СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологическое воспитание младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе  обосновывается  роль живой    природы  в  развитии  личности  младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание младших школьников"»

ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»



МБОУ СОШ №42 им.Х.Мамсурова





«Экологическое воспитание младших школьников»

(из опыта работы учителя начальных классов

Зангиевой Залины Николаевны)

















Зангиева Залина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №42 им.Х.Мамсурова









Владикавказ

2019











Содержание 

 

Представление – характеристика

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы) 

Заключение

Экологические

Литература

 







































Представление – характеристика


Зангиева Залина Николаевна работает учителем начальных классов в МБОУ СОШ № 42 30 лет.Закончила  СОГПИ факультет начальных классов, специальность «Педагогика и методика начального обучения». 

Залина Николаевна осуществляет постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся. Это опытный педагог, наделенный высокими душевными качествами, скромностью, работающий с неиссякаемым увлечением и самоотдачей. Ее отличает ответственное отношение к своим обязанностям, неустанный творческий поиск. 

Учительница работает над проблемой экологического воспитания младших школьников, которое она осуществляет на уроках и во внеклассной работе.  Тема экологического воспитания была и есть актуальна во все времена. Духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы, науки от культуры. В погоне за ценностями, богатствами и роскошью человек нарушает законы природы. Поэтому необходимо формирование человека с новой культурой. 

Воплощая идею в жизнь, перед учителем встали следующие задачи: 

  • воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;

  • раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;

  • формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;

  • содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;

  • прививать навыки исследовательской работы.

В своей работе педагог использует новые, передовые технологии Ею проводятся экологически и природоведческие викторины, конкурсы знатоков тайн природы, экскурсии, предусматривающие развитие внутреннего мира ребенка, сезонные праздники. Подобная организация работы является эффективной формой для достижения цели экологического воспитания – формирования ответственного отношения к природе. Воспитанники Залины Николаевны  участвуют в выставках рисунков, экологических плакатов, таких как «Береги природу – наш общий дом», «Мой край», а зимой участвуют в акции «Покормите птиц зимой». Проходят классные часы по формированию навыков санитарно-гигиенической культуры: «Как ты сидишь», «Твой режим дня», «Носовой платок», «Здоровый сон».  

.Во внеклассной работе экологического характера старается придать краеведческую направленность, которая позволяет установить связь школы с жизнью, формировать и развивать у учащихся приемы работы исследовательского характера, творческую инициативу, самостоятельность, подготовку с общественно-полезному труду. 

Родители учащихся – активные помощники классного руководителя. Вместе с детьми мастерят кормушки, подкармливают птиц,ходят с детьми на экскурсии.На родительских собраниях обсуждают вопросы экологического воспитании в семье, о здоровье детей, о здоровом образе жизни. 

Учеников Ирины Александровны отличает высокий уровень воспитанности. Они приветливы, вежливы, доброжелательны, подтянуты, дружны, добры по отношению друг к другу и окружающим. Своими методическими находками учительница делится с коллегами, выступает на педсоветах, дает открытые уроки.

Каждый день работать лучше, чем вчера, - девиз педагога.





«Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -  услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А.Сухомлинский


Еще вчера самым страшным словом считалось слово “война”, сегодня – “экологическая катастрофа”.Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой.Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии. Люди наделены разумом, и чем изощреннее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Потерю экологической грамотности необходимо восполнить. Эту работу следует начинать с самого раннего возраста, когда закладываются основы личной культуры человека на долгие годы. Следовательно, невозможно переоценить значение экологического образования в начальной школе, а изучение этой темы считаю всегда современной, интересной, значимой для всех учителей, включая меня.

Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры младшего школьника, ведущей целью моей работы является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;

  • раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;

  • формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;

  • содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;

  • прививать навыки исследовательской работы.

. Мой опыт показывает, что дети младшего школьного возраста без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников я понимаю,прежде всего ,воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста,- одна из главных задач курса окружающего мира в начальных классах.

На протяжении ряда лет работаю по УМК «Школа XXIвека ». Программа Н.Р. Виноградовой «Окружающий мир» направлена на формирование социального опыта школьника, осознание связей в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Преимущество программы заключается в том, что устанавливается более тесная связь между познанием природы и социальной жизни. На этих уроках у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. Тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и об охране этих богатств.На уроках мы раскрываем взаимосвязи в природе, говорим о влиянии человека на природу и о последствиях этого влияния. Многие природоведческие связи рассматриваю на примерах своей местности. В частности, «Луг – природное сообщество, «Разнообразие обитателей поля», «Поверхность нашего края » и др.В содержании программы обеспечивается более четкая преемственность изучения окружающего мира между начальной и средней школой. Однако доля непосредственно экологических понятий весьма незначительна, хотя и в ней достаточное место отведено экскурсиям в природу..

Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе.«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из нихНа уроках математики решаем задачи экологического содержания. Это способствует тому, что изучение данного предмета становится более занимательным, а значит и более результативным. Если решаем задачу про пчёл, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про пчёл. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи предлагаются для активизации внимания учеников. Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о берёзке и другие. Часто включаю в уроки предложения о временах года с заданиями, комментированное письмо. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что особенно трогает их сердца. И, естественно, что у каждого что- то своё, особенное. Многие заканчивают так: «Мне радостно, когда светит яркое солнце». «Мне бывает обидно, когда весь день идёт дождь». «Мне грустно, когда нет солнышка и на улице холодно». На уроках литературного чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.Воспитывая экологическую культуру, мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Часто дети сами делают выводы, как человек может помочь природе или наоборот, навредить.

Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Декады природоведения и Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»,конкурсы «Знатоков природы», КВНы, классные часы,тематику которых подбираю в зависимости от возраста учащихся, посвящаю знакомству с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. Также изучаем свойгород, совершаем заочные путешествия по заповедным уголкам России,игры - путешествия по станциям:

«Творческая»

«Ботаническая»

«Угадай-ка»

«Экологическая»

«Исследовательская».

В конце Экологической Недели проводится праздник в виде игры - путешествия, информационной игры, конференции.

Многие виды деятельности позволяют организовать работу в группах и парах, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствующего успехам каждого ученика, стимулирует развитие межличностных отношений, позволяет детям теснее контактировать друг с другом.

Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологическая игра носит комплексный характер. Она требует от участников не только знаний по основам природоведения и окружающего мира, но и умения ориентироваться в разнообразном мире лекарственных и ядовитых растений, оказывать первую медицинскую помощь и действовать по сигналам тревоги.

Изучая природу и наблюдая за ней, воспитанники восхищаются и удивляются ею. А то, что удивляет, то и запоминается, надолго остается в памяти ребенка.

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

  • повышение уровня информированности;

  • повышение интереса к природе родного края;

  • потребность выразить свой интерес в творческих работах;

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;

  • ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.


Основы экологической культуры закладываются в начальной школе.Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам,осознают ли они её как ценность. Созревание у детей серьёзного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Финальным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Дальнейшее развитие,заложенные экологические знания в начальном звене, получают в средней и старшей школе. И я с уверенностью могу сказать, что будущее станет таким, каким будет Человек. Завтрашний день всецело зависит от того, какие основы мы заложили в сознание детей. От этих основ зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества. Хочется надеяться, что став взрослыми гражданами, ребята сберегут хрупкую природу родного края, самого красивого для них уголка России.



Приложение 1




I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ,ЗАГАДКИ


1.ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

Расшифруй кроссворд, назови известные тебе овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. (ПРОПОЛКА). Команды получают лист с рисунками-подсказками.


2.Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:

Любитель зимнего плавания. (Морж.)

Промежуточная опора моста. (Бык.)

Пешеходный переход. (Зебра.)

Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)

Автобусный безбилетник. (Заяц.)

Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)

Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)

Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)

Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)

Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)

Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)

Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)

Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)

Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)

Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)


3.ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ

У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)

У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)

У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)

У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)

У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)

У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)

У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)

У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)

У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)

У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)


ЗАГАДКИ


1. Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

И на микробов управа. (Лук)


2. Он похож на огурец

И такой же молодец!

Греет солнцем свой бочок

Сочный, вкусный... (Кабачок)


3. В огороде вырастаю

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Помидор)


4. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

Не одну нашли, а десять!

Как ее название дети? (Картофель)


6. Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска)


7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,

А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)


8. С королевой овощей

Подружитесь поскорей!

На столе не будет пусто,

Если вырастишь... (Капуста)


9. В огороде перед нами

Куст усыпан колпачками.

Если красный, пламя прячет –

Тот, кто съест его, заплачет.

Если сочным славен тельцем,

То зовется сладким... (Перец)


10. Ты кругла, вкусна, красива!

Ты сочна, ну просто диво!

Борщ, свекольник, винегрет...

Без тебя уж не обед!

Цвет у блюд совсем не блеклый.

И зовем тебя мы... (Свекла)



РЕБУСЫ

















Приложение 2


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ «МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ».
























Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что. красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми», ТЦ «Учитель», 2004г.

Миркин Б.М. «Экология России», М., 1996г.

Подгорная С.Н. «Тематические недели в начальной школе», М., 2004г.

С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»О. М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания », журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.

В.В. Васильева «Занимательное азбуковедение»

А. Гагарин, С. Новиков «Человек- листочек»

Н. И. Грюцева «Познавательные задания на применение природоведческих знаний», журнал «Начальная школа» № 5, 1991 г.

С. К. Зайцева «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г.

Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах», М., 2002г.

Петросова Р.А. «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе».