Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в дополнительном образовании СЮН»
Экологическое воспитание в дополнительном образовании
Современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребёнка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе. Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.
Главный вопрос дополнительного образования звучит как вызов, брошенный нам историей: «Сумеет ли взрослое поколение заинтересовать поколение, которое идёт нам на смену?». В решении этого вопроса немаловажной является задача – она состоит в установлении гармоничных отношений ребёнка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определённый багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком. Особенность педагогики нашей Станции юных натуралистов заключается в том, что в своей основе она является социально-педагогической. Ежегодно Станцией проводится набор детей для занятий кружковой деятельностью.
Основным приоритетным направлением в работе Станции юных натуралистов г.Таганрога является работа по созданию условий для формирования экологического мировоззрения и культуры учащихся нашего города. Содержание образования связано с естественнонаучной деятельностью, с уклонами в эколого-биологическое; художественно-эстетическое; практико-ориентированное направление.
При разработке программ дополнительного образования педагоги стараются учитывать современные интересы ребёнка, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образовательного процесса. В программах просматривается не традиционный упор на получение ребёнком знаний, умений и навыков по выбранному виду деятельности, а интегрированный подход к организации занятий, способствующий развитию и знаниевых, и личностных качеств ребёнка. С этой целью, коллективом активно проводится работа по естественнонаучному направлению, где можно выделить, что решение экологических проблем мы связываем с формированием экологической культуры подрастающего поколения. Работа в этом направлении проводится в форме тематических месячников, акций: «Полезный сбор», «Покормите птиц зимой», «Сохраним памятники природы», «Живой родник», «Наш зелёный экодом», «Азовскому морю – чистый берег», «Культурный быт. Нет – токсичным отходам!», «Наша экологическая тропа», «Аптекарский огород и пряные травы» и др. В рамках этого проводятся: тематические беседы, викторины, экскурсии, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, посадка деревьев.
Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых городских мероприятий, проводимых Станцией юных натуралистов, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей города.
На всех ступенях образования с детьми проводятся традиционные социально-значимые городские экологические мероприятия, праздники, квесты такие как: «День Земли», «День воды», «День птиц», «День моря», «Юный натуралист» направленные на привлечение внимания к проблемам окружающей среды.
Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.