тему:
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции»
г. Шахунья
2020 г.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.
Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.
Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.
Стремление наблюдать, прогнозировать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Актуальность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.
Я ориентируюсь на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Участники: дети, родители, педагоги ДОУ.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Создание предметно – развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.
Задачи:
Изучить методическую литературу по данной теме.
Пополнение предметно-развивающей среды для объекта «Наша метеостанция».
Развивать у ребенка интерес к исследовательской деятельности «Метеоплощадка – что это?»
Разработка перспективного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке.
Разработка картотеки дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции.
Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:
Умение анализировать научно-методическую литературу;
Умение применять полученные знания на практике;
Умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.
Реализация плана саморазвития на 2020 – 2022 г.
| Этапы | Содержание работы | Сроки |
1 | Подготовительно- | 1. | Составление перспективного и | На усмотрение |
этап. | проектировочный | календарного планирования | педагога |
| | 2. | Подбор учебно-дидактического, | |
| | художественного и демонстрационного | |
| | материала | |
| | 3. | Подбор оборудования для | |
| | метеонаблюдений и материалов для | |
| | изготовления метеоприборов детьми | |
2 | Собственно- | 1. | В соответствии с определенным | Календарный год |
этап. | исследовательский, | временем года реализация | (может быть 1 |
| практический | перспективного планирования | или 2 года в |
| | посредством: ООД, бесед с детьми, | зависимости от |
| | творческого конструирования, | интереса |
| | наблюдений, опытов и экспериментов в | участников |
| | группе и на метеоплощадке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно- публицистической литературы. 2. Совместные с родителями конкурсы, проекты, досуги и экскурсии | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3 этап. | | 1.Презентация метеоплощадки «Юные метеорологи» 2. Сборник «Народная мудрость» - подборка загадок, пословиц, примет и народных традиций. 3. Энциклопедия «Природа и погода» 4. Создание картотеки опытов и Экспериментов. | |
Обобщающе- результативный | В зависимости от начала реализации проекта (важно – по прошествии всех 4 времен года) |
Проработанная литература:
М.П. Костюченко, Н.Р Камалова. ФГОС ДО « Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», 2012г.
Т.М. Бондоренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2002г.
Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», 2015г.
«
Н.В. Нищева « Организация опытно - экспериментальной работы в доу выпуск 1» Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2013 г.
Н.В. Нищева «Организация опытно - экспериментальной работы в доу выпуск 2» Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2013 г. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
Нищева Н.В. «комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет).