СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления работы экологическое воспитание школьников связанны с урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Вадская средняя общеобразовательная школа»















Экологическое воспитание

младших школьников











Валова Наталья Михайловна

учитель начальных классов

1 квалификационной категори









с.Вад.

2019





Экологическое воспитание младших школьников.     

  “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,      

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

                                   чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

         В.А.Сухомлинский



В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Можно выделить несколько направлений работы.

Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как дидактические игры («Интеллектуальный лабиринт», «Умники и умницы» и др. )

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера.

Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Моя красная книга», «Мое любимое животное», и др.).

К познавательно-развлекательному направлению можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, викторины и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать экологические сказки («Лесная сказка» Д .Мамин-Сибиряк, «Серая Шапочка») Например: театрализованное внеклассное мероприятие «Серая Шапочка». В сказке говорится о загрязнении окружающей среды, об уничтожении редких видов растений, о правилах поведения на природе. Детям было очень интересно участвовать в этом мероприятии: готовиться к нему, шить костюмы, готовить декорации. Данная форма проведения мероприятия способствовала более успешному усвоению материала на экологическую тему. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. («Кто в лесу живет?», «Хочу все знать», «Что растет в лесу? Что растет на лугу?», «Счастливый случай», «Умники и умницы» и т.д.).

В практическое направление работы по экологическому воспитанию проводим такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов, подкормка птиц и другие подобные мероприятия.

В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Птичья столовая», «Моя клумба» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной – озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за клумбами, экологические десанты по уборке территории, осенью – это снова приведение клумб в порядок.

И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки. Целевое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.

С первого класса дети с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты помогают выполнять учитель и родители. В процессе работы над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся самостоятельно делать выводы. С первого класса ученики защищают свои проекты на уроках и на классных часах.

Следует сказать, что внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-то совместно создавать (например, поделки из природного материала, озеленять свой класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе родителей (проект «Моя кормушка»). Некоторые коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже вызывает у детей немаловажный интерес. И, конечно же, искренний интерес детей к природной среде побуждает их активно защищать её, улучшать, облагораживать.

При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера: человек как ценность всего смысла познания, универсальные ценности природы, понимание жизни как высшей ценности, ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.

На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что экологическое воспитание у ребёнка нельзя формировать эпизодически. Оно формируется на протяжении всего обучения в школе через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.





Список использованной литературы.

  • Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

  • Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

  • Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

  • Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ М. «Просвещение» 2011

  • http://festival.1september.ru/articles/213264/