ЭКОЛОГИЯ И
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.
Урок путешествие.
Тип занятия: познавательная игра-проблемная лаборатория
Время реализации занятия: 40 минут
Видеоролик - «Энергия и энергосбережение. Бережем энергоресурсы вместе», Презентация-викторина – «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»
Принципы обучения: сотрудничество, деятельностный подход
Метод обучения: работа в проблемно-творческих лабораториях
Форма работы: групповая (группы переменного состава)
Цели и задачи:
актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения;
пропаганда идей энергосбережения среди школьников;
формирование культуры энергосбережения у молодёжи для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;
развитие интереса к практическому применению полученных знаний.
ХОД УРОКА.
1. Введение. Мотивация
Учитель: Экологическая катастрофа. Все вы не раз слышали это выражение. Что оно означает? В чем заключается эта катастрофа? Так ли она опасна для человечества? И что нужно делать, чтобы ее предотвратить? (Видеоролик)
Учащиеся отвечают.
Учитель: Все вы сказали правильно. Загрязнение атмосферы ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов, что наблюдается уже сейчас. Уже сегодня должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты. Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Это очень серьезная проблема, но наш разговор сегодня будет не об этом. Эффективное использование энергии. Сегодня это тема нашего разговора. Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Как вы думаете, почему?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Верно, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.
Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Вспомним закон сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую.
Итак, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.
Возникает вопрос, почему же мы, вроде бы все знающие, не экономим электрическую энергию? Может быть, мы плохо представляем реальные результаты даже элементарной экономии электроэнергии? Мы предлагаем вам разделиться на две группы. Одной предлагаем ответить на вопросы викторины по энергосбережению, другая группа проанализирует результаты анкеты, проведенной каждым из вас у себя дома.
2. Работа в лаборатории
Учащиеся делятся на две группы. Одна группа – участвует в викторине. (Презентация «Викторина», )
Викторина «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»
Вопрос 1
У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?
1. Компьютер
2. Холодильник
3. Телевизор
4. стиральная машина
Ответ: В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.
Вопрос 2
Главным с точки зрения энергоэффективности при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос:
В каком году произведен автомобиль?
На каком топливе работает автомобиль?
Какова марка автомобиля?
Сколько топлива потребляет автомобиль?
Ответ: При сгорании одного литра бензина вырабатывается два с половиной килограмма углекислоты. Главным при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос: «Сколько топлива он потребляет»? В настоящее время на рынке присутствуют автомашины, потребляющие 4 литра бензина на 100 км и менее.
Вопрос 3
Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через:
Вентиляцию
Дверные щели
Окна
Стены
Ответ: По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.
Вопрос 4
Какая лампа наиболее энергоэффективная?
Светодиодная
Лампа накаливания
Люминисцентная
Паяльная
Керосиновая
Ответ: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение. С точки зрения энергоэффективности, затратности и практического применения считаются наиболее функционально-перспективным направлением. Но пока эти лампы не получили такого широкого распространения, как всем известные люминисцентные лампы (менее энергоэффективны, чем светодиодные, но выгоднее ламп накаливания). Однако при повреждении колба люминисцентной лампы высвобождает пары ртути, что может вызвать отравление. В России система утилизации таких ламп пока не отлажена.
Вопрос 5
Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?
0 %
65 %
95%
Ответ: Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.
Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.
Вопрос 6
Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту?
однотарифные
двухтарифные
трехтарифные
Ответ: Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Региональная энергетическая комиссия раздела сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. Двухтарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Это позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума. Эта система учета позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование некоторых бытовых электроприборов.
Вопрос 7
Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна?
30 %
40%
50%
Ответ: Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!
Вопрос 8
Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:
на 10%
на 20%
на 30%
Ответ: Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате - потери энергии составляют 20%.
Вопрос 9
Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:
на 20%
на 40%
на 30%
Ответ: При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.
Вопрос 10
Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:
в 1,5 раза
в 2 раза
в 3 раза
Ответ: Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.
Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года
Вторая группа анализирует анкеты учащихся и готовит выступление. (Приложение 1)
3. Подведение первого этапа работы. Рефлексия
После окончания работы в группах учитель подводит итоги викторины, учащиеся второй группы сообщают о результатах анализа анкет «Сбережение энергии». Подводя итоги, учитель формулирует мысль о недостаточности имеющихся знаний, что является стимулом для их получения.
Учитель: Оказывается знания у вас поверхностные, чисто теоретические. И экономите электроэнергию вы маловато. Предлагаем вам поработать в творческой мастерской для получения не абстрактных, а реальных знаний. Разделимся на 3 группы.
1 – любители расчетных задач,
2 – любители эвристических задач,
3 – создатели агитационного плаката – рекламного продукта.
Работа в творческой мастерской
Ребята, перед началом занятия, старшеклассники получили задание выполнить расчетные задачи, т.е рассчитать экономию эл. энергии на самых обыденных ситуациях для каждой семьи. И вот результаты. Учитель зачитывает задачу, ребята по очереди зачитывают результат экономии.
Задачи для расчетной группы – 1 гр.
Задача 1: Насколько энергетически выгоднее кипятить 2 чашки чая, чем полный чайник, который затем остывает?
Задача 2: Сколько стоит стоимость сэкономленная электроэнергия при выключении света в кабинетах школы во время большой пятнадцатиминутной перемены?
Задача 3: Подсчитать экономию при установке индивидуальных счетчиков на холодную и горячую воду в двухкомнатной квартире, в которой проживают 4 человека.
Задача 4: Подсчитать, сколько можно сэкономить денег, если заменить обычные лампы накаливания на энергосберегающие в пятирожковой люстре.
(Приложение 2,)
Задачи для дискуссионного клуба (любители эвристических задач)- 2 гр
Группе предлагаются задачи для решения. (Приложение 3) Время решения – 3 минуты. Затем обучаемые по очереди рассказывают свои предложения по решению данных проблем. Учитываются количество предложенных способов решения и активность участия в дискуссии.
Задача 1: В большом городе ночью светофоры мигают желтым светом. Мощность одного устройства невелика, но в мегаполисе светофоров много. Общая мощность получается немаленькая. С другой стороны, выключать светофор нельзя – он предупреждает редких водителей о том, что впереди перекресток. Как быть?
Задача 2: Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. Что делать: ставить на ворота специального сотрудника или просить водителей закрывать за собой дверь?
Задание для группы поэтов – Рекламное агенство. – 3 гр.
Пилотные слоганы к рекламной кампании: (составить из нарезки слов)
«Энергосбережение - дело для всех - польза для каждого»
«Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»
«Не изменяй себе - изменяй себя»…Энергосбережение!
«Энергосбережение - новый подход к решению старых проблем»
«Занятие энергосбережением дает доход и власти уважение»
«Берегите электричество в любых количествах»
«И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»
(Приложение 4)
5. Обсуждение работы творческих мастерских. Рефлексия
Представители творческих мастерских по очереди сообщают о результатах своей работы. Учителя подводят итоги.
6. Выводы. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на управленческом уровне, теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать. А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром... Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.
Сегодня на нашем занятии мы попытались посмотреть на энергосбережение с различных позиций: зачем и как? Очень надеемся, что вы сделаете выводы, поделитесь своими впечатлениями с родителями и близкими и измените свое отношение к сбережению энергии. Слайд 23.
Хочу остановиться на еще одной интересной акции, проводимой каждый год во всем мире. Это «Час Земли». Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. Рекордное число стран принимают участие в акции «Час Земли. В частных домах и на государственных объектах люди на целый час выключали электроэнергию. В Париже погасла Эйфелева башня, в Лондоне – крупнейшее в мире колесо обозрения «Лондонский глаз», в Нью-Йорке – площадь Таймс-сквер, в Пекине – гигантский стадион «Птичье гнездо», а также более семидесяти объектов в Москве. «Вести.ру» сообщают: в столице «потухли» здания Мэрии, МГУ, на всех московских «высотках», башне на Шаболовке, всём Новом Арбате, Киевском вокзале, дворце спорта в Лужниках, на эстакадах и мостах. Кроме столицы акцию поддержали еще тридцать российских городов. Не хотите и вы поучаствовать в этой акции? Студенты Белгородского института искусств и культуры выключили свет в общежитии, оставив гореть 16 окон в форме буквы «Я».
Рефлексия. Метод «Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д.
Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия.
После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).
Литература:
Грачева Е. Энергосбережение для всех и каждого.Челябинск: ОГУП "Энергосбережение", 2002.
Филичев С.А. Основы технического творчества: практикум: учебное пособие / С.А.Филичев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008.
Филичев С.А. Экологи изобретают: решение экологических задач методами технического творчества: учебное пособие / С.А.Филичев, О.Д. Лукашевич. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010.
ЭНЕРГИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Учебное пособие для средней школы. — СПб. 2008.
Гаврилин А.И., Косяков С.А., Литвак В.В., Лукутин Б.В., Силич В.А., Яворский М.И. Азбука энергосбережения. Пособие для учителя. – Томск: «Курсив плюс», 1999.
Интернет-ресурсы
Рисунки, фотографии, графические изображения взяты с сайтов:
http://ru-ru.facebook.com/EnergySavingRF
http://cartoon.kulichki.com/family/family078.htm
http://caricatura.ru/subj/fin/url/daily/kran/331/
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=1035439&keywordid=640382
http://www.golosbel.ru/oao-belgorodskaya-sbytovaya-kompaniya-obyavlyaet-semeinyi-konkurs-energosberezhenie-narodnoe-dvizhen
http://www.solar-torg.ru/
Вопросы викторины
Викторина «Энергоэрудит», сайт Город хороших новостей Кемерово http://www.kemerovo.ru/?page=924
Викторина по энергосбрежению, сайт Центр экологической политики и культуры http://ecologyandculture.ru/index.php?id=134&&type_id=148&test
Сайт Энергоэффективная Россия http://energohelp.net/
Сайт WWF час Земли 2011 http://www.wwf.ru/eh2011/about/