СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества    

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках иностранного языка»

МОУ ИРМО «Большереченская СОШ»









«Экологическое образование

на уроках иностранного языка»





Учитель английского языка

Попова Марина Петровна









Большая Речка

Октябрь 2022г.

Человек в общении с природой с первых лет жизни. Любовь к природе – могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Французский писатель А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: “Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей; исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе …” Красота природы побуждала писателя к творчеству, будила высокие помыслы. Он рассказывал, как мальчиком был близок к совершенному счастью при одном взгляде на красивый пейзаж. Сегодня мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду. Что же для этого нужно сделать?

Воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние. Проблемный Совет по экологическому образования Российской академии образования предложил концепцию общего среднего экологического образования и воспитания школьников. Основной мыслью которой является формирование у всех выпускников экологической грамотности. В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества Таким образом, в содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определённая информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определённого положительного отношения к этой действительности.

В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

Слайд № 3 Например, в начальной школе - темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Погода», «Мой дом», «Животные» напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. Учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием. Слайд №4 Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения. По статистике, Россия удерживает 2-е место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей семье живут питомцы. В рамках проекта Домашний зоопарк ребята собрали информацию о том, какие животные чаще всего становятся домашними питомцами. Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.

Слайд №5 В 4-м классе ученики представляют проект «Кто самый быстрый?» (Who is the fastest?), в котором сравнивают различных диких животных, предварительно изучив их образ жизни, среду обитания, физические особенности и характерную внешность. Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе. И проект – «Моё любимое время года». Цель этого проекта – развитие творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне. Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.



Слайд№6 В 6-м классе ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 3-4 недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля. Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки. Но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным , Слайд №7 в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе, к дикой природе, цирке заповеднике создании заповедников и национальных парков и т.д.6.

Слайд №8. Улицы немецкого города длинные, широкие и чистые. Немцы любят порядок. Как содержим мы свои улицы и дворы? Об этом разговариваем с учащимися, изучая тему «Где и как живут здесь люди?». (добавить материал о переработке мусора в Германии – тема «Wir trennen Müll»)

7кл.- дети готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи, слушают музыку. Семиклассники готовили выступление о том, в какой опасности наша планета Земля. Загрязнение воды и воздуха, уничтожение лесов и исчезновение животных – это важные экологические проблемы. Учащиеся приводили примеры на затронутую тему, из текстов, подобранных заранее.

8кл.«Зеленые» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).

Учащиеся знакомятся с экологическими традициями Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее. Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Чтобы сохранить её, нужно охранять леса и парки, бороться с мусором, содержать в чистоте города и деревни. Учащиеся составляют сообщения на данную тему, делают рисунки

Слайд №9. В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка

Слайд№11. Помоги нашей планете (Save our Planet).Ученики изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций. Цель проекта - привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.

В 11 классе -«Глобальные проблемы». Наша планета в опасности. Кислотные дожди, загрязнение воздуха и воды, озоновая дыра, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе. Что же нужно сделать, чтобы защитить природу? Какое участие принимают в этом дети? Они могут заботиться о лесе и животных в нём, следить за чистотой улиц, дворов, своего жилища,– основное содержание темы «Заботимся вместе о нашей планете Земля».. «Я здесь живу» (I live in the area).«Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes).



Слайд№ 12. Следующий проект - «Город моей мечты» В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.