МОУ ИРМО «Большереченская СОШ»
«Экологическое образование
на уроках иностранного языка»
Учитель английского языка
Попова Марина Петровна
Большая Речка
Октябрь 2022г.
Человек в общении с природой с первых лет жизни. Любовь к природе – могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Французский писатель А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: “Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей; исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе …” Красота природы побуждала писателя к творчеству, будила высокие помыслы. Он рассказывал, как мальчиком был близок к совершенному счастью при одном взгляде на красивый пейзаж. Сегодня мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду. Что же для этого нужно сделать?
Воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние. Проблемный Совет по экологическому образования Российской академии образования предложил концепцию общего среднего экологического образования и воспитания школьников. Основной мыслью которой является формирование у всех выпускников экологической грамотности. В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества Таким образом, в содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определённая информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определённого положительного отношения к этой действительности.
В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.
Слайд № 3 Например, в начальной школе - темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Погода», «Мой дом», «Животные» напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. Учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием. Слайд №4 Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения. По статистике, Россия удерживает 2-е место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей семье живут питомцы. В рамках проекта Домашний зоопарк ребята собрали информацию о том, какие животные чаще всего становятся домашними питомцами. Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.
Слайд №5 В 4-м классе ученики представляют проект «Кто самый быстрый?» (Who is the fastest?), в котором сравнивают различных диких животных, предварительно изучив их образ жизни, среду обитания, физические особенности и характерную внешность. Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе. И проект – «Моё любимое время года». Цель этого проекта – развитие творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне. Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.
Слайд№6 В 6-м классе ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 3-4 недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля. Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки. Но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным , Слайд №7 в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе, к дикой природе, цирке заповеднике создании заповедников и национальных парков и т.д.6.
Слайд №8. Улицы немецкого города длинные, широкие и чистые. Немцы любят порядок. Как содержим мы свои улицы и дворы? Об этом разговариваем с учащимися, изучая тему «Где и как живут здесь люди?». (добавить материал о переработке мусора в Германии – тема «Wir trennen Müll»)
7кл.- дети готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи, слушают музыку. Семиклассники готовили выступление о том, в какой опасности наша планета Земля. Загрязнение воды и воздуха, уничтожение лесов и исчезновение животных – это важные экологические проблемы. Учащиеся приводили примеры на затронутую тему, из текстов, подобранных заранее.
8кл.«Зеленые» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).
Учащиеся знакомятся с экологическими традициями Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее. Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Чтобы сохранить её, нужно охранять леса и парки, бороться с мусором, содержать в чистоте города и деревни. Учащиеся составляют сообщения на данную тему, делают рисунки
Слайд №9. В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка
Слайд№11. Помоги нашей планете (Save our Planet).Ученики изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций. Цель проекта - привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.
В 11 классе -«Глобальные проблемы». Наша планета в опасности. Кислотные дожди, загрязнение воздуха и воды, озоновая дыра, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе. Что же нужно сделать, чтобы защитить природу? Какое участие принимают в этом дети? Они могут заботиться о лесе и животных в нём, следить за чистотой улиц, дворов, своего жилища,– основное содержание темы «Заботимся вместе о нашей планете Земля».. «Я здесь живу» (I live in the area).«Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes).
Слайд№ 12. Следующий проект - «Город моей мечты» В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.