СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы»

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

Цель лекции: Познание влияния форм эксплуатации природных ресурсов на живые организмы и их сообщества, на сохранность и биологическую продуктивность экологических систем Основные вопросы: 1.Предмет и задачи природопользования и охраны природы 2. Мотивы рационального природопользования и охраны природы 3. Природная среда: природные ресурсы и их классификация 4. Виды и степень воздействия человека на природу

Цель лекции:

Познание влияния форм эксплуатации природных ресурсов на живые организмы и их сообщества, на сохранность и биологическую продуктивность экологических систем

Основные вопросы:

1.Предмет и задачи природопользования и охраны природы

2. Мотивы рационального природопользования и охраны природы

3. Природная среда: природные ресурсы и их классификация

4. Виды и степень воздействия человека на природу

Охрана природы (окружающей природной среды) система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.  В природоохранной деятельности различают охрану: АТМОСФЕРЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ВОД ЖИВОТНОГО МИРА НЕДР ПОЧВ КОМПОНЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Охрана природы (окружающей природной среды)

система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. В природоохранной деятельности различают охрану:

АТМОСФЕРЫ

РАСТИТЕЛЬНОГО

ВОД

ЖИВОТНОГО МИРА

НЕДР

ПОЧВ

КОМПОНЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Виды природопользования ОТРАСЛЕВОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РЕСУРСНОЕ использование природных ресурсов в пределах какой-либо территории использование природных ресурсов в пределах отдельной отрасли хозяйства использование какого-либо отдельно взятого ресурса Конечная цель рационального природопользования и охраны природы – обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.  Рациональное природопользование предусматривает переход промышленности и сельского хозяйства к ресурсосберегающим технологиям:  1) возможно более полное использование извлекаемых природных ресурсов;  2) повторное использование отходов производства и потребления ;  3) овладение чистыми источниками энергии;  4) строгое ограничение выбросов в пределах норм, установка очистительных фильтров и сооружений.

Виды природопользования

ОТРАСЛЕВОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

РЕСУРСНОЕ

использование природных ресурсов в пределах какой-либо территории

использование природных ресурсов в пределах отдельной отрасли хозяйства

использование какого-либо отдельно взятого ресурса

Конечная цель рационального природопользования и охраны природы обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.

Рациональное природопользование предусматривает переход промышленности и сельского хозяйства к ресурсосберегающим технологиям:

1) возможно более полное использование извлекаемых природных ресурсов;

2) повторное использование отходов производства и потребления ;

3) овладение чистыми источниками энергии;

4) строгое ограничение выбросов в пределах норм, установка очистительных фильтров и сооружений.

В основе рационального природопользования и охраны природы лежат разные мотивы (аспекты):  Экономический мотив – важнейший мотив как в прошлом, так и в настоящее время, т.к. вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов  Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни населения  Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные  Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т. д. с целью ее научного познания  Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека

В основе рационального природопользования и охраны природы лежат разные мотивы (аспекты):

Экономический мотив – важнейший мотив как в прошлом, так и в настоящее время, т.к. вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов

Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни населения

Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные

Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т. д. с целью ее научного познания

Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека

Природная среда: природные ресурсы и их классификация

естественная среда обитания и деятельности человека и других живых организмов. Природная среда включает литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и околоземное космическое пространство.

Природная (окружающая, географическая) среда

– элементы природы (объекты и явления), необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство (атмосферный воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные ископаемые, климат, растительность, животный мир и т. д.).

Природные ресурсы

элементы природы (объекты и явления), влияющие на жизнь и деятельность человека, но не вовлеченные в материальное производство (некоторые газы атмосферы, виды животных и растений и др.). По мере развития науки и техники природные условия становятся природными ресурсами.

Природные условия

часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человечества.

Природно-ресурсный потенциал

 Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов: По источникам и местоположению:  энергетические ресурсы, атмосферные газовые ресурсы, водные ресурсы, ресурсы литосферы, ресурсы растений-продуцентов, ресурсы консументов, ресурсы редуцентов, климатические ресурсы По принципу используемости человеком : реальные природные  ресурсы используются в настоящее время человеком в производственной деятельности; потенциальные природные  ресурсы в настоящее время не используются человеком вообще, либо используются в недостаточной степени (энергия Солнца, морских приливов, ветра и др.). По принципу заменимости:  заменимые природные ресурсы можно заменить другими сейчас или в обозримом будущем (все полезные ископаемые, энергоресурсы); незаменимые природные ресурсы нельзя заменить другими природными ресурсами (атмосферный воздух, вода, генетический фонд живых организмов). По сфере их использования:  производственные (сельскохоз-ные и пром-ные), здравоохранительные (или рекреационные), эстетические, научные

Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов:

По источникам и местоположению:

  • энергетические ресурсы,
  • атмосферные газовые ресурсы,
  • водные ресурсы,
  • ресурсы литосферы,
  • ресурсы растений-продуцентов,
  • ресурсы консументов,
  • ресурсы редуцентов,
  • климатические ресурсы

По принципу используемости человеком :

  • реальные природные ресурсы используются в настоящее время человеком в производственной деятельности;
  • потенциальные природные ресурсы в настоящее время не используются человеком вообще, либо используются в недостаточной степени (энергия Солнца, морских приливов, ветра и др.).

По принципу заменимости:

  • заменимые природные ресурсы можно заменить другими сейчас или в обозримом будущем (все полезные ископаемые, энергоресурсы);
  • незаменимые природные ресурсы нельзя заменить другими природными ресурсами (атмосферный воздух, вода, генетический фонд живых организмов).

