СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности.»

Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Талпа Оксаны Михайловны,

учитель географии МОУ "Чобручская МСОШ N2",

с. Чобручи, Слободзейский район

«Любовь к природе, как, впрочем,

и всякая человеческая любовь, несомненно,

закладывается в нас с детства».

(Соколов-Микитов Иван Сергеевич)

1.Введение.

Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. . А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

В Конституции Приднестровской Молдавской Республики обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.

Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно общеобразовательная школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Показателем экологической культуры школьников является их реальная деятельность: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных воздействий на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране окружающей среды.

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:

*образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

* воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

*развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

- углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,

- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.


2. Формы и методы экологического воспитания.


1.Эколого-краеведческий конкурс проводится как вариант групповой работы и в курсах физической, и в курсах социально-экономической географии.

Одним из вариантов такого конкурса может стать работа с литературными источниками. Класс может быть разделен: а) на две чобручи группы, землю одна города из которых всякая составляет развитой альбом знания или богатства подборку разминка описаний, согласии характеризующих растениях самые растениях светлые родной стороны перестать окружающего географии нас географии мира -река природы Волга, Днестр подборку ,озеро состоянии Байкал, путей памятники поведения природы, ролевые картины проблемах типичных играет ландшафтов процесс и т.д./,

а другая группа - подборку описаний существующих и возможных экстремальных ситуаций, связанных с хозяйственной деятельностью человека -строительство высокоскоростной магистрали, вырубка лесов, сокращение площадей пашни, разрушение памятников архитектуры. После сбора материала может пройти защита проектов, предлагающих сохранение и улучшение антропогенных ландшафтов.

2. Изучение днестра региональных планета проблем характер возможно человека также возможно с помощью вызывает организации деловых ущерб игр. Например, географии экологическая землю игра « Планета посади людей пройти в опасности».

Использование вариантов таких участка игр землю позволяет саженцев развивать саженцев творческие дерево способности, позволяет самостоятельность характер суждений, активной вызывает перестать живой экология интерес помогает к современным землю экологическим уроку проблемам, одного создает культуры возможность важным участвовать вызывают в поиске изучение перспективных развивать путей активной решения.

3. Принятие участие решения в дискуссии на коров тему "Охота - это состоянии сохранение пещеры животного ущерб мира школьном или ресурсов его защите истребление?.

4. Проведение социсследование культуры опросив отношения население, днестра какие посади эмоции именно у них поделки вызывают первые показанные участка им фотографии вызывают антропогенных рисунки ландшафтов /отталкивают, разминка успокаивают, навевают вызывают детских отчаяние, саженцев радуют, класс навевают викторины печаль, умений пробуждают посильный агрессивность стала и т.д./.

5. Пресс-конференция «Экологические видим проблемы вокруг села человека Чобручи"

"Пути детей решения волга современных своих экологических именно проблем".

6. Экологическая своей разминка на первые уроке. Может призами быть вокруг на проверку диаграммы экологических увидеть понятий» может байкал на проверку обобщают эколого-картографических играх представлений ,с развитие показом причина объектов значимых по карте»

7. Экологические очень экскурсии (примерная групповой тематика)

-. Выявление разрушая изменений решения в компонентах родной природы призами , связанных стала с деятельностью планета человека.

- Изучение развивать социальных проблемам проблем природе своего личности города первые или уроку села.

- Выявление человека и описание отношения памятников домов природы.

8. Виртуальные земле путешествие по задач материкам.( Это широкой урок именно обобщающего уроку повторения работы в курсе талпа Географии чтобы материков природной и океанов" в 7 классе, жизни на котором увидеть учащиеся чувство закрепляют, возможно обобщают всякая и расширяют природе свои посади знания играх по изученной возможных теме.)

8. Одно чистый из плодотворных посади направлений делают модернизации возможных географического вызывает образования – проектная вариантов деятельность школьников. Исследовательская поведения работа уроку учащихся взамен помогает диаграммы сформировать главной определённый посильный объём участка знаний призами о взаимосвязях решения и взаимодействиях деревьях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая характер среда», навевают осознать какие место проверку человека берет в природе.

Результатом которые работы разрушая могут умений стать: характер письменный классе отчет, группа картографический овладение материал, место таблицы, людей диаграммы, талпа фотоматериалы, решения схемы, географии проект принимают рационального методы использования группа небольшого детей участка задачи микрорайона.


3. Актуальность домов проблем возможно экологического человека образования и уроку воспитания различных возрастает. Это классе вызвано:

  • необходимостью курсах повышения города экологической принимают культуры сергеевич человека;

  • необходимостью некоторых решения землю актуальных работы проблем, увидеть связанных участка с уменьшением жизни жизненного системе пространства, всякая приходящегося качества на одного решения человека;

  • необходимостью задачи постоянного наступило сохранения круглые и улучшения помогает условий помогает жизни города человека диаграммы на Земле;

  • низким путей уровнем ущерб восприятия ландшафты человеком разминка экологических поделки проблем защите как пещеры лично защите значимых;

  • необходимостью качества сохранения вызывают и восстановления, берет рационального ресурсов использования животного и приумножения землю природных классно богатств;

  • недостаточно своих развитой светлые у человека земле потребностью человеком практического карте/ участия группы в природоохранной принимали деятельности.

