СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономические системы и собственность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит теорию по теме "Экономические системы и собственность", подобно рассматривает ключевые термины, особенности различных видов экономических систем. Рассматриваются различные виды собственности.

Просмотр содержимого документа
«Экономические системы и собственность»

3.3 Экономические системы и собственность


 Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Критерии экономических систем

Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.

  • Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)

  • Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)

  • Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)

  • Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить

  • Роль государства в экономике

  • Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)


Три главных вопроса экономики.

  • Что производить? (Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе данное время?).

  • Как производить? (При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?)

  • Для кого производить? (Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?) 

 

Традиционная экономическая система.

Это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для удовлетворения собственных потребностей производителя, а решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются на основе обычаев и традиций.

ОСОБЕННОСТИ.

  • Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.

  • Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.

  • Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.

  • Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.

  • В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.

  • Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.

  • Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.

  • Замкнутый характер

  • Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная —  ремесленные и крестьянские хозяйства.

  • Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.

 Достоинства.

  • Сохранение культуры.

  • Стабильность.

  • Высокое качество производимой продукции


Недостатки.

  • Неспособность к прогрессу.

  • Незащищенность перед любыми внешними изменениями.

  • Ограниченность числа производимых благ.

  • Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.

  • Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.

  • Высока зависимость от климатических условий.

Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.


Государственная (командно-административная) экономическая система.

Это экономическая система, в которой экономическая деятельность всех субъектов жёстко регламентируется из единого экономического центра в соответствии с государственным планом.


ОСОБЕННОСТИ.

  • Господство общественной собственности

  • Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства

  • Государственная монополизация и бюрократизация экономики

  • Централизованное планирование и установление цен.

  • Отсутствие у производителей свободы выбора

  • Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.

Достоинства.

  • Устойчивость.

  • Социальная стабильность, уверенность людей в завтрашнем дне.

  • Примерно одинаковый уровень жизни людей.

  • Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества.

  • Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, и безработицы.

  • Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях.


 Недостатки.

  • Отсутствие самостоятельности производителей.

  • Отсутствие заинтересованности в результатах труда, так как господствует уравнительный способ оплаты.

  • Дефицит товаров, ограниченный их выбор.

  • Застои в экономике.

  • Огромный бюрократический аппарат

Примеры стран: Северная Корея, Куба, Вьетнам  ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы).

 

Рыночная экономическая система.

Это экономическая система, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора.


ОСОБЕННОСТИ.

  • Основа — частная собственность

  • Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.

  • Личная свобода и выгода всех участников деятельности.

  • Свободная конкуренция

  • Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.

  • Минимальное вмешательство государства в экономику

Достоинства.

  • Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде.

  • Отторжение ненужного и неэффективного производства.

  • Наличие больших прав у производителей и потребителей.

  • Не требуется большой аппарат управленцев

  • Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения —«невидимой руки рынка».

  • Наличие конкуренции, приводящей к повышению качества продукции и услуг.

  • Появление новых продуктов на рынке

  • Широкое использование новых технологий производства

 Недостатки.

  • Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.

  • Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.

  • Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.

  • Безжалостное, потребительское отношение к природе.

  • Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента.

  • Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.

  • Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции

 

Смешанная экономическая система.

Это экономическая система, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение экономических ресурсов осуществляется  как рынками, так и при значительном участии государством.


ОСОБЕННОСТИ.

  • Наличие частного и государственного сектора экономики

  • Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования

  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

  • Развитая инфраструктура.

  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, наукикультуры и другие.


Достоинства.

  • Экономическая, а отсюда и политическая стабильность.

  • Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике.

  • Гарантии социальной защиты населению.

  • Поощрение инноваций.

  • Инвестирование социальной сферы.


Недостатки.

  • Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики.

  • Необходимость разработки модели с учётом национальных особенностей государства.

Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие.



3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.


Производство – процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

 Две сферы производства

  • Материальное – создание вещественных богатств, необходимых для удовлетворения потребностей + оказание материальных услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство)

  • Нематериальное – создание духовных, нравственных ценностей + оказание нематериальных услуг (здравоохранение, образование и др.)

Целью и результатом производства является продукт.

 Продукт — результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах.

Продукт труда, произведённый для продажи, является товаром.

Два свойства товара:

  • имеет потребительную стоимость, т. е. способность быть полезным, нужным людям, и

  • имеет меновую стоимость, т. е. способность обмениваться на другие товары.


Услуга – это такая целесообразная деятельность людей, которая направлена на удовлетворение потребностей, но не связана с производством чего-либо (например, услуги парикмахера, переводчика и пр.)

Материальные услуги: транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание, связь и др.


Нематериальные услуги: просвещение, здравоохранение, наука, искусство, социальное обеспечение, страхование, кредитование и др.


Элементы производства.

Производительные силы общества – это всё, что задействовано в процессе производства, совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.


Производительные силы:

  • люди, человеческий фактор

  • средства производства (вещественный фактор)

  • технологии производства

  • организация процесс производства


Производственные отношения.

Это отношения, которые складываются в процессе производства товаров и оказания услуг.

  • организационно-экономические – это отношения, связанные  с кооперацией производства, специализацией, разделением труда;

  • социально-экономические – отношения собственности на ресурсы и факторы производства.


Виды производства:

  • экстенсивное – увеличение продукта за счёт количественного прироста ресурсов;

  • интенсивное – за счёт качественного повышения факторов производства и повышения их эффективности.


Производительность труда.

Производительность  труда – это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой за единицу времени (за час, за с мену, за месяц и т.д.)


Факторы роста производительности труда.

Это те условия, благодаря которым производительность труда растёт:

  • материально-технические — использование новой техники, видов сырья и материалов, внедрение прогрессивной техноло­гии, заинтересованность работника;

  • социально-психологические — повышение квалификации ра­ботников, использование современных форм стимулирования труда, морально-психологический климат в коллективе;

  • организационно-экономические — улучшение уровня органи­зации труда, качества управления трудом;

  • разделение труда и специализация.


Разделение труда.

 Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.


Виды разделения труда:

  • профессиональное,

  • внутризаводское,

  • межотраслевое,

  • межрегиональное,

  • международное.


Уровни разделения труда:

  • общее: разделение производства на крупные роды — сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь, а также на умственный и физический труд;

  • частное: разделение на отрасли и подотрасли, например, промышленность – тяжёлая и лёгкая, добывающая и обрабатывающая и т.д.;

  • единичное: разделение труда внутри предприятия, например, подетально;

  • территориальное: по регионам, странам.


Специализация.

Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма.


Уровни специализации:

  • специализация труда отдельного человека;

  • отдельного целого предприятия;

  • стран или хозяйства страны в целом.


Последствия специализации:

  • позволяет каждому человеку найти ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно;

  • способствует повышению профессионализма работников, товары и услуги создаются всё более высокого качества, то есть способствует повышению производительности труда.





3.5 Обмен, торговля.


Обмен – это процесс, в результате которого люди вместо произведённого продукта получают деньги или другой продукт.

Условия обмена:
  • общественное разделение труда

  • наличие как минимум двух сторон

  • обладание равноценными благами

  • добровольность

  • готовность к обмену

  • взаимовыгодность сторон

 

 Разновидности обмена.

Бартер (от англ. обмен) – натуральный обмен, обмен одного товара на другой БЕЗ посредства денег (например, ремесленник обменивает свои изделия на сельхозпродукцию у земледельца).

Торговля – товарно-денежный обмен, обмен одного товара на другой посредством денег.

Преимущества торговли:
  • позволяет наиболее точно определить стоимость товара

  • позволяет сократить время обмена

  • позволяет сократить затраты при обмене

Виды торговли:
  • внутренняя торговля – оптовая и розничная торговля внутри страны.

  • внешняя торговля – торговля между государствами. Вывоз товаров — экспорт, ввоз – импорт.

  • оптовая торговля – купля -продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной.

  • розничная торговля – купля -продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления













Работа с текстом


Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т. п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь  — сохранение товарного вида и потребительских свойств.


1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

1)  рост популярности дистанционной торговли;

2)  дистанционный способ продажи товаров;

3)  полнота информации о товаре как важное условие дистанционной покупки;

4)  риски дистанционных покупок;

5)  условия возврата товара, купленного дистанционно.


2. В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?

Пояснение.

1.  Ответ на первый вопрос: удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения.

2.  Ответ на второй вопрос: ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т. п.


3. В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их? Какой информации при покупке товара дистанционным способом, по мнению авторов, следует уделить особое внимание?

Пояснение.

1.  Удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения.

2.  Ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т. п.

3.  Особое внимание следует уделить полноте информации о продавце, товаре и об условиях покупки.


4. В настоящее время телемагазины активно предлагают потребителям одежду, обувь, ювелирные украшения. Предположите, с какими проблемами может столкнуться потребитель при дистанционной покупке именно этих товаров. Выскажите три предположения.

Пояснение.

1)   несоответствие реального вида товара его изображению в каталоге;

2)   невозможность по изображению определить реальное качество товара, материалов, из которых он изготовлен;

3)   трудности с выбором размера обуви, одежды;

4)   невозможность по изображению определить: насколько потребителю идёт эта одежда, удачно ли она «сядет»; подойдёт ли полнота и размер обуви и т. п.


5. Какие рекомендации, касающиеся дистанционной торговли, применимы и к покупкам в стационарных магазинах? Используя текст, приведите две рекомендации и в каждом случае кратко поясните свой выбор.

Пояснение.

1)   при покупке товара следует уделить особое внимание информации о товаре (чтобы понимать состав, правила эксплуатации, срок годности и потенциальные факторы риска, связанные с потреблением товара);

2)   перед покупкой внимательно изучить информацию о производителе, узнать условия обмена-возврата товара (чтобы при необходимости вернуть деньги).


6. Какой информации при покупке товара дистанционным способом, по мнению авторов, следует уделить особое внимание? Как это может защитить права потребителя?

Пояснение.

1.  Ответ на первый вопрос: удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения.

2.  Ответ на второй вопрос: ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т. п.