По сфере их использования:

  • производственные (сельскохоз-ные и пром-ные),
  • здравоохранительные (или рекреационные),
  • эстетические,
  • научные
По принципу исчерпаемости и возобновимости природные ресурсы бывают: исчерпаемые неисчерпаемые ресурсы, количество которых ограничено и абсолютно, и относительно. ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования.  Неисчерпаемые природные ресурсы включают: возобновимые невозобновимые ресурсы водные (воды Мирового океана), климатические (атмосферный воздух, энергия ветра), космические (солнечная радиация, энергия морских приливов). по мере использования постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60–80 лет, почвы – несколько тысячелетий. абсолютно не восстанавливаются (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливаются значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы).

По принципу исчерпаемости и возобновимости

природные ресурсы бывают:

исчерпаемые

неисчерпаемые

ресурсы, количество которых ограничено и абсолютно, и относительно.

ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования.

Неисчерпаемые природные ресурсы включают:

возобновимые

невозобновимые

  • ресурсы водные (воды Мирового океана),
  • климатические (атмосферный воздух, энергия ветра),
  • космические (солнечная радиация, энергия морских приливов).

по мере использования постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60–80 лет, почвы – несколько тысячелетий.

абсолютно не восстанавливаются (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливаются значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы).

Виды и степень воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Разрушительное (деструктивное) воздействие – человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие – человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие – человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие – изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления.

Косвенное (опосредованное) воздействие – изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов ; 2) загрязнение природной среды .

Загрязнение – привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых (обычно не характерных для нее) вредных химических, физических, биологических, информационных агентов.

По видам загрязняющих агентов загрязнение окружающей среды делят на:

  • физическое (тепловое, радиоактивное, шумовое, электромагнитное, световое и др.),
  • химическое (тяжелые металлы, пестициды, синтетические поверхностно активные вещества – СПАВ, пластмассы, аэрозоли, детергенты и др.) и
  • биологическое (патогенные микроорганизмы, продукты генной инженерии и др.). Помимо влияния на круговорот веществ, человек оказывает воздействие на энергетические процессы в биосфере.
  • Наиболее опасным здесь является тепловое загрязнение биосферы, связанное с использованием ядерной и термоядерной энергии.
 Одна из классификаций загрязнений, основанная на системном подходе, сделана Г.В. Стадницким и А.И. Родионовым (1988). Авторы под загрязнением понимают любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения и делят его на: – совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам (бытовые стоки, ядохимикаты и удобрения, продукты сгорания и т.д.). Ингредиентное загрязнение – изменение качественных параметров окружающей природной среды (шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное). Параметрическое загрязнение - воздействия, вызывающие нарушение в составе и структуре популяций живых организмов (перепромысел, направленная интродукция и акклиматизация видов и т.д.). Биоценотическое загрязнение Стациально-деструкционное (от слов стация – место обитания популяции, деструкция – разрушение) – воздействие, приводящее к нарушению и преобразованию ландшафтов и экосистем в процессе природопользования (вырубка лесов, эрозия почв, зарегулирование водотоков, урбанизация и пр.).

Одна из классификаций загрязнений, основанная на системном подходе, сделана Г.В. Стадницким и А.И. Родионовым (1988). Авторы под загрязнением понимают любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения и делят его на:

– совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам (бытовые стоки, ядохимикаты и удобрения, продукты сгорания и т.д.).

Ингредиентное загрязнение

– изменение качественных параметров окружающей природной среды (шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное).

Параметрическое загрязнение

- воздействия, вызывающие нарушение в составе и структуре популяций живых организмов (перепромысел, направленная интродукция и акклиматизация видов и т.д.).

Биоценотическое загрязнение

Стациально-деструкционное

(от слов стация – место обитания популяции, деструкция – разрушение) – воздействие, приводящее к нарушению и преобразованию ландшафтов и экосистем в процессе природопользования (вырубка лесов, эрозия почв, зарегулирование водотоков, урбанизация и пр.).

Экологическая характеристика десяти главных загрязнителей биосферы

Загрязнители

1. Углекислый газ

Характеристика

2. Окись углерода

Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению ее температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями.

Образуется при неполном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.

3. Сернистый газ

Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые ткани.

4. Окислы азота

Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорожденных. Способствуют чрезмерному разрастанию водной растительности.

5. Фосфаты

6. Ртуть

Содержатся в удобрениях. Главный загрязнитель вод в реках и озерах.

Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.

7. Свинец

Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.

8. Нефть

Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктонных организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.

9. ДДТ и другие пестициды

Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.

10.Радиация

При превышении допустимых доз приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим; мутациям.

Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое охрана природы? 2. Что такое рациональное природопользование? 3. Какие мотивы рационального природопользования представлены в лекции? 4. Как классифицируются природные условия? 5. Как можно подразделить виды и степень воздействия человека на природу?  

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое охрана природы?

2. Что такое рациональное природопользование?

3. Какие мотивы рационального природопользования представлены в лекции?

4. Как классифицируются природные условия?

5. Как можно подразделить виды и степень воздействия человека на природу?

 

Благодарю за внимание!  Домашнее задание: Составить пазл замкнутого ресурсосберегающего без- или малоотходного использования природных ресурсов Выучить основные определения данной лекции Составить таблицу негативного воздействия на человек 10 приоритетных загрязнителей ОС, представленных на 12 слайде

Благодарю за внимание!

Домашнее задание:

  • Составить пазл замкнутого ресурсосберегающего без- или малоотходного использования природных ресурсов
  • Выучить основные определения данной лекции
  • Составить таблицу негативного воздействия на человек 10 приоритетных загрязнителей ОС, представленных на 12 слайде