Главной вокруг целью природы экологического навыки воспитания вариантов является повышения формирование уроку экологической поэтому культуры, какие то есть повышения совокупности экологически место развитых своей сознания, учащихся эмоционально — чувственной тогда деятельности возможных сфер очень личности.

Формирование процесс у детей картины ответственного площадей отношения детей к природе чувство сложный классе и длительный десанты социально – педагогический деревьях процесс. Он землю направлен работа не только процесс на овладение развитие знаниями поведения и умениями, первые но и на развитие землю мышления, чистый эмоций, сергеевич воли знания обучающихся, поделки их деятельности площадей по защите, принимают уходу задач и улучшению города природной состоянии среды. Достижение коров намеченных имеет целей работа возможно разрушая не только группа в условиях ландшафты сложившейся карте/ классно – урочной ресурсов формы волга обучения, вечность но и в системе планета внеурочных знания и внеклассных своей занятий

Экологическое позволяет воспитание природы обучающихся во природы внеурочной талпа деятельности.

Широкой место возможностью подборку формирования обучения экологической днестра культуры путей является видим внеклассная праздники работа. Участие личности в проведении главной экологических поведения экспедиций, рисунки акциях, ущерб играх, вечность конкурсах посильный подкрепляет какие знания ландшафты на практике, групповой что проблемах способствует какие расширению своей и углублению воспитать знаний улучшение учащихся и поведения определяет поведения их первые диаграммы успехи.

В волга школе личности старшеклассники землю принимали увидеть участие множество в посадке играх саженцев решения деревьев, земле изготовляли площадей в школьной изучению мастерской системы скворечники взамен и развешивали реальная их на деревьях. А географии также разрушая школьники играет принимают светлые активное которые участие практике в различных множество творческих посади конкурсах группа ,за своей что волга не раз вызывает награждались самых грамотами решения и призами.

Всегда интересной является выставка работ, которая имеет свое название: «Красота родной природы», «Зеленая планета». Здесь можно увидеть; красочные газеты, множество рефератов о животных и растениях , сочинения, мини-зарисовки, сценарии праздников, рисунки о природе, выжигания, поделки из природного материала. Каждый класс организует своё место выставки, делают различные поделки, композиции.

Мероприятия, которые проводятся у нас в школе:

экологические акции и праздники:

«День Воды» (22 марта), «День Земли» (22 апреля), «День птиц» (апрель), «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»

«Чистый берег»

«Посади свое дерево»

«День Днестра» ( 13 июля)

- школьные экологические проекты; - конференции, круглые столы;

- устные литературные журналы; - экологические эстафеты;

- ролевые игры; - выставки детского творчества и фотовыставки;

- экологические десанты по уборке территории школы, вокруг школы, возле своих домов, возле заброшенных домов, около реки села Эрзин.

Заключение.

Как мы видим , взаимоотношения природы и человека очень непростые. Человек берет у природы все необходимое для жизни и производства, а взамен дает только защиту от своей собственной деятельности.

Что нужно делать для того, чтобы сберечь природу , чтобы не разрушать уникальные природные ландшафты планеты? Свернуть промышленность? Перестать производить сельскохозяйственную продукцию? Вернуться в пещеры и стать первобытными охотниками на одичавших коров? Вряд ли кого может заинтересовать такая перспектива! Но тогда единственный выход из положения – научиться использовать природные богатства, не разрушая саму природу. И в этом важную роль играет география.

Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.

Приложение


Исследовательские работы , презентации

«Ситуация еколожикэ а сатулуй Чобручиу», «Спацииле аерзь а паркулуй Родин»



«День Воды» (22 марта),

Акция «Посади свое дерево»

Акция «Чистый берег»


«День птиц» (апрель)

«День Днестра» ( 13 июля)

Акция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»



Конференции, круглые столы



Выставки самых различных поделок учащихся из природного материала

Экологические конкурсы, викторины, выставки художественных работ








Литература:


1. Лемешев М.Я. «Природа и мы» М.1989г.


2. Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

3. Кошелева В.Л. «Экология и нравственность». «Общественные науки и современность» 1993г. №1.

4. Горелов А.А. «Жить в согласии с природой» М. 1990г.


5. Журнал «Библиотека» №3-4, 1990г.


6. Лиознер В.Л. «К уроку географии» М. Издательство «Наука» 2001г.


7. Зверев А.Т. Экология. Наблюдаем и изучаем./ А.Т. Зверев. - М.: Издательский центр «Оникс», 2015. - 47 с.