Фролова Галина Борисовна
учитель начальных классов МОУ СОШ №12
г. Балашова Саратовской области
« Экологическое воспитание и образование младших школьников в работе учителя начальных классов по УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАXXI века»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа и каждого члена общества.
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. Экологическое воспитание следует формировать у детей с самых ранних лет, т. к. умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность жизни человека. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить
реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования.
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, а воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителям начальных классов следует использовать различные формы работы в этом направлении.
Один из видов работ – экскурсии на природу. К сожалению, бывает, что дети приходят в школу с очень ограниченными и потребительскими представлениями о природе. Поэтому учителю предстоит длительный и нелёгкий путь к сердцу ребёнка, чтобы они открыли для себя удивительный и разнообразный мир природы.
Программные экскурсии по окружающему миру дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике. При этом важно отметить, что работа охватывает всех учащихся.
Беседа перед экскурсией, вопросы учителя, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжается и на уроках технологии, ИЗО, когда ребёнок лепит и рисует, то что увидел во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.
Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В нашей школе нет пришкольного участка, где ребёнок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу моим ученикам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.
Как известно, большинство комнатных растений – привезены из разных областей земного шара, где разные климатические и почвенные условия. Ребёнок, который старается создать приближённые условия жизни для комнатных растений, одновременно с этим знакомится на практике с экологическими факторами среды обитания растений. Чтобы эта работа заинтересовала и принесла желаемые плоды, учителю следует обладать определённым запасом знаний.
Но только лишь экологического воспитания на уроках в школе недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, мною уделяется большое внимание и разъяснительной работе с родителями. На родительских собраниях рекомендую совместное чтение и обсуждение книг о природе В. Бианки, М.Пришвина и др.
На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Природа помогает нам жить, она радует нас, поэтому её надо беречь» и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. И поэтому выезжая на природу , напоминаю о правилах поведения в местах отдыха . Советую родителям бывая в лесу, в выходные дни, на реке или водоёме проводить наблюдения за окружающей природой и проводить сбор природного материала.
Проводя работу по экологическому воспитанию, стараюсь расширять содержание программного материала, для того чтобы дети входили в природу не просто созерцателями и потребителями, а бережливыми хозяевами родной земли.
Реализация идеи экологического образования осуществляется также и во внеклассной работе. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по окружающему мира очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.
Группа детей из моего класса повела исследовательскую работу «Польза и вред пластиковых бутылок» и выступили на конференции «Я исследователь».
Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники . В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады .
Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по окружающему миру занимают натуралистические кампании: « В гостях у ёлочки», «Сохраним первоцветы», «Птицеград» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней. Начните с себя!
Литература:
1. Алексеев, С.В. Идея целостности в системеэкологического образования младших школь_ников / С.В. Алексеев, Л.В.Симонова // На_чальная школа плюс До и После – 1999. – № 1.
2. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
3. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
4. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998 №6.
5. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 1998, №